ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Федосеева Кристина Николаевна

В своей статье будем отталкиваться от определения «культура поведения» С.В. Петериной. Культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Применительно к дошкольному возрасту содержание данного понятия автор раскрывает через следующие компоненты культуры поведения:

- культура деятельности;

- культура общения;

- культурно-гигиенические навыки и привычки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К.Н. Федосеева

Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.

Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская, Выготский и др. [1;96-7;21]

В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. [3;7]

Т.И. Бабаева дает следующее определение культуры поведения - «широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры». [1;58]

В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через компоненты:   культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура. [6;61-62]

В своей статье будем отталкиваться от определения «культура поведения» С.В. Петериной. Культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Применительно к дошкольному возрасту содержание данного понятия автор раскрывает через следующие компоненты культуры поведения:

- культура деятельности;

- культура общения;

- культурно-гигиенические навыки и привычки. [5;81]

Рассмотрим эти компоненты подробнее. По С.В. Петериной, формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. [5;28]

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий и слов.

Культурно-гигиенические навыки включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви.

В дошкольном возрасте деятельность педагога по воспитанию культуры поведения строится с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлена на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить детей с новыми правилами культуры поведения. [4;46]

Анализируя примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», была составлена таблица (см. таблица 1), включающая перечень художественных произведений, рекомендованных авторским коллективом программы. Содержание деятельности воспитателя с детьми старшего возраста отражены в столбцах 1 и 2.

Представленное содержание таблицы 1 позволит педагогу систематически и комплексно выстраивать работу с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию культуры поведения средствами художественных произведений.

Таблица 1

Содержание воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста [2;280-290]

Компоненты культурного поведения

Задачи социально-коммуникативного развития

Художественные произведения

1

2

3

Культурно-гигиенические навыки

Формировать у детей привычку следить за чистотой тела

Закреплять умения  замечать и самостоятельно устранять непорядок

в своем внешнем виде

Совершенствовать культуру еды

Т. Александрова-«Домовенок Кузька», И., К. Чуковского-«Мойдодыр», А. Барто-«Девочка чумазая», О. Григорьев «Варенье», Н. Носов-«Федорино горе»; Е. Винокуров- «Купание детей», Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»

Культура общения

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Воспитывать уважительные отношения к окружающим

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников

О. Дриз «Добрые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», С. Михалков «Три поросенка», Ш. Перро «Красная Шапочка», Л. Толстой. «Косточка», Аким Яков «Жадина», Г. Виера «Мамин день»

Культура деятельности

Воспитывать у ребенка умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам, к себе.

К. Чуковского «Мойдодыр», Н. Носов «Федорино горе»,  Н. Носов «Заплатка»,  Аким Яков «Неумейка», С.Михалков «Три поросенка»

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой предложенные Е.А. Флериной, которые являются  этапами работы с произведением:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

При работе с художественными произведениями важно продумывать вопросы для детей, позволяющие формировать отношение к героям, их поступкам. Рассмотрим серию вопросов по произведению «Федорино горе» Н. Носова:

- «Кто вам больше понравился?  Почему? Нравится герой или нет?»;

- направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки Н. Носова «Федорино горе», можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что посуда ушла от Федоры?»;

- направленные на выяснение мотива поступков, поведения («Почему посуда ушла от Федоры?»);

- обращающие внимание на языковые средства выразительности («Какими человеческими качествами наделил автор посуду?»);

- направленные на воспроизведение содержания («Что ответила посуда мимо прибегающей курице?», «Что промолвил медный таз?»);

- подводящие к выводам: зачем писатель рассказал нам эту историю? [7;226-230]

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой, используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Библиографический список

  1. Бабаева C, Н.А. Ноткина и др.  Детство, программа развития и воспитания в детском сад  , 2006.
  2. Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А /Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», 2014
  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. «Педагогический словарь»
  4. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987
  5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986.
  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика, Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Издательский центр "Академия", 2013
  7. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. Издательский центр «Академия», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.  Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....

Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...

Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста

рассказывается о методики воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. этот материал поможет правильно организовать воспитательную работу ....

Современный этикет и воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрыты три направления работы по формированию этикета и правил культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: культура ...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художе...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности ...

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста...