Мастер-класс: Песочная терапия в работе воспитателя
материал (младшая группа)

Алексеева Светлана Сергеевна

упражнения и игры в работе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Песочная терапия в работе воспитателя"

Подготовила: воспитатель Алексеева Светлана Сергеевна

Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в коррекционно-развивающей работе.

Задачи:

- дать определение песочной терапии и рассмотреть ее возможности;

- продемонстрировать виды игр;

-привлечь внимание к развивающему направлению для введения ее в практическую деятельность педагога.

Материал:

1. Юнгианская песочница без ножек, световые столы.

2. Коллекция миниатюрных игрушек.

Здравствуйте дорогие коллеги!

Меня зовут Алексеева Светлана Сергеевна, я воспитатель детей раннего возраста, сегодня хочу показать возможность использования песочных столов в работе с детьми дошкольного возраста.

Основоположником песочной терапии стал Карл Юнг, он говорил, что: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»

  Песок - благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Застенчивого ребенка песочная терапия способна раскрепостить, гиперактивного успокоить, у агрессивных и тревожных детей песок способен забрать негативную энергию.

В своей работе использую речной и кварцевый песок. Речной и кварцевый песок меньше содержит примесей и обладает хорошей способностью пропускать воду. Альтернативой песку могут стать манная крупа, рис, морская соль.

Песочную терапию нельзя проводить, если у детей:

эпилепсия, кожные заболевания и порезы на руках.

Песочная терапия используется в работе не только с детьми дошкольного, школьного возраста, но и со взрослыми.

Итак, уважаемые коллеги, начинаем!

У кого жетон с «красным ведерком», прошу пройти к песочнице.

Обратите внимание, перед вами классическая юнгианская песочница, она стандартного размера 50х70, высота 8 см, внутри борта и дно окрашены в синий цвет, тем самым символизирует небо и воду. Песочница наполовину или чуть меньше засыпана просеянным, промытым песком. 

Перед началом работы, необходимо вымыть руки или протереть влажной салфеткой.

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе со сказочным героем, это может быть: песочный человечек, песочная фея или другой сказочный герой. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре. Он хочет вам напомнить правила:

Здесь нельзя кусаться, драться,

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок-мирная страна!

Ритуал входа.

Упражнение «Здравствуй, песок!» - снижение психофизического напряжения.

Давайте с вами «поздороваемся с песком».

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно, погладим песочек;

• легко/с напряжением сожмем кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• перетираем песок между пальцами, ладонями;

• сделаем маленький или большой дождик.

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

А какие же следы могут оставить наши руки? Повторяйте за мной.

Упражнение «Следы»

- идут медвежата

- прыгают зайчики

- ползут змейки.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

Наше первое знакомство с песком состоялось. Присаживайтесь.

В песочной терапии есть 3 блока игр:

  1. Обучающие, познавательные и развивающие.

Они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закреплении знаний о сенсорных эталонах, закрепляют знания о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику.

  1. Психопрофилактические игры, направлены на коррекцию тревожности и агрессии.
  2. Проективные игры. Это построение ребенком песочных картин с миниатюрными фигурками.

Попробуем познакомится с каждым блоком игр.

Уважаемые коллеги у кого жетон с «желтым ведерком», прошу пройти к песочнице.

Итак, первый блок игр обучающие, познавательные и развивавшие.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек с различной тематикой (люди, здания, животные, мебель, транспорт, растительность и пр.)

Также работе с песком используются буквы, цифры, счетные палочки, любые природные материалы, пуговицы, декоративные камни, ленты.

Игра «Узоры на песке»  

 - Сейчас я нарисую узор в верхней части песочницы, а вы в нижней части можете нарисовать такой же или продолжить дорисовывать мой узор.

- Давайте нарисуем пальчиком любую геометрическую фигуру или букву.

Вас, как зовут? (Кристина). Хорошо вы можете нарисовать первую букву вашего имени.

