Доклад на тему:«Проектная опытно-экспериментальная деятельность в речевом развитии дошкольников».
материал (младшая группа)

Мальцева Наталья Сергеевна

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, и главное – активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная опытно-экспериментальная деятельность в речевом развитии дошкольников».

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, и главное – активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста.

Наиболее значимые причины снижения речевой активности:

- Ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости. Дети поступают в детские сады уже с задержкой речевого развития.

- Снижение уровня языковой культуры общества в целом. Искажение русского литературного языка, нецензурной лексики, что, в конечном счёте, привело к резко обеднённой языковой среде.

- Существенное уменьшение общения взрослых и детей из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания. Современные дети лишены возможности слышать «живую» речь в необходимом объёме.

Это - «дети телевизора и компьютера».

Нарушение речевого развития может привести к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности развития речевых функций коммуникации ребёнка ограничены, снижается уровень успешности в усвоении новых знаний, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, анализ перечисленных проблем позволил сделать вывод о поиске новых путей и средств развития речевой активности.

В процессе ознакомления детей с окружающим миром я обнаружила, что при непосредственном действии с предметами, дети усваивают материал гораздо быстрее и качественнее, чем со слов или при демонстрации наглядного материала. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Как гласит китайская мудрость: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Поэтому для своего самообразования я взяла тему «Организация детского экспериментирования», чтобы пополнить свои знания и успешно применять их на практике.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи.

Занимаясь с детьми экспериментированием, я не ставила самоцелью развитие речи. Однако в процессе своей работы, я пришла к выводу, что экспериментирование оказывает большое влияние на развитие коммуникативных навыков (умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника).

Обогащение словарного запаса детей путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.

Особенно отчётливо тесная взаимосвязь экспериментирования и развития речи видна в формировании связной речи, т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями, чему они учатся во время эксперимента.

В связи с этим я пришла к выводу, что экспериментирование может являться одним из средств развития речевой активности.

Работая в этом направление, я наметила для себя необходимость решения ряда задач.

Стимулировать познавательную активность.

Развивать мыслительные процессы.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Развивать мелкую моторику.

Формировать способы познания путём сенсорного анализа. Формировать мотивацию, порождающую желания высказаться, рассказать, сообщить о чём – либо.

- Мотивация (внутренняя потребность высказать свои мысли и чувства, мотив речи) – «ради чего я говорю» возникает у детей при наличии слушателей и при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями и интересам к заданиям взрослых.

- Характер связной речи зависит от темы и её содержания. Если по теме у детей нет знаний, то и высказывания у них будут бедные и неинтересные.

В своей работе я использовала: поисково-исследовательские наблюдения (случайные наблюдения и эксперименты; плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы). Проведение опытов, как часть занятия. Создание проблемных ситуаций. Беседы (конструктивные).

Экспериментирование пронизывает все виды деятельности : игровую, познавательную, трудовую, творческую, а самое главное коммуникативную.

Чем глубже познаётся мир, тем лучше формируется речь и, наоборот, чем лучше речь ребёнка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, о своих познаниях.

Игры-эксперименты являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций – всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности способствует приобретению сенсомоторного опыта, пробуждает творческую активность, стимулирует высказывания, тем самым способствует развитию коммуникативной функции речи.

В новых федеральных государственных стандартах, поисково-исследовательская деятельность занимает отдельное место, наравне с другими видами деятельностями. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через познавательно – исследовательскую деятельность.

Но вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется ещё недостаточно широко. И я испытала небольшие затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования

Поэтому я использовала игры-эксперименты, как части занятий в разных видах деятельности, а также на прогулках, в режимных моментах, в играх и совместной деятельности с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Значение проектной деятельности в речевом развитии дошкольников»

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенк...

Консультация на тему: «Проектный метод как ведущее средство в интеллектуальном развитии дошкольников»

Проектная деятельность  используется как средство познавательного развития, открывает большие возможности педагогу для активации мыслительной  деятельности и развития личности дошкольников; ...

Выступление (из опыта работы) на тему «Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников».

Цель выступления:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении – проектная деятельность в речевом развитии дошкольников, а именно с помощью художественной литературы....

Доклад по теме: «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

           «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.        Быть готовым к школе – зна...

Доклад по теме: «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

           «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.        Быть готовым к школе – зна...