Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Коваленко Оксана Викторовна

Выступление по теме: Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников», презентация, текст к презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.55 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.28 МБ
Файл 5.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное         учреждение детский сад «Соловушка» г.Зернограда

Обобщение опыта работы по теме:

«Экспериментирование как средство развития

познавательной активности  дошкольников»

                        Выполнила:

                                           воспитатель высшей

                                                           квалификационной категории:

                                                            Коваленко Оксана Викторовна

2023г

Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываются на более высоком умственном и

                                            нравственном уровне в сравнении с теми,

 кто такой школы не прошёл».

К.А.Тимирязев

        Дети дошкольного возраста, очень любопытны, а любопытство, как известно - это природное качество, которое присуще в той или иной степени каждому ребенку с рождения. Это склонность человека к проявлению  интереса ко всему новому. Очень важно вовремя заметить этот природный дар, бережно сохранять его и грамотно развивать. 

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений

Любая деятельность детей – источник познания. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и обучения в детском саду».

В разговоре с детьми и во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, учитывая, что моя группа состоит практически из одних мальчишек, а они еще те экспериментаторы, в работе с детьми я начала уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и не живой природы.

      Мною была поставлена цель и следующие задачи.

Цель:  развитие любознательности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  • создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации;
  • формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
  • обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
  • обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить предположения, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.

       Для решения поставленных целей и задач вместе с родителями была создана предметно-развивающая среда, которая постоянно пополняется новыми материалами, в соответствии с возрастом детей и их интересами, она  стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность, помогает развитию поисковой активности детей. Оборудовали уголок для экспериментирования, в который поместили:

  • прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сита и воронки, формы для изготовления льда, пипетки, трубочки,
  • гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
  • природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена,    скорлупа и т.п.)
  • бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки) и т.п.
  • лупы;
  • контейнеры с песком и водой;
  • рулетка, линейка, треугольник;
  • часы песочные;
  • бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

При выборе темы следую в соответствии с принципом от простого к сложному. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. А также она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

В условиях детского сада я стараюсь использовать  только элементарные опыты и эксперименты.

Предлагаю рассмотреть некоторые опыты и эксперименты, которые мы проводили с детьми;

-Во время занятия «Лук, лучок»- пыталась вызвать у детей интерес к выращиванию лука, познакомила детей с видами и свойствами лука, дети научились ухаживать за посадками. Результатом эксперимента дети были довольны, каждый ребенок, проявил заботу о растении и с удовольствием лакомились витаминами во время обеда. Были довольны, что сами вырастили витамины на подоконнике.

-Опыт проращивания фасоли, позволил уяснить детям, какие условия необходимы для прорастания семени, сколько для этого уходит времени и в дальнейшем семя было высажено в грунт, для наблюдений.

-Опыт «Удивительный песок», позволил закрепить знания детей о свойствах песка, способствовал развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы, дети вспомнили свойства песка и его предназначение в жизни человека.

-Опыт «Волшебная жидкость»- дети смешивали воду и растительное масло, уяснили, что вода и растительное масло не смешиваются друг с другом, т.к. вода плотнее и тяжелее, чем  масло. Далее добавили краситель, он  смешался с водой, попадая в масло, превращался в шарик, а аспирин вызвал движение этих шариков.

-Опыт «Бегающая вода» - формирует у детей представления о свойствах воды, бумаги, развивает художественно-эстетические навыки, посредством смешивания основных цветов.

-Опыт с воздухом «Кораблик в перевернутом сосуде» стал продолжение занятия по ручному труду, дети техникой оригами сделали кораблик и им было предложено запустить их в плавание, вспомнили свойства бумаги, постепенно напитывать воду и опыт показал детям, что в сосуде, есть воздух, хоть его и не видно, который не дает заполнить водой пространство внутри сосуда. Но он немного сжимается, поэтому кораблик плавает чуть выше краев перевернутого сосуда. Когда мы наклонили сосуд, выпустили воздух, место которого заполняет вода и кораблик тонет.

