Самообразование педагога дополнительного образования
материал

Михаил Алексеевич Винокуров

Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx54.43 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Ф.И.О. руководителя кружка робототехники Винокуров Михаил Алексеевич

Специальность – педагог дополнительного образования

Образование - среднее специальное

Стаж педагогической работы - 4 года

Квалификационная категория - первая квалификационная категория

Дата начала работы над темой сентябрь 2023г.

Предполагаемая дата окончания работы май 2026г.

Тема: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику»

Актуальность.

Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.), при этом учитывается дидактический принцип:

- от простого к сложному (создание простых конструкций с использованием карт из набора «Первые механизмы», «Простые механизмы» до проектирования и программирования механизмов с наборами «WeDo1» и «WeDo2).

Конструирование и робототехника как нельзя лучше способствует, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.

Цель: повышение педагогического мастерства через создание условий для развития технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
  2. Пройти курсы повышения квалификации «Лего-конструирование и робототехника, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
  3. Развивать интерес к робототехнике, механике, физике, правил безопасности. Создать словарь с техническими словами.
  4. Создать картотеку дидактических игр лего.
  5. Формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта по решению конструкторских задач по механике.
  6. Развивать творческую активность в принятии решений в проблемных ситуациях.
  7. Формировать зрительное восприятие, мышление, память, доказательную речь.
  8. Воспитывать коммуникативную способность, дисциплину, ответственность.
  9. Оказывать консультативную (информационной, методической, обучающей) помощь родителям (законным представителям) по сопровождению креативного ребенка..
  10. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
  11. Составить рабочую программу кружка «АрБилАй»

-Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Значение LEGO- конструирования в развитии детей дошкольного возраста»,

-Подготовить и принять участие в семинаре «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе Лего-конструирования»

План самообразования на 2023-2024 учебный год.

Месяц

Мероприятия

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Диагностика уровня знаний и умений

по LEGO-конструированию и робототехнике

у детей по методике Т.В. Фёдоровой

Диагностика детей по знакомству с компьютером.

Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете робототехники при работе с конструкторами

Памятка для родителей «Что такое ЛЕГО конструирование?»

Октябрь

Конструкторы LEGO

#1059;чимся читать схемы. Домики.

#1052;ногоэтажные дома. Восстановление разрушенных конструкций

Учить самостоятельно изготавливать дома по образцу и преобразовывать по собственному воображению. Развивать умение видеть конструкцию конкретного объект, анализировать ее основные части. Познакомить с формами элементов, особенностью скрепления, способами их применения.

3. Гараж для машины. Проект «Автопарк»

Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объектов средствами конструктора. . Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. Развивать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.

Консультации для педагогов и родителей «Значение LEGO- конструирования в развитии детей дошкольного возраста»,

Привлечение родителей к

изготовлению картотеки дидактических игр по лего-конструированию

Ноябрь

LEGO education «Первые механизмы»

  1. «Необычные машины»: модель «Измерительная машина»: работа с картами, установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие

  1. «На ферме»: модель «Собака Димы»: работа с картами, установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие

  1. «На ферме»: модели «Пугало», «Мельница»: работа с картами, установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие

«Весёлый хоккей»: модель «Хоккеист»: работа с картами, установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие

Консультация для родителей «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»,

Декабрь

LEGO education «Простые механизмы

  1. Простые механизмы» (знакомство с конструктором): « Карусель для Сэма и Салли», конструирование по схеме, рефлексия, развитие
  2. «Простые механизмы»: «Машина Сэма», конструирование по схеме, рефлексия, развитие
  3. «Простые механизмы»: «Площадкавертушка», конструирование по схеме, рефлексия, развитие

#1055;овторение изученных тем, закрепление навыков

Оформление фотовыставки

Январь

Творческие задания с конструктором LEGO – построй свою историю.

Находить и различать раз личные детали. Соединять различные блоки, вал, втулку. Устанавливать связи между видом работы и используемыми деталями. Организовыват ь свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место

Консультация «LEGO конструирование и робототехника как средство развития технического творчества детей

Семинар «Конструