Дополнительная общеразвивающая программа платной образовательной услуги художественно-эстетической направленности «Маленький живописец»
рабочая программа (старшая группа)

Дополнительная общеразвивающая программа платной образовательной услуги художественно-эстетической направленности «Маленький живописец»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -_malenkiy_zhivopisets_hanganu_l.g_2_1.docx55.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

город Нягани «Детский сад №4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1

«09» сентября 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол № 2

«26» сентября 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от г.

№241

Дополнительная общеразвивающая программа

платной образовательной услуги

художественно-эстетической направленности

«Маленький живописец»

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Хангану Людмила Георгиевна, воспитатель

г. Нягань

2022

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Новизна программы: Основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования, развитие изобразительных способностей, речи и интеллекта.

Цель и задачи

Цель: Развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

- познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;

- формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;

- формировать навыки сотрудничества;

- воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;

- воспитывать у детей интерес к работе с красками;

- прививать интерес к ручному труду;

- развивать мелкую моторику рук;

- создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития воспитанников;

- воспитывать культуру деятельности;

- формировать умение детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: художественно-эстетическая

Категория воспитанников

Воспитанники 5-6 года

Объем и срок освоения программы

Количество занятий: 28

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форму обучения: очная.

Особенности: использование нетрадиционных техник рисования.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной программы является то, что ни в одной из реализуемых программ в детском саду не используются нетрадиционные техники рисования (набрызг, по- оттиску, ладошками, рисование ватными палочками)

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. После каждого занятия предусмотрен перерыв 10 минут. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

Решение посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

- расширение и обогащение художественного опыта.

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Раздел #1057;одержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

«У нас весело! ».

1

1

наблюдение

2.

«Маринуем помидоры на зиму».

1

1

выставка

3.

«Ягоды и яблоки».

1

1

выставка

4.

«Рябинка»

1

1

выставка

5.

«Как белочка к зиме грибы сушила».

1

1

выставка

6.

«Мои любимые домашние животные».

1

1

выставка

7.

«Чашка для бабушки».

1

1

выставка

8.

«Корзина с грибами».

1

1

выставка

9.

«Мы рисуем, что хотим».

1

1

самостоятельная работа

10.

«Выпал беленький снежок».

1

1

выставка

11.

«Маленькой ёлочке холодно зимой».

1

1

выставка

12.

«Рукавички».

1

1

выставка

13.

«Чудо – ёлочка».

1

1

выставка

14.

«Весёлый снеговичок».

1

1

выставка

15.

«Деревья в сугробах».

1

1

выставка

16.

«Звери ходят по лесу».

1

1

выставка

17.

«Цыплёнок и котёнок подружились».

1

1

выставка

18.

«Мои любимые сказки».

1

1

выставка

19.

«Рыбки в аквариуме».

1

1

выставка

20.

«Мы рисуем, что хотим».

1

1

самостоятельная работа

21.

«Цветочек для папы».

1

1

выставка

22.

«Высыпался разноцветный горох».

1

1

выставка

23.

«Мимоза для мамочки».

1

1

выставка

24.

«Солнечный зайчик».

1

1

выставка

25.

«Волшебные картинки».

1

1

выставка

26.

«Одуванчик золотой».

1

1

выставка

27.

«Мой любимый дождик»

1

1

выставка

28.

Выставка детских работ за год.

1

1

диагностика

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

03

10

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Беседа, инструктаж

1

«У нас весело! ».

группа

наблюдение

2.

10

10

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Маринуем помидоры на зиму».

группа

выставка

3.

17

10

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Ягоды и яблоки».

группа

выставка

4.

24

10

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Рябинка»

группа

выставка

5.

31

10

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

– III подгруппа

Практическая работа

1

«Как белочка к зиме грибы сушила».

группа

выставка

6.

07

11

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Мои любимые домашние животные».

группа

выставка

7.

14

11

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Чашка для бабушки».

группа

выставка

8.

21

11

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Корзина с грибами».

группа

выставка

9.

28

11

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Мы рисуем, что хотим».

группа

самостоятельная работа

10.

05

12

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Выпал беленький снежок».

группа

выставка

11.

12

12

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Маленькой ёлочке холодно зимой».

группа

выставка

12.

19

12

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Рукавички».

группа

выставка

13.

26

12

2022

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Чудо – ёлочка».

группа

выставка

14.

09

01

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Весёлый снеговичок».

группа

выставка

15.

16

01

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Деревья в сугробах».

группа

выставка

16.

23

01

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Звери ходят по лесу».

группа

выставка

17.

30

01

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Цыплёнок и котёнок подружились».

группа

выставка

18.

06

02

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Мои любимые сказки».

группа

выставка

19.

13

02

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Рыбки в аквариуме».

группа

выставка

20.

20

02

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Мы рисуем, что хотим».

группа

самостоятельная работа

21.

27

02

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Цветочек для папы».

группа

выставка

22.

06

03

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Высыпался разноцветный горох».

группа

выставка

23.

13

03

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Мимоза для мамочки».

группа

выставка

24.

20

03

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Солнечный зайчик».

группа

выставка

25.

27

03

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Волшебные картинки».

группа

выставка

26.

03

04

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Одуванчик золотой».

группа

выставка

27.

10

04

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

«Мой любимый дождик»

группа

выставка

28.

17

04

2023

– I подгруппа

– II подгруппа

Практическая работа

1

Выставка детских работ за год.

группа

диагностика

Раздел #1054;рганизационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж: 12лет

Педагогический стаж: 11лет

Материально-технические условия

Помещение: группа

Оборудование: столы, стулья, мольберт.

Учебно-методические условия

Оборудование:

- Альбомы

- Кисти №1, №2, №3, №5, №7 (пони), №8, №10 (щетина)

- Подставки под кисти

- Емкости для воды

- Салфетки

- Гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, простые карандаши

- Палитры, зубные щетки, расчески, поролон, фломастеры

Средства ТСО:

-Телевизор, флэш- карта
-Фонотека дисков, музыкальный центр.
-Сетевой фильтр - удлинитель
Мебель и оборудование:
- Стенд оформительский с оценочной, мелованной, магнитной доской,

- Стенд выставочный для детских работ;
- Стенд выставочный для репродукций художников;

- Мольберты -2
- Столы детские -4

- Стулья детские -7

- Полка угловая -2
- Тумба угловая -1

- Стол взрослый -1

- Стул взрослый -1

- Магнитная доска -1
- Магниты -10
- Часы настенные-1
- Контейнеры для хранения- 4
- Емкость для мытья пособий -1

Дидактические материалы:

- Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством;

- Дидактические игры по ознакомлению детей с животным миром;

- Дидактические игры по ознакомлению детей с жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет;

- Дидактические игры по ознакомлению детей с цветом;

- Иллюстративный материал;

- Алгоритмические схемы последовательности рисования

Наглядный материал:
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
( Дымковская игрушка, изделия Гжели, Городца, Хохломы, Матрёшки)
- Изделия из фарфора, пластика, металла, стекла, керамики.
- Материалы, с выраженной фактурой на развитие тактильных ощущений.
- Набор плоских геометрических фигур для моделирования и художественного конструирования.

Наглядно - дидактическое пособие « Мир искусства »

- сказка в русской живописи;
- животные в русской графике;
- детский портрет;
- натюрморт;
- пейзаж.
Наглядно - методическое пособие «Времена года»
- Зима, Весна, Лето, Осень

Иллюстративный материал:
- Альбомы по искусству: « Декоративно – прикладное искусство »
- Зима в картинах художников
- Весна в картинах художников
- Лето в картинах художников
- Осень в картинах художников
- Набор открыток

-Энциклопедия «Сокровища русских музеев», «Сокровища европейских музеев»

Раздел 4. Оценка качества

Достижения детей, приобретаемые в результате образовательной работы, отслеживаются по диагностике Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991


Список литературы

  1. Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М., 2007г.
  2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991
  4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

Приложение

Рабочая программа

Содержание теоретических и практических занятий

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1.

«У нас весело!».

#1055;ознакомить детей с жанром живописи – натюрморт.

#1056;азвивать представление о разных видах натюрморта.

#1054;богощать словарный запас (палитра, живопись, композиция, натюрморт). #1056;азвивать эстетическую отзывчивость.

2.

«Маринуем помидоры на зиму».

#1055;ознакомить с техникой печатания печаткой из картофеля.

#1055;оказать приём получения отпечатка.

#1042;оспитывать аккуратность.

3.

«Ягоды и яблоки».

1.Закреплять умение получать отпечаток, наносить рисунок равномерно.

#1060;ормировать умение рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета.

#1056;азвивать чувство композиции.

4.

«Рябинка»

#1060;отмировать умение рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).

#1047;акреплять данные приёмы рисавания.

#1056;азвивать цветовосприятие, чувство композиции.

5.

«Как белочка к зиме грибы сушила».

1.Вызывать у детей эмоциональное отношение к обитателям леса.

#1060;ормировать представления о том, что животные делают заготовки на зиму.

6.

«Мои любимые домашние животные».

#1055;ознакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью – учить имитировать шерсть животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.

#1060;ормировать умение наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

7.

«Чашка для бабушки».

#1047;акреплять умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. #1059;крашать в технике печатания.

#1055;оощрять использование рисования пальчиками. #1042;оспитывать аккуратность.

8.

«Корзина с грибами».

#1059;пражнять в технике печатания ладошкой.

#1047;акреплять навыки наклеивания.

#1042;оспитывать аккуратность, развивать цветовосприятие.

9.

«Мы рисуем, что хотим».

#1057;овершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

10.

«Выпал беленький снежок».

#1042;ызывать радость от восприятия белого цвета, как красиво он ложится на ветки, кусты.

#1053;аносить мазки на бумагу контрастного цвета, обращать внимание на сочетание белого и синего цветов.

#1047;акреплять умение рисовать пальчиками.

11.

«Маленькой ёлочке холодно зимой».

#1047;акреплять умение рисовать пальчиками.

#1060;ормировать умение наносить отпечатки по всей поверхности листа.

#1060;ормировать умение рисовать ёлочку с помощью печаток.

#1042;оспитывать аккуратность.

12.

«Рукавички».

#1059;пражнять в технике печатания.

#1047;акреплять умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

#1042;оспитывать аккуратность.

13.

«Чудо – ёлочка».

#1060;ормировать умение детей рисовать ёлочку, украшать её игрушками – рисовать пальчиками и пробкой. #1056;азвивать цветовосприятие. #1042;оспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения.

14.

«Весёлый снеговичок».

#1059;пражнять в технике тычка жёсткой полусухой кистью. #1055;родолжать формировать умение использовать такое средство выразительности, как фактура.

15.

«Деревья в сугробах».

#1055;ознакомить детей с новой изобразительной техникой – печать поролоном.

#1060;ормировать умение рисовать сугробы лёгкими прикосновениями к бумаге. #1059;пражнять в рисовании дерева.

#1042;оспитывать интерес к рисованию.

16.

«Звери ходят по лесу».

#1059;пражнять в технике рисования пальчиками. #1047;акреплять умение равномерно наносить пятна по всей поверхности листа. #1059;пражнять в рисование ёлочки и дерева.

#1042;оспитывать аккуратность.

17.

«Цыплёнок и котёнок подружились».

#1056;азвивать желание работать с гуашью.

#1060;ормировать умение детей размазывать краску рукой, дорисовывать фломастером мелкие детали.

#1056;азвивать фантазию и воображение при помощи кляксографии.

18.

«Мои любимые сказки».

#1059;пражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. #1055;родолжать формировать умение использовать такое средство выразительности, как фактура.

19.

«Рыбки в аквариуме».

#1055;родолжать формировать умение использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток.

#1047;акреплять умение дополнять изображение деталями. #1055;оощрять рисование пальчиками.

20.

«Мы рисуем, что хотим».

#1057;овершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

21.

«Цветочек для папы».

#1059;пражнять в печатании с помощью печаток.

#1047;акреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. #1056;азвивать чувство композиции.

22.

«Высыпался разноцветный горох».

#1060;ормировать умение детей новой изобразительной техники – рисование ватными палочками.

#1056;азвивать цветовосприятие.

23.

«Мимоза для мамочки».

#1059;пражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток.

#1056;азвивать чувство композиции.

#1047;акреплять навыки наклеивания.

24.

«Солнечный зайчик».

#1055;родолжать формировать умения использовать технику печатания ладошкой.

#1060;ормировать умение быстро наносить краску на ладошки и делать отпечатки – солнечные зайчики.

#1056;азвивать цветовосприятие.

25.

«Волшебные картинки».

#1055;ознакомить с техникой рисования свечой.

#1060;ормировать умение аккуратно закрашивать лист жидкой краской.

#1044;оставить детям радость от занятия рисованием.

26.

«Одуванчик золотой».

#1059;пражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. #1055;родолжать формировать умение использовать такое средство выразительности, как фактура.

27.

«Мой любимый дождик»

#1055;оказать приёмы получения точек и коротких линий.

#1060;ормировать умение рисовать дождик из тучек, передавая его характер. #1042;оспитывать аккуратность.

28.

Выставка детских работ за год. (Диагностика)

#1042;ыявлять умение рассматривать рисунки. #1055;оощрять эмоциональные проявления и высказывания.

#1059;пражнять в выборе понравившихся рисунков.

Диагностика

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

  • Развитию мелкой моторики рук;
  • Обострению тактильного восприятия;
  • Улучшению цветовосприятия;
  • Концентрации внимания;
  • Повышению уровня воображения и самооценки.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Сформируются навыки трудовой деятельности
  • Активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
  • Умение находить новые способы для художественного изображения;
  • Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства

Самостоятельная работа

Коллективная работа «Выставка детских работ за год»

Цель: выявление уровня развития продуктивной деятельности.

Ф.И ребенка

Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности

Владеет приемами работы

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы

Использует свои конструктивные решения в процессе работы

Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу

1 балл - низкий уровень развития.

2 балла - удовлетворительный уровень развития.

3 балла - средний уровень развития.

4 балла - высокий уровень развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кораблик» (оригами).

Занимательное дело оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осущес...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ "УМЕЛЫЕ РУЧКИ"

Программа «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. В процессе занятий у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое воспр...

Дополнительная общеразвивающая программа платных образовательных услуг художественно-эстетической направленности «Делки - рукоделки»

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии, аппликации, нетрадиционной техники рисования и удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в худо...