-Занятие «Мир камней», дети знакомились с неживой природой, рассматривали камни, беседовали об их применении, узнали, что камни можно использовать и в изо деятельности, дети с удовольствием рисовали на морской гальке и каждый хотел забрать свой камешек домой.

 

-Опыт «Надуем  воздушный шар» - познакомил детей еще с одним, очень интересным способом надуть шар и выяснили, что при смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой  выделяется углекислый газ CO2. Этого газа становится все больше и больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в шарик. Именно поэтому шарик  и надувается.

 -Занятие «Сохраним зубки здоровыми», на котором шла беседа о здоровье зубов, их гигиене - завершилось опытом, который показал детям пользу зубной пасты. Для эксперимента было выбрано яйцо т.к.  химический состав скорлупы куриных яиц совпадает с составом зубов и костей. Половину яйца обработали зубной пастой и поместили его в уксус на 12часов. В результате исследования,  мы выявили, что половина яйца,  которая была смазана зубной пастой, осталась целой и твердой, а вторая половина, которая осталась без зубной пасты - стала мягкой.

-Опыт «Удивительные свойства магнитов»- сформировал у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком.

Об опытах и экспериментах, можно говорить бесконечно, их очень большое множество.

И конечно ведется работа с родителями, проводятся беседы, консультации, родительские собрания. Родители включаются в нашу работу и с удовольствием проводят опыты и эксперименты дома с детьми.

Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых, взглянуть на мир по новому, и чтобы лучше их понять нужно самим стать чуть-чуть ребёнком и взглянуть на мир его глазами.

                В своей работе метод экспериментирования использую не только  в условиях искусственно созданной лаборатории, но и посредством путешествия в сказку. Именно это я Вам сегодня и продемонстрирую.

Приглашаю трех участников на мастер-класс.

 

В некотором царстве, в цитрусовом государстве жили-были три брата. Как вы думаете кто?  (Мандарин, Лимон, Апельсин).

Жили они дружно и весело, никогда не ссорились. Но вдруг в один прекрасный день, Лимон рассердился на своих братьев и говорит:

- Почему у тебя, Мандарин, их два, у Апельсина один, а у меня нет ни одного.

Чего нет у лимона? - Это связано со звуками: у мандарина два (А), у апельсина один (А).

Поссорились братья и разошлись, стали жить в своих царствах по одному. Мандарин - в каком? - Мандариновом, Апельсин  - ? (в Апельсиновом), Лимон - ? (в Лимонном).

Жили они так порознь и не общались друг с другом. Пока не случилась беда. Напали на Лимонное царство злые перцы: окружили его. Сидит и грустит Лимон, думает, как же ему весточку послать братьям. У него не было ни ручки, ни даже маленького карандашика, только один белый лист бумаги и нашел.

Как вы думаете, что придумал Лимон?  Версии….. (сделать самолет, но если прилетит пустой самолет, что могут понять братья?) 

Сидит Лимон и плачет, слезы кислые льются.

Чем лимон может написать?

И написал Лимон письмо лимонным соком. Свернул лист самолетиком и отпустил его в  окошко. Летит самолет, куда ветер дует. И прилетел самолет прямо в Мандариновое царство. Взял Мандарин самолетик и нечаянно порезался бумагой. Думает, надо рану обработать, взял йод и пролил на самолет.

 А, что он увидел, мы сейчас с вами узнаем.

Опыт: Перед вами лежит совершенно белый лист бумаги, возьмем раствор йода и кисточкой закрасим лист бумаги. Покажите, что у вас получилось? (Грустный смайлик, если ребенок умеет читать, можно написать слово «помоги» или смайлик со слезой). Это означает, что что-то случилось.

Что происходит, когда  раствор йода соприкасается с бумагой? Бумага при взаимодействии с йодом дает синий цвет, происходит реакция, с чем?   С лимонным соком йод реакции не дает. А при изготовлении бумаги используется крахмал, поэтому у нас окрасилась только бумага.

