«Использование принципа 5S в предметно-пространственной среде»
опыты и эксперименты (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

«Использование принципа 5S в

предметно-пространственной среде»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование принципа 5S в

предметно-пространственной среде»

Бережливость – это моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Одной из важных задач на современном этапе развития образования является формирование основ бережливости у воспитанников.

Воспитание бережного отношения к материальным (данные природой и произведённые людьми) и духовным (отношение к труду, здоровью, природе, произведениям культуры) благам является составной частью формирования у детей индивидуальной и групповой ответственности за личное и общественное достояние. Воспитание «бережного обращения с куклами и игрушками надо ставить в ряду первых задач» об этом говорил ещё в своё время (Я. А. Коменский).

Важно сформировать у детей умение понимать и ценить окружающий мир предметов как результат труда, уважать людей, умеющих трудится. С ранних лет необходимо воспитывать привычку беречь такие богатства, как вода, тепло, электроэнергия. У детей должны быть сформированы начала разумного поведения, разумных потребностей, умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.

Мы хотим показать, как используем инструменты бережливых технологий в организации жизни нашей группы, используя средства визуализации, оформили тематические зоны, игровые уголки, а также сушильные шкафы для одежды детей. Благодаря использованию метода визуализации в сушильном шкафу, одежда детей тщательно просушивается и остается чистой, использование метода визуализации в игровых зонах формирует у детей навыки самообслуживания, приучает к соблюдению порядка и воспитывает дисциплинированность.Окружающая среда должна быть безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является применения наглядных инструкций, карточек с изображение последовательности действий. С помощью визуализации ребенок посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Принцип системы «5С» :

1) Сортировка (упорядочив, отделив нужное от ненужного) - предполагает чёткое разделение вещей на нужные и ненужные, и избавление от последних.

2) Соблюдение порядка (аккуратно расположи, что осталось) – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать, раскладывание предметов там, где они будут находиться под рукой. Расположение предметов должно отвечать требованиям безопасности, качества, эффективности работы.

3) Содержание в чистоте (уборка) – соблюдение чистоты и опрятности шкафчиков.

Убирать и исключать причину загрязнения (регулярная проверка рабочего места для поддержания порядка)

«Лучшая уборка, когда не нужно убираться, не создавай грязь»

4) Стандартизация (поддержание порядка, дисциплина) – необходимое условие для выполнения первых трёх правил. (Закрепление правил содержания полочек и шкафчика

5) Совершенствование (формирование привычки) – самодисциплина, воспитание привычки точного выполнения установленных правил организации полочек и шкафчиков. (закреплять привычку убирать вещи на своё место)

Работа с детьми осуществляется по трём основным направлениям:

-Образовательная и игровая деятельность с детьми.

-Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

-Взаимодействие с родителями.

1. Образовательная и игровая деятельность с детьми.

Ознакомление дошкольников с элементарными принципами бережливого производства и формирование бережливого отношения к предметам рукотворного мира (книгам, игрушкам, одежде) происходит через реализацию проектов в определенной последовательности:

«Всему своё место и всё на своих местах!» (ознакомление с элементарными принципами бережливого производства и формирование бережного отношения к игрушкам).

«Бережём свою одежду и обувь!» (формирование бережного отношения к одежде и обуви).

«Книга – лучший друг» (формирование бережного отношения к книге).

«Упустишь минутку – потеряешь час» (формирование представлений детей о времени и его ценности).

Таким образом, в ходе реализации различных культурных практик - чтение художественной литературы, непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность и др., дети учатся находить потери, знакомятся с инструментами бережливого производства. Например, после прочтения взрослым ,ряда художественных произведений, дети учатся находить потери, с которыми столкнулись герои. Предлагают свои пути борьбы с ними. Для поощрения успехов детей, воспитателями введён такой игровой приём, как смайлики Берегуша и Растеряша, служащий дополнительной мотивацией исполнения правил и заданий.

#1057;овершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитание у детей с ранних лет положительных привычек невозможно без создания развивающей среды, элементы которой привлекают ребенка, дают почву для размышлений, вызывают интерес. При организации работы в группе детей, применение бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Максимальная визуализация всех процессов помогает детям самостоятельно совершать определенные алгоритмы действий. Применяя принцип визуализации, ребенок наглядно видит, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Педагог не отвлекается на объяснение этой последовательности и может использовать сэкономленное время на беседы, игры, чтение или другие дополнительные занятия с детьми.Для каждого вида творческой деятельности в группе есть памятки. Игрушкам, играм и книжкам отведены свои промаркированные картинками полочки. Так, в центре творчества цветовая маркировка указывает, где должны стоять емкости с карандашами. Если один из маркеров не занят, значит, кто-то не поставил емкость с карандашами на место.

Маркировка контейнеров для конструктора ЛЕГО позволила превратить процесс сбора деталей конструктора в увлекательное для ребят соревнование на скорость, внимание и умение классифицировать, а также оптимизировать время педагога для подготовки материала к занятиям. Убирая конструктор, благодаря маркировке, дети знают, в какой контейнер положить крупные детали, в какой мелкие, а в какой – дополнительное игровое оборудование.

Большое значение для хорошо организованной и продуктивной игры имеет наличие игрушек. Их должно быть достаточно, для того, чтобы хватило всем желающим поиграть. Количество игрушек должно пополнятся с ростом потребностей и интересов детей. Игрушки должны иметь удобное расположение, хранится в зоне доступа и в поле видимости ребенка. Каждая из них должна иметь свое место, для этого можно провести игру «Знакомство с новой игрушкой». Педагог фиксирует внимание детей и предлагает познакомиться с новым «жителем» группы. Можно обсудить с детьми внешний вид игрушки, из чего она сделана, для чего предназначена, дать новому герою имя и конечно, определить новое место нахождения. После этого обсуждаются правила бережного обращения с игрушками. Для наглядности в группах в виде картинок фотографии размещены правила расположения игрушек. Это ускоряет наведение порядка в группе после игры и исключает неправильное расположение игрушек по зонам.

Безопасность остается приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности в дошкольном учреждении. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, применяется визуализация. Для обозначения возможной опасности используем красный цвет. Он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, наносятся маркёры красного цвета.

Соблюдая принципы визуализации, дети меньше времени тратят на наведение порядка, ведь они сами знают, куда и что положить. Благодаря организации хранения у каждой вещи есть своё обозначенное место и процесс систематической уборки проходит быстрее и интересней. У детейпрививаются навыки бережного отношения к своему здоровью, правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, книгам, вещам, ресурсам, соблюдения чистоты и многие другие.
Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения. Технология кайдзен вводится постепенно и потребует времени, так как подразумевает бесконечное стремление к совершенству медленными шагами, но уверенно вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организаций.

Материал поможет правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организа...

Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью...

Принципы построения развивающей предметно — пространственной среды:   (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)

Принципы построения развивающей предметно — пространственной среды:  (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)принцип дистанции при взаимодействии(в группах предусмотрены угол...

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной...

Принципы организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ

Краткое описание  принципов организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ...