«Школа мышления» как форма развития интеллектуальных способностей детей»
методическая разработка

В методической разработке рассматривается интеллектуально-сенсорный тренинг как средство для создания предпосылок развития у детей познавательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_myshleniya_onkova_m.b.docx20.63 КБ
Файл 1.shkola_myshleniya_prezentatsiya.pptx908.1 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Управление образования администрации г. Минусинска

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение                              «Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида»

662606,  г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

«Школа мышления»  

как  форма развития

интеллектуальных способностей детей»

Воспитатель:

Онькова Мария Борисовна

                                                                                                                         

                                                      г. Минусинск, 2013

Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости для общества постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов. Исследованию подвергаются пути формирования интеллектуальных способностей.

      В рамках ФГТ в примерной основной общеобразовательной программе «Детство» особое внимание уделяется развитию детей в режиме дня.  В  примерный перечень форм включен интеллектуально-сенсорный тренинг, или «Школа мышления»,  который рекомендовано  проводить  2 раза в месяц во второй половине дня.  Основная цель тренинга - упражнение детей в освоенных способах действий, закрепление и уточнение представлений, а также применение их при решении разных задач. Он предполагает комплекс разнообразных заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающий становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы,  пространственных отношений и др.) и  способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и др).

Чтобы «Школа мышления» способствовала развитию способностей каждого ребенка, необходимо подбирать материал в соответствии с его возможностями. Чтобы определить эти возможности,  я использую метод наблюдения и игры-задания из книги «Математика - это интересно», автора И.Н.Чеплашкиной,   включающие набор ярких красочных картинок с логическим содержанием. Я   предлагаю детям картинки с заданиями и анализирую быстроту решения игровой ситуации, самостоятельность и способность пояснять выбор. Результаты наблюдений  помогают в дальнейшем дифференцированно подбирать нагрузку для каждого ребенка.

 В непосредственно интеллектуально-сенсорный тренинг я включаю следующие математические игры, активизирующие познавательную активность:

       -  игры-головоломки («Головоломка Пифагора», «Геоконт», «Танграм», «Листик», «Колумбово яйцо»)

       -    игровые текстовые логические задачи (загадки на логику)

       -    игры-ходилки (бродилки)

       -  логические дидактические игры («Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», « Волшебные кубики», «Логическая мозаика»)

       -     игры для сенсорного и общего умственного развития («Сложи узор», «Сложи куб», «Уголки», «Составь картинку», «Дорисуй», «Что это?»)

       -   игры для освоения форм, овладения счетом, различения цифр и условных знаков («Домино», «Шашки», «Лото», «Сколько?», «Веселый счет», «Считай дальше»).

Пробудить  интерес к интеллектуальной деятельности, чувства и эмоции, так необходимые при сенсорном подходе, мотивировать на совместное выполнение заданий, детям помогают математические и логические игры, подобранные мною на основе сюжетной линии. Сюжет выстраиваю в соответствии с темой недели, например, «Путешествие к Морскому царю», «Помоги Дюймовочке улететь от Крота», «У куклы Маши день рождения» и т. д.  

Так,  при проведении тренинга в подготовительной группе, в качестве мотивации детям была предложена проблемная ситуация по оказанию помощи Морскому царю, где дети выразили желание вернуть в царство его умных подружек капелек, выполнив их задания. Капельки предлагали детям следующее:  1.Отгадать логические загадки.  2. Сложить «Головоломку Пифагора».  3. Игру «Засели домики» с «Блоками Дьенеша».  4. Выложить сказочных героев по образцу из «Палочек Кюизенера».  5. Придумать подарок для Морского царя при помощи «Геоконта» (математического планшета). В ходе выполнения заданий дети объединялись в пары и микрогруппы. Им предоставлялась возможность посоветоваться, договориться о способе решения и совместно его выполнить. Я стимулировала мыслительную активность детей, всячески подбадривая, и ненавязчиво включая тех, кто пока еще не проявляет достаточной активности.  Проявив  заинтересованность, ребята включались  в игру, увлекались ею, получали результат. Они сумели воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу,  справились с классификацией фигур (блоков) по 3 свойствам; творчески подошли к созданию подарка,  показали навыки сотрудничества.    

По итогу тренинга мы провели рефлексию,  обсудили с детьми, что получилось, что было трудным для выполнения, а также отметили свое настроение на экране эмоций.

В результате проведения интеллектуально-сенсорных тренингов, по моим наблюдениям, у детей появляется и развивается интерес к  головоломкам,  занимательным задачам, шашкам и другому познавательному материалу, ТО ЕСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, что значительно повышает уровень развития их интеллектуальных способностей. Ребята, которым присущи такие психические характеристики, как гибкость ума, быстрота реакции, способность удерживать внимание и информацию участвуют в олимпиадах, викторинах, турнирах.

Я  считаю, что такая форма как «Школа мышления» эффективна для развития интеллектуальных способностей детей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список литературы:

Комплексная  образовательная  программа  дошкольного  образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 352 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Школа мышления» как форма развития интеллектуальных способностей детей» Онькова Мария Борисовна, воспитатель МДОБУ «Детский сад №19» г.Минусинск, 2013г.

Слайд 2

Цель - упражнение детей в освоенных способах действий, закрепление и уточнение представлений, а также применение их при решении разных задач. Включает комплекс разнообразных заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающий становление системы сенсорных эталонов и способов интеллектуальной деятельности Интеллектуально -сенсорный тренинг«Школа мышления»

Слайд 3

«Математика - это интересно»

Слайд 4

Математические игры

Слайд 7

«Путешествие к Морскому царю»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. С...

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.           ...

Из опыта работы: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"

Представляю свой опыт работы на тему: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"В моей работе описывается актуальность, идеи, цели и задачи.А так же ре...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.

В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами....