Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия (средняя группа)

Носова Ольга Анатольевна

Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте. На занятие ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_korolevstvo_shahmat.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для детей среднего дошкольного возраста                                                                                           

                                                                                 

Тема: «Королевство шахмат»

Цель: Закрепление знаний детей о шахматных фигурах и расположении фигур на доске.

Задачи:

Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматах, расположении их на шахматной доске.

Развивать  мышление, память, внимание, сообразительность.

Воспитывать партнерские отношения между детьми и взрослыми.

Материал: магнитная шахматная доска. шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами.

Ход занятия:

Сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылка (Воспитатель показывает детям посылку), для детей нашей группы.

 - Давайте посмотрим, что в ней, но посылка с сюрпризом.( Достаёт шахматную доску и мешочек, на нем записка.)

 - Сейчас я её прочитаю (читает записку).

- ребята злой колдун напал на шахматное королевство и перепутал все фигуры, помогите их расставить по порядку на доске, но прежде чем вынуть их из мешочка надо их расколдовать: отгадать фигуры на ощупь.

Ребята поможем королевству шахмат?

- И, так начнем!!!

Задание 1. «Волшебный мешочек»

 (Дети по очереди на ощупь отгадывают шахматные фигуры)

Если дети не правильно отгадали фигуры,  ставим их в ряд и загадываем загадки, чтобы их расколдовать.

Задание 2. «Отгадайка» (дети отгадывают загадки)

Видимо, она упряма,                         Он в шахматах, можно сказать, чемпион,

Если ходит только прямо,                            И шаг у него широк.

Не петляет: прыг да скок,                            Умеет ходить как ладья, и как слон -

Не шагнет наискосок                        И прямо, и наискосок.

(Пешка)                                        (Ферзь)

Стою на самом краю,                        Прыгнет он. Подковы звяк!

Путь откроют – пойду.                        Необычен каждый шаг:

Только прямо хожу,                                    Буква «Г» и так, и сяк.

Как зовут  - не скажу.                        Получается зигзаг!

(Ладья)                                        (Конь)

Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу я шагнуть.

(Король)                                        

Не живет в зверинце,                        

Не берет гостинцы,                                  

По косой он ходит,                        

Хоботом не водит.

(Слон)                                        

                                Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

Давайте расставим фигуры по порядку

Задание 3. Игра "Расставь шахматы":

- Молодцы, задание  выполнены, а на дне открытка. Что же там. (воспитатель читает, что ребята могут оставить себе в подарок шахматную доску и шахматы).

Подведение итогов

Игра "Что изменилось": на доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

Домашнее задание: выучить правила поведения за шахматной доской:

1.  играть молча не спеша;

2. если тронешь свою фигуру ею обязательно надо сходить;

3. нельзя мешать, партнёру думать;

4.  нельзя подсказывать игрокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ЭОР"Строение растений" для детей среднего дошкольного возраста

Здесь представлен конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий,а также исследовательских методов....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «В поисках принцессы Марьюшки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста, на основе развивающих игр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Порядковый счет»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Порядковый счет»...