Прочитал  Мандарин письмо Лимона и все обиды сразу забыл, надо было срочно спасать брата. Только одному ему не справиться, и решил он пойти к своему брату Апельсину. Долгий путь был. Пришел он к речке, думает, как ему речку переплыть. Ни моста, ни лодки у него нет. Прыгнул Мандарин в воду,  поплавает как поплавок, его к берегу прибьет. Не может он переплыть на другой берег. Сидит и думает, что ему делать.

А действительно ли мандарин не может переплыть?

Опыт: Давайте попробуем. Берем мандарин и отпускаем в воду! Что мы видим? Утонул? НЕТ. Почему?

Потому, что воздух:  в кожуре есть поры, где находится воздух, из-за этого мандарин не тонет.

Сел Мандарин и думает, как же ему перебраться на тот берег. И придумал. Что придумал Мандарин? – Раздеться!

Опыт: Берем мандарин без кожуры и опускаем в воду (мандарин без кожуры утонул). Чтоб наглядно было видно - опускаем оба мандарина.  Почему утонул мандарин? Потому, что мы убрали воздух (кожуру).

Прыгнул он в воду и пошел по камешкам, за водоросли держался и перешел реку вброд и пришел в Апельсиновое царство.

А там веселье, праздник. Апельсин празднует день рождения. Рассказал Мандарин, что с их братом беда приключилась. Сели они на крылечко, не до веселья им стало, и думают, как же брата из беды вызволять. И придумали они лететь на воздушных шарах, день рожденья же, шаров много. Летят они на воздушных шарах. Мандарин удачно приземлился, а  Апельсин был неуклюжим, зацепился кожурой за шарик и шарик лопнул.

Почему лопнул шарик?

Наверно дело в кожуре.

Опыт: Давайте попробуем, берем  апельсин и выдавливаем из кожуры масло и капаем на шар, он лопается. Как вы думаете, почему лопнул шар? Что находится к кожуре апельсина?  Эфирные масла  попадают на  резину и она разъедается.

А почему у Мандарина шарик не лопнул? Вы сказку слушали. В чем Мандарин пришел к апельсину? Без кожуры. Поэтому шар у него не лопнул.

Испугались злые перцы, услышав взрыв шаров,  и убежали. А братья освободили Лимона и с той поры больше никогда  не ссорились, и жили долго и счастливо. Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,

приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. А закончить свой мастер-класс мне бы хотелось словами педагога Василия Александровича Сухомлинского

«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г.Зернограда Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категории: Коваленко Оксана Викторовна 2023г

Слайд 2

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми , кто такой школы не прошёл». К.А.Тимирязев

Слайд 3

Актуальность метода Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания . В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Слайд 4

Цель: развитие любознательности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению Задачи: создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования; обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи; обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить предположения, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Слайд 5

Центр экспериментирования

Слайд 6

Занятие «Лук-Лучок»

Слайд 7

Опыт «Проращивание фасоли»

Слайд 9

Опыт «Удивительный песок»

Слайд 10

Опыт «Волшебная жидкость»

Слайд 11

Опыт «Бегающая вода»

Слайд 12

Опыт с воздухом «Кораблик в перевернутом сосуде»»

Слайд 13

Занятие «Мир камней»

Слайд 14

Опыт «Надуем воздушный шар»

Слайд 15

Опыт к занятию «Сохраним наши зубки здоровыми»

Слайд 16

Опыт «Удивительные свойства магнитов»

Слайд 17

Работа с родителями

Слайд 19

«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А.Сухомлинский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка «Приключения в Цитрусовом царстве»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"

Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...

Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь  предметом.  Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...

Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проектирования в познавательно- речевом развитии дошкольников» Проект "История куклы"http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news7697.html

Обобщение опыта работы  по теме: « Использование метода проектирования в познавательно- речевом развитии дошкольников»  Проект "История куклы"...

Обобщение опыта работы по теме "Экспериментирование детей раннего возраста с водой"

Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – это один из видов практики, с помощью которого ребёнок учится познавать всё, что его окружает. Дети, знакомясь с окруж...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников.

данной работе описываю свой педагогический опыт  по теме  пластилинография как средство развития творческих способностей детей....

Опыт работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мы хотим видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стреми...