Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Шахматные фигуры»
план-конспект занятия (старшая группа)

Самоделкина Аэлита Тагировна

 

Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Шахматные фигуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shah_nod.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 комбинированного вида»

Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Шахматные фигуры»

Подготовила  воспитатель

Самоделкина Аэлита Тагировна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Шахматные фигуры»

Цель: Закрепление знаний детей о шахматной игре

Задачи:

1. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре. 2. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

3. Воспитывать партнерские отношения между детьми и взрослыми.

Материал: магнитная шахматная доска, демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; наборы шахмат на каждого ребѐнка.

Ход:

- Ребята, друг на друга посмотрите, и друг другу улыбнитесь. Сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылка (Воспитатель показывает детям посылку), для детей нашей группы.

- Давайте посмотрим, что в ней, но к посылке ещѐ есть открытка. Сейчас я еѐ прочитаю (читает открытку). Чтобы открыть посылку нужно выполнить ряд заданий. И так вы готовы, к выполнению заданий (ответы детей).

- И, так задание первое. «Волшебный мешочек» (дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру).

Задание 2. «Отгадай - ка» (дети отгадывают загадки) Шагаем лишь вперед, а не наоборот. По чину нам положен один короткий шаг. Зато назад не может нас передвинуть враг. Стою на краю. Путь откроют - я пойду. Только прямо хожу, как зовут, не скажу. Не живет в зверинце, не берет гостинца. По косой он ходит, хоботом не водит. Прыгнет он - подковы звяк. Необычен каждый шаг, Буква Г и так и сяк. Видимо, она упряма, если ходит только прямо. Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Эта башня боевая не уклюжа, но сильна.

Пальчиковая гимнастика: «Раз, два, три, четыре, пять!»

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

 Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперѐд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу)

Ходит только прямо! (вперѐд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

Задание 3. Игра "Собери доску":16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.

Задание 4. "Блиц - вопрос":

 - Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

 - Без какой фигуры не бывает игры? (король)

 - Где возникли шахматы? (Индия)

- Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)

- Что такое шах?

 - Что такое мат?

 - Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

 - Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

Физкультминутка: «Мы поднялись, потянулись – Это раз!»

Мы поднялись, потянулись – Это раз!

 Наклонились и прогнулись – Это два!

 И в ладоши три хлопка – Это три!

Руки в стороны пошире – Вот четыре!

 На носочки встать и руками помахать – Это пять!

И опять за столик сесть – Это шесть!

Задание 5. Практическое упражнение "Расставь фигуры" - правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

Задание 6. Игра «Доскажи словечко» Белый отряд, черный отряд, Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном. Точно такой же порядок в другом. В каждом отряде - сам погляди – Оба угла занимают … Рядом с ладьями … видны. Рядом с конями встали ... Кто ж в середине - … Самые главные в войске своем.

Задание 7. Игра "Что изменилось": на доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

- Молодцы, задание все выполнены, и посылка открылась. Что же там.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре....

ПРОГРАММА «Умники и умницы» по обучению детей игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа «Умники и умницы" по обучению детей игре в шахматы   разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данна...

ПРОГРАММА дополнительной платной услуги «Белая ладья» "Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы" для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Рабочая программа «Белая ладья» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Феде...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для детей среднего дошкольного возраста

Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрас...