Педагогический тренинг "Коммуникативная деятельность педагогов, обеспечивающих вопросы позитивного общения с детьми"
методическая разработка (средняя группа)

Ахмерова Лариса Семеновна

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, форми­рования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятных условий для психического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.trening_poztivinoe_obshchenie.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»

Педагогический тренинг:

«Коммуникативная деятельность педагога,  обеспечивающая  позитивное общение с детьми»

                                                                                                         Подготовила:

Ахмерова Л.С.

                                                                                                    Воспитатель

«Общение способно стать источником проблем,

 стеной разделяющей людей,

либо напротив величайшей роскошью бытия»

Антуан  Экзюпери

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятных условий для психического развития детей.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований Ж.Пиаже, В.В.Репкина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.И.Божевич и т.д.

Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его элемент. В общении с ребенком педагог выступает не просто человеком, который умеет общаться. Компетентность во взаимодействии с ребенком - одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку именно в общении происходит развитие ребенка. От того, как построен процесс общения, зависят результаты образования, т.е. направление и уровень развития ребенка.

Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребенка и к способам общения отражены в ряде принципов, которые являются основополагающими при проведении воспитательно-образовательных мероприятий. Перечислим эти принципы:

- общение взрослого с ребенком должно быть целенаправленным, стимулирующим и личностно-ориентированным;

- при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать задания «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;

- стимулы, используемые взрослым и побуждающие ребенка к действию, должны носить полимодальный характер;

- любые контакты и действия с ребенком следует сопровождать речевыми комментариями взрослого, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка; при этом необходимо стремиться вступить в визуальный и эмоциональный контакт с ребенком на уровне, соответствующим его восприятию и деятельности;

- вступая в общение с ребенком, взрослый должен учитывать индивидуальные возможности, способности, знания и умения конкретного ребенка.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности педагога, является четкость его социальной и профессиональной позиции.

Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с детьми. Именно поэтому стиль педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.

Немецкий психолог К. Левин в 1938 году ввел классификацию стилей общения: авторитарный, демократический, попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная.

Попустительский стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля над деятельностью дошкольников и динамикой развития их личности..

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли воспитанника во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.

В педагогической практике чаще всего встречаются смешанные стили общения. Совсем убрать из своего запаса некоторые приемы авторитарного стиля общения педагог не может, какие-то из них оказываются достаточно действенными. Но все-таки пeдaгoг должен быть настроен нa демократический стиль общения, на диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Таким образом, педагогическое общение должно выстраиваться с учетом определённых педагогических принципов и должно быть направлено на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию образовательного процесса и отношений между воспитателем и детьми. Коммуникативная компетентность воспитателя способствует  позитивному общению с детьми.

Тест «Стиль педагогического общения»

Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

а) делится с вами своими мыслями, чувствами

б) говорит вам только то, что он сам захочет

в) оставляет свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, то вы:

а) доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение

б) дети сами разберутся в своих проблемах

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажете его работу

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня

в) скажете ему «всегда бы так занимался».

4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

а) заставите его поздороваться

б) не обратите на него внимание

в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают

б) помочь, подсказать, сделать замечание

в) заниматься своими делами (записи, подготовка)

6. Какая точка зрения кажется вам правильной:

а) чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания

б) эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать

в) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать

б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка

в) ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8. Как вы относитесь к активности ребёнка:

а) положительно – без неё невозможно полноценное развитие

б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание

в) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:

а) сказали бы «ну и не надо»

б) заставили бы выполнить работу

в) предложили бы выполнить задание

10. Какая позиция, по-вашему, правильная:

а) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём

б) если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет

в) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

Ответ Число балов по номеру вопросов

   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (номера вопросов)

a- 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2 (баллы)

б- 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1

в- 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

ИТОГО:

25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю

20-24 очка – преобладает авторитарный стиль

10-19 очков – характерен попустительский стиль

Игры для развития общения и коммуникативных навыков

Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые (автор — О. Хухлаев. О.Хухлаева)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

Ау! (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Памятка для родителей

«Позитивное общение с ребенком»

Активные игры с ребенком

Это могут быть прятки, догонялки, битва подушками и т.д.Ребенку важно получить тактильный контакт с родителями.

Совместное творчество

Готовьте вместе ужин, рисуйте красками, восковыми мелками, фломастерами, лепите из теста забавные фигурки, делайте открытки.

Совместные дела

Они всегда сплачивают семью, ребенку важно, что вы делаете что-то вместе с ним – убираетесь в квартире, мастерите зоопарк для игрушечных животных.

Семейные ритуалы

Если в вашей семье есть ритуалы, которые приносят радость – обязательно сохраните их, если нет – придумайте! Это может быть обязательное чтение книг перед сном, ежемесячные семейные походы в лес и т.д..

Устройте ребенку «День непослушания»

Позвольте ему побыть главным в семье, примите второстепенную роль в играх и в планировании дня. Пусть ребенок почувствует, что его мнение важно для родителей, и он тоже имеет право выбора.

Время ребенка

Выделите в неделе время для мероприятия, посвященного только вашему ребенку, где вы сможете побыть с ним один на один. Например, поход в кафе, прогулка.

Практикуя позитивное общение, учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, степень активности, настроение.

Обратите внимание!  Даже с позитивным общением можно переусердствовать. Поэтому старайтесь придерживаться золотой середины, давайте ребенку побыть одному, не вмешивайтесь в его дела, если видите, что он увлечен.

Памятка для педагогов

«Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми и пути решения по оптимизации общения с детьми»

  1. Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло его стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же из дня в день общаться с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит и детям и взрослому.
  2. В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Нужно помнить: «Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А. Сухомлинский).
  3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Наше настроение заразительно, оно передается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.
  4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности.
  5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Бережное отношение к личности ребенка – это, прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребенка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
  6. Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникновенность и неторопливость.

      Итак, как сказал, великий русский писатель Л.Н.Толстой     «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Поэтому, помогая детям преодолевать трудности,  выстраивая с ними позитивное общение,  мы воспитатели, всякий раз створяем своего рода чудо, которое это является результатом совместных усилий, педагога и детей, как маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.

Тест «Стиль педагогического общения»

Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

а) делится с вами своими мыслями, чувствами

б) говорит вам только то, что он сам захочет

в) оставляет свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, то вы:

а) доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение

б) дети сами разберутся в своих проблемах

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажете его работу

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня

в) скажете ему «всегда бы так занимался».

4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

а) заставите его поздороваться

б) не обратите на него внимание

в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают

б) помочь, подсказать, сделать замечание

в) заниматься своими делами (записи, подготовка)

6. Какая точка зрения кажется вам правильной:

а) чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания

б) эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать

в) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать

б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка

в) ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8. Как вы относитесь к активности ребёнка:

а) положительно – без неё невозможно полноценное развитие

б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание

в) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:

а) сказали бы «ну и не надо»

б) заставили бы выполнить работу

в) предложили бы выполнить задание

10. Какая позиция, по-вашему, правильная:

а) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём

б) если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет

в) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Правила позитивного общения с детьми».

Проект «Правила позитивного общения с детьми».  Содержание: 1 «Основные принципы составляющие основу общения  с ребёнком» 2.Основные правила общения с ребенком.Рекомендации Ю.Б. Гиппенрей...

Пальчиковые игры как способ позитивного общения с детьми раннего возраста

Пальчиковые игрыкак способ позитивного общенияс детьми раннего возраста...

Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОО «Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.Задачи:1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;2) обучение практическим прие...

Правила позитивного общения с детьми "В детский сад с радостью"

 Каждый взрослый, если он любит, понимает и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающим, как в семье, так и в детском саду....

Правила позитивного общения с детьми

Информация для родителей, которая поможет создать в семье атмосферу взаимопонимания и поддержки...