Выступление на педсовете «Развивающая предметно-пространственная среда – как условие ранней профориентации дошкольников»
консультация
Выступление на педсовете «Развивающая предметно-пространственная среда – как условие ранней профориентации дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете «Создание развивающей предметно-пространственной среды», в рамках проекта «Ранняя профориентация дошкольников»
Цель: правильная организация развивающей предметно-пространственной среды - как одно из условий успешной работы по ранней профориентации.
Задачи:
1.Особенности РППС в ДОО.
2.Содержание РППС по профориентации в каждой возрастной группой.
3.Роль РППС в ранней профориентации дошкольников.
Ход выступления:
Здравствуйте! Я хочу сегодня вас познакомить с тем, как можно создать современную развивающую, предметно-пространственную среду в детском саду по профориентации. Мы поговорим…(слайд 2 ).
Давайте вспомним определение развивающей предметно - пространственной среды в ДОО. РППС (согласно ФГОС) - это определённое пространство, организованно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. ( слайд 3 )
При проектировании предметно-развивающей среды во всех возрастных группах соблюдаются принципы:
-насыщенности–т.е. соответствует возрасту и индивидуальным возможностям, содержанию программы;
-трансформируемости- возможность изменения предметно развивающей среды,
-полифункциональности возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей среды,
-вариативности разнообразие игр и игрушек для свободного выбора детей,
-доступности,
-безопасности.
Это позволяет обеспечить эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения, стимулирует игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность детей, возможность экспериментирования. Пространство групп представляет собой разграниченные «центры», оснащенные развивающим материалом, с учетом каждой возрастной группы детей детского сада и создает условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне. Наполнение центров соответствует направлениям по ранней профориентации детей дошкольного возраста(слайд4).
Предметно-пространственная среда должна:
-иметь привлекательный вид;
-выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
-снимать утомляемость;
-положительно влиять на эмоциональное состояние;
-помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
-давать ребенку возможность заниматься самамтоятельной деятельностью.
Использование игрового пространства позволяет:
-индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;
-актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
-позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
-помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
-использовать полученные знания в практическом применении;
-принимать во внимание деятельность других воспитанников;
-предусматривать игровой замысел;
-корректировать и развивать игровой сюжет (слайд 5)
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном центре;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в центре изобразительной деятельности;
-подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
-оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
-выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
-центры активности детей: «Строители»(архитектор, плотник и т.д.); «Ателье» (швея, модельер и т.д.); «Изостудия» (художник, скульптор), «Музыкальная школа» (инструменты, певцы), «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Кухня» и т.д.
-подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-материалы для сюжетно-ролевых игр.
В сборнике «Перспективное планирование в ДОУ» под редакцией Голицыной Натальи Сергеевны представлен практический материал планирования сюжетно-ролевых игр в воспитательно-образовательном процессе. Если в младших группах воспитатель начинает вызывать интерес к труду взрослых и побуждать называть и узнавать некоторые трудовые действия, как например помощник воспитателя моет посуду. То в старших группах у детей накапливается достаточный багаж знаний в сфере человеческой деятельности. (слайд 6,7)
Группа раннего развития:
формировать первоначальные представлений некоторых видах труда близких взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся(слайд 8).
В младшей группе воспитатель рассказывает детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширяет представления о трудовых действиях и результатах труда, учит сравнивать профессии; формировать представление о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе.
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей разных профессий, формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека в обществе (слайд 9).
В средней группе воспитатель продолжает знакомить с уже известными профессиями, расширяет и обогащает представления о трудовых действиях, орудиях труда и результатах труда. Знакомит с трудом в городе и в сельской местности. Так же знакомит детей с деньгами и возможностями их использования (магазин, кафе). Знакомит с такими профессиями как почтальон, работниками культуры (кто работает в театре, цирке, зоопарке) ( слайд 10).
В старшей группе воспитатель расширяет представления о профессиях образования, науки, искусства и культуры. Рассказывает детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли и связи, о важности и значимости их труда, о том что для облегчения труда используется разная техника. В старшей группе игры усложняются. У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии. В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. ( слайд 11)
В подготовительной группе воспитатель расширяет осведомлённость детей в сфере человеческой деятельности, представления об их значимости для жизни ребёнка, его семьи, детского сада и общества в целом. Предоставляет детям целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, духовные ценности и то что человек умеет делать руками.
Расширяет представления об элементах экономики;
расширяет и систематизирует представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
расширяет представления о современных профессиях;
систематизирует знания о труде людей в разное время года;
формирует представление о видах производственного и обслуживающего труда, о связи деятельности людей различных профессий. (слайд 11)
Также неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Таким образом, правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет: углубить практические знания воспитанников, выявить интересы и склонности детей, развивать интерес и умение осуществлять действия. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд и профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.(слайд 12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Материал к педсовету«Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в рамках ФГОС ДО»
Предлагаю вашему вниманию презентацию и доклад к педсовету на тему «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в рамках ФГОС ДО»...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...