Презентация "Грамотная речь педагога - залог грамотной речи дошкольников"
консультация

         Речь  педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.    Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников» Деловая игра подготовила учитель-логопед Бояринцева Н.И .

Слайд 2

«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания». В.А.Сухомлинский

Слайд 3

“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”. Л.И.Скворцов

Слайд 4

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. свое отношение к предмету разговора. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Слайд 5

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Слайд 6

Упражнения на дыхание

Слайд 7

Артикуляционные упражнения • Уколы языка в правую - левую щеки. Быстро, энергично. Короткий отдых, и вновь повторяем упражнение. • Энергичное многократное повторение звуков т— д – т — д – т — д – т —д. • Круговые движения языка при закрытом рте. • Быстрое энергичное произношение губных звуков п —б– п — б – п — б – п — б . • Гримасы губами – влево—вправо—влево—вправо.

Слайд 8

Произнесение скороговорок 1 команда От топота копыт пыль по полю летит. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, так и без Прокопа кипит укроп… 2 команда Револьверы отрегулировали в лаборатории. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Сшит колпак да не по— колпаковски . Вылит колокол, да не по— колоколовски . Надо колпак переколпаковать , перевыколпаковать . Надо колокол переколоколовать , перевыколоколовать !

Слайд 9

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность. 1 команда «Разговор подруг» 2 команда «Спор в автобусе»

Слайд 10

«Разговор подруг» - Займи мне двести рублей. - Я не знаю у кого. - Я тебя прошу мне занять! - Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи – у кого? Вопрос . Почему ведущие диалога не понимают друг друга? «Спор в автобусе» - Вы на следующей остановке сходите? - Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?» - Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?» - Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?» - Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? - Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете. Вопрос . Кто прав, а кто нет? Из-за чего разгорелся спор?

Слайд 11

«Разговор подруг» Предполагаемый ответ . Одна из подруг не владеет культурой речи, допускает ошибку. Ей следовало сказать: «Дай мне в долг в долг», «Дай взаймы», «Одолжи», так как глагол «занять» имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». Вывод . В данном случае неточность речи обусловлена неточностью словоупотребления. «Спор в автобусе» Предполагаемый ответ . Правильно будет сказать: «Выходите ли вы?», так как в автобусе есть выход и вход. Однако уместен будет и вопрос «Сходите ли вы?», так как в автобусе есть ступеньки, а по ступенькам сходят. Вывод. Необходимо знание особенностей русского языка.

Слайд 12

С какими существительными можно употребить глагол, объясните. 1 команда НАДЕТЬ Форму, пальто, ребенка, девочку, туфли, больного, куклу, шапку, бабушку, дедушку, платье, костюм 2 команда ОДЕТЬ

Слайд 13

НАДЕТЬ (что-нибудь) форму пальто туфли шапку платье костюм ОДЕТЬ (кого-нибудь) ребенка девочку больного куклу бабушку дедушку

Слайд 14

Слова-паразиты в нашей речи Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. «Замусоренный» язык ничем не лучше захламленной комнаты. 1 команда «По большому счету Таможенный союз не был экономически выгоден его основателям». «Каждая школа получила возможность, скажем так, стать яркой, самобытной». 2 команда «Я посетил, будем так говорить, сувенирный цех». «Буквально на следующий день последовало заявление начальника».

Слайд 15

Жаргон – нелитературные слова и выражения, которые используются в непринужденном общении в группах людей, объединенных профессией, общими интересами, увлечениями (врачи, музыканты, спортсмены, студенты и т.д.) Прочитайте следующий текст. Замените сленговые слова на соответствующие слова русского языка. 1 команда «Один фитиль такое сморозил! Подкатывает к шкету: «Дай, - говорит – велик погонять». Сел и почесал». 2 команда «А тут училка . А он давай выпендриваться, варежку разинул, да как дерябнется ». «Сам с фингалом . Училка чуть не с катушек. А велик чикнулся . Во ржачка !»

Слайд 16

Примерный перевод: 1. «Один высокий парень такое натворил! Подходит к маленькому мальчику и говорит: «Дай велосипед покататься. Сел и поехал». 2. «Подходит учительница. Он решил похвастаться. Рот открыл и тут же упал. «Сам с синяком. Учительница испугалась. Велосипед упал. Смешно!»

Слайд 17

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Игра «Как в театре» произнести фразу с заданной интонацией. «Здравствуйте!» «Это я!» «Умница! Молодец!» «Вы поняли меня?» «До встречи!»

Слайд 18

Нормы устной речи : орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения). Нормы письменной речи : орфографические и пунктуационные. Нормы , проявляющиеся в устной и письменной речи: лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими.

Слайд 19

«Знатоки русской речи» 1 команда 1. асиммЕтрия – асимметрИя 2. бАнты – бантЫ 3. вклЮчит – включИт 4. газопрОвод – газопровОд 5. диспАнсер – диспансЕр 6. ломОта – ломотА 7. дремОта - дремотА 8. зАдать – задАть 9. зАнять – занЯть 10. звОнит – звонИт 11. катАлог – каталОг 12. красИвее – красивЕе 2 команда 1. бАловаться – баловАться 2. вероисповЕдание – вероисповедАние 3. врУчит – вручИт 4. грУшевый – грушЁвый 5. дОбыча-добЫча 6. дОсуг – досУг 7. жАлюзи – жалюзИ 8. закУпоривать – закупОривать 9. запломбИровать – запломбировАть 10. исчЕрпать – исчерпАть 11. кладОвая – кладовАя 12. крЕмень – кремЕнь

Слайд 20

1. асиммЕтрия – асимметрИя 2. бАнты – бантЫ 3. вклЮчит – включИт 4. газопрОвод – газопровОд 5. диспАнсер – диспансЕр 6. ломОта – ломотА 7. дремОта - дремотА 8. зАдать – задАть 9. зАнять – занЯть 10. звОнит – звонИт 11. катАлог – каталОг 12. красИвее – красивЕе 1. бАловаться – баловАться 2 . вероисповЕдание – вероисповедАние 3. врУчит – вручИт 4. грУшевый – грушЁвый 5. дОбыча- добЫча 6. дОсуг – досУг 7. жАлюзи – жалюзИ 8. закУпоривать – закупОривать 9. запломбИровать – запломбировАть 10. исчЕрпать – исчерпАть 11. кладОвая – кладовАя 12. крЕмень – кремЕнь

Слайд 21

Высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о культуре речи, силе слова, о родном языке «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Г.Гегель «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой». Аристотель «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Р.Эмирсон «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». К.Д.Ушинский

Слайд 22

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов: «Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»

Семинар практикум для педагогов ДОУ "Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников"...

Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"

Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....

Практикум "Правильная речь педагога-залог грамотной речи дошкольника"

Речь педагога-образец для подражания , главное средство обучения, воздействие на мировоззрение ребенка.Педагог должен иметь грамотную, логичную, интонационно-выразительную речь. В данном материале сод...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятел...

Статья "Грамотная речь педагога – залог правильной речи воспитанников"

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из...