Отлично у всех получилось. Также можно украсить свою букву цветными камешками.  

Упражнение «Узоры на песке двумя руками»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.

Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.

Игра «Найди цифру»

Перед вами лежат цифры, вам необходимо четные цифры закопать в песок, а не четные оставить на поверхности. Назовите, какие не четные цифры остались?

Игра «Ферма»

У меня в корзинке дикие и домашние животные. Подберите только домашних животных. Давайте расставим их на песке, как вам захочется, представим, что это ферма. Молодцы, все на своих местах. Кто на нашей ферме живет? Какие звуки издают животные? (звукоподражание).

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Уважаемые коллеги у кого жетон с «зеленым ведерком», прошу пройти к песочнице.

Обратите внимание, что юнгианская песочница бывает с ножками и без ножек.

Следующий блок игр, психопрофилактический, направлены на коррекцию тревожности и агрессии.

Коллеги сейчас мы с вами попробуем на песке имитировать

Игра «Капуста» (младший возраст)

Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту режем, режем!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту жмем, жмем!

Мы морковку трем, трем!

В кадку все утрамбовали 

Сверху грузиком прижали. 

Игру «Рельсы, рельсы» (старший возраст)

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы,

ехал поезд запоздалый.
Из последнего вагона

посыпалось-посыпалось зерно.
Пришли куры – поклевали-поклевали,
Пришли гуси – пощипали-пощипали.
Прошел слон: ТОП-ТОП-ТОП,

прошла слониха – Топ-Топ-Топ,

прошел ма-а-аленький слоненочек

топ-топ-топ-топ.

Молодцы, руки мы размяли!

Игра «Матрешка»

Чтобы сделать бусы для матрешки, мы возьмем камешки марблс, будем ими украшать бусы. Нарисуйте сначала на песке ниточку. А теперь украсьте камешками. Смотрите, как красиво получилось.

Игра «Закапывание секретинов»

Прошу Вас закопайте глубоко в песок эти игрушки. (дать корзинку в миниатюрные игрушки по теме).

Отлично, а Вы попробуйте раскопать. Постепенно находим игрушки и вспоминаем стихи А. Барто. (лошадка, самолет, зайка)

- Также мы можем использовать сказкотерапию в работе с песком, т.к. эти направления тесно связаны.

Игра «Репка»

Перед вами персонажи сказки «Репка». Разберите себе героев сказки.

Итак, начинаем. Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая.

Спасибо за внимание, садитесь на стульчик!

Уважаемые коллеги у кого жетон с «синим ведерком», прошу пройти к световому столу.

Следующий блок Проективные игры. Это построение ребенком песочных картин с миниатюрными фигурками. Проективные игры используются в работе не только в юнгианской песочнице, но и на световых столах.

Коллеги сейчас мы с вами под музыку нарисуем песочную картину на стекле. Вам необходимо поочередно, пока музыка играет, каждый рисует какой-то элемент, музыка прекратила играть, вы переходите к другой песочнице, звучит музыка, вы продолжаете рисунок, который начал предыдущий человек.  И так далее. В конце получится картина. (Ее мы можем наполнить миниатюрными фигурками и разыграть целый сюжет).

Давайте начнем!

Присаживайтесь на стульчики.

Заключительная часть:

И в завершении я хочу сказать, что песочница - это тот мир, где ребенок себя чувствует в безопасности, в котором ему хорошо и комфортно. Ребенок бессознательно успокаивается.  Для детей это знакомая среда, где он чувствует себя гармонично и комфортно.  Мне это помогает в работе с детьми, особенно в период адаптации. 

На сегодня мой мастер - класс окончен.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс "Песочная терапия в работе воспитателя"

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей ребенка, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, пере...

Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"

Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно любому воспитателю или штатному психологу, а у...

Мастер-класс "Песочная терапия в работе воспитателя"

Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в коррекционно-развивающей работе....