Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к традициям Белгородчины.
статья (подготовительная группа)

Ананьева Галина Валентиновна

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяют раскрыть самобытность русского народа.  Искусство Белгородчины многогранно, оно является составной частью русской народной культуры.Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и национальных традиций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое

развитие дошкольников путем приобщения их к традициям Белгородчины.

 «Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский)

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и национальных традиций. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяют раскрыть самобытность русского народа. Народное искусство Белгородчины многогранно, оно является составной частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров – крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня.

Современный уровень знаний наших детей об историческом прошлом Белгородчины предполагает изучение и осмысление народного искусства, как части культуры России. Искорки творческого ремесла, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий, взрослый интерес к творчеству. Задача детского сада – приобщать детей к искусству как можно раньше, дать им почувствовать себя участниками продуктивной, результативной, творческой деятельности, созидателями полезных красивых предметов.

Для успешной работы в направлении художественно-эстетического развития дошкольников посредством приобщения их к традициям Белгородчины важна система и последовательность.  Вся работа по формированию у детей навыков и умений строится на постепенном, поэтапном введении детей в мир, где у них  развивается устойчивый интерес к русской народной культуре Белгородского края; повышаются знания о различных видах народного творчества, формируются эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе художественной деятельности. Приоритетное внимание направлено на  игровую, изобразительную, театрализованную, конструктивную, музыкальную, культурно - досуговую виды детской деятельности. Они могут при условии их оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребѐнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием.

Творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приѐмов позволяет сформировать у детей эстетическое отношение к миру, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. Для создания эстетической обстановки в группе используется продукты художественной деятельности детей, организуются выставки детского творчества, включающие элементы регионального компонента (куклы в народных костюмах, Старооскольская  игрушка, предметы быта.).  

Региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видов художественной деятельности, внимательное, тактичное отношение к каждому ребѐнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях способствует  формированию такого же отношения к детскому творчеству и у родителей воспитанников. Они осознают важность и необходимость отдавать предпочтение ближайшему окружению (природе, искусству, местным традициям, характерному для Белгородчины,  народному  искусству).

Наблюдая за детьми во время художественно-эстетической деятельности,  важно отметить, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом рисуют элементы народных росписей, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.  В работе по художественно-эстетическому развитию дошкольников через приобщение к традициям Белгородчины,  можно использовать методику ознакомления детей с историческим наследием родного края. Она включает в себя проведение серии тематических занятий, экскурсий к достопримечательным местам области, сбор и систематизацию научно - популярной, документальной, историко-архивной, наглядной информации, изучение и обобщение материала по Белгородскому фольклору, старооскольской  игрушке, посещение краеведческого музея. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда имеет  неоспоримое  значение  для  художественно-эстетического развития  детей дошкольного  возраста, приобщения их к традициям Белгородчины. Сегодняшний уровень образования позволяет широко использовать современные развивающие формы и методы обучения, инновационные технические средства (компьютер, телевидение, видеофильмы). Связь традиционного с новым, позволяет активизировать интерес детей к  обычаям и традициям Белгородчины,  культурному наследию своего народа.

Любая  профессиональная  деятельность  воспитателя  может  быть  по-настоящему  результативной  лишь в  том  случае,  если  родители  являются его  настоящими  помощниками  и  единомышленниками.  Преемственность  в  воспитании  и  обучении  детей  в  ДОУ  и  в  семье  является необходимым  условием  для  художественно-эстетического развития  детей дошкольного  возраста, знакомства их с традициями Белгородчины.

Поэтому, одной из задач  образовательной работы  является повышение  педагогической  просвещенности  родителей  о роли художественно-эстетического развития дошкольников через приобщение их к традициям Белгородчины. Очень  эффективным  воздействием  на  сознание  родителей являются консультации-практикумы,  в  результате которых  родители  не  только

знакомятся  с  теорией  того  или  иного  вопроса,  но   и имеют возможность  совместно  со  своими  детьми  апробировать  разнообразные 

техники  декоративного рисования,  поиграть  в  игры  и  т.д.

В результате проведения таких консультаций,  практикумов,  родители,  станут активнее  участвовать  в  групповых мероприятиях, принимать     участие  в  различных  конкурсах  на  лучший 

рисунок,  поделку и т.д. Также необходимо рекомендовать родителям совместное  с детьми посещение выставок народных умельцев, приобретение народных игрушек, чтение сказок, рассматривание книг и иллюстраций.  Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам приобщения детей к традициям Белгородчины происходит при проведении совместных фольклорных праздников и досугов, при подготовке к которым,  родители активно вовлекаются в жизнь группы (оформляют костюмы, принимают участие в выставках изделий декоративно-прикладного искусства и др.). Данные формы сотрудничества с родителями  позволяют повысить родительскую компетентность  о роли в воспитании и развитии детей обычаев и  традиций  Белгородчины, определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, воспитывает интерес к искусству родного края, любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Таким образом, приобщение дошкольников к обычаям и традициям  Белгородчины в ходе изобразительной, театрализованной и других видов детской деятельности,  формирует у них не только художественно- эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему миру.  Оно закладывает основы будущего успешного обучения в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует любовь и уважение к родному краю, является важнейшей составляющей нравственно — патриотического воспитания.

Литература

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 112с.

Тимофеева Л.О., Князева В.Ф.Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: Учитель,2016.- 173с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Консультация для педагогов " Развитие художественно-эстетического творчества у дошкольников"

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...