Мастер - класс для педагогов «Игровые пособия Б.П. Никитина как условие развития познавательных способностей дошкольников»
методическая разработка

Фащук Мария Александровна

Главная особенность развивающих игр Б. П. Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые пособия Б.П. Никитина как условие развития                     познавательных способностей дошкольников»

Уважаемые коллеги, я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Продолжите, пожалуйста, предложение, играя - думаем, думая - …(играем).

Действительно, для любого взрослого человека и ребенка, игра это интересное занятие, в котором мы думаем. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, развитие коммуникативных умений, норм поведения, формирования понятия правила. Для ребенка игра – это целый мир новых открытий. Особенное место в жизни ребенка занимают развивающие игры,  как вы думаете , что они тренируют в ребенке: воображение, мышление, память, развивает свои творческие способности (можно задать вопрос педагогам) «Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»  (Б.П. Никитин)

Сегодня я предлагаю вашему вниманию игровую технологию кубики Б.П. Никитина.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система,  сочетает  в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребёнка. Методика (педагогическая технология) Никитиных такова, что малыши легко усваивают тот материал, который обычно трудно даётся в школе. Поначалу может показаться, что занятия с детьми по системе Никитиных требуют слишком много времени. Это не так. Трудный момент – начало новой игры. Он требует от взрослых особых педагогических приёмов. Позже, когда ребёнок освоит новую игру, он будет заниматься самостоятельно. Частью системы Никитиных являются развивающие игры. Главное в них - творчество: ребёнок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.

Каждая игра – это набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика.

Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

1. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности,  от простого к сложному.

2. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течении многих лет (до взрослости).

3. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

4. Решение задачи предстаёт перед малышом не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

5. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

6. Игры Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

Развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приёмов мышления. Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под своего ребёнка, соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному».

Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым. Они многофункциональны и учат детей получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать. Порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Используя в занятиях с ребёнком развивающие игры Б. ПНикитина, следует придерживаться определённых принципов:

1. Нельзя объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребёнок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, ещё не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и взрослым составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Б. П. Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

К развивающим играм Никитина относятся игры: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и другие. Сегодня я хотела бы предложить поиграть с развивающими играми Б.П. Никитина, а конкретно в игру «Сложи узор».

«Сложи Узор» – одна из самых популярных игр Никитиных, очень любимая детьми и взрослыми. И не удивительно: из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, фигуры цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам малыш! Игра хороша тем, что прекрасно развивает ум и интеллект ребенка, учит его решать нестандартные и сложные задачи. Смысл игры - построить из кубиков разнообразные изображения по схеме.

                     Знакомство с развивающими играми Б.П. Никитина.

                         Практическая часть для педагогов

Игра «Сложи узор».

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Кубики имеют 6 граней, каждая грань окрашена в разные цвета. Основных 4 цвета: красный, белый, синий, желтый. Особенность кубиков Никитина заключается в том, что две грани кубика комбинируются двумя цветами. Красным и белым треугольниками и другая грань синим и желтым треугольниками. Что позволяет составлять из них цветные узоры в огромном количестве вариантов. Для начала работы с детьми дошкольного возраста необходимо просто рассмотреть кубики. Обратить внимание на то, в какие цвета они раскрашены. Первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета и форму; считаем кубики – учим понятие количества, формируем начальные навыки счета. Дети учатся выстраивать цветные дорожки и простые узоры. В среднем возрасте задания для детей усложняются. Под руководством взрослого дети работают по схемам. Выстраивают различные узоры. Закрепляем навыки устного счета, формы и цвета. Старшие дошкольники умеют самостоятельно выполнять задания по схемам, выстраивают логическую последовательность (цепочку) и проявляют творческую инициативу.

Перед вами рисунок-задание,  сложите из кубиков такой же узор (лебедь, узор).

                          ( раздать задания на карточках)

 Я буду читать текст сказки, а Вы по ходу выкладывать соответствующие  узоры. То слово, которое я буду выделять голосом, вы будете выкладывать из кубиков.

                                              «Сказка про золотую рыбку»

Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой фонарик, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла золотая  рыбка. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся  развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.

Уважаемые коллеги, я обращаюсь к вам с вопросом « Как вы думаете , что развивают у ребёнка кубики Никитина?»

1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.

2. Малыш учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.

3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.

4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.

5. Кубики Никитина хорошо действуют на развитие моторики детей.

А напоследок о самом главном: организуя с детьми игру, необходимо поддерживать и одобрять все их верные попытки и никогда не порицать за ошибки и непонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей».

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников»

Мастер класс для педагогов ДОУ«Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников» может быть использован педагогами ДОУ с целью п...

Игровое пособие "Цветик - семицветик" (дидактические игры на развитие познавательных способностей и на развитие фонематического восприятия, на дифференциацию звуков и на развитие навыка звукового анализа)

Актуальность:  с  каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. Дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.  Работая с детьми с ОВЗ можно с...

Презентация к мастер-классу «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»

laquo;Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина» мастер – класс для педагогов ДОУ....

Мастер-класс для педагогов по дополнительному образованию детей «Пластилинография как средство развития художественных способностей дошкольников»

Платилинография- это один из видов декоративно-прикладного творчества .Метод развития творческих способностей, эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев дошкольников.Ведущий: Добрый день, уважаемые...

«Использование игровых пособий Б.П. Никитина как средство развития пространственного мышления дошкольников».

Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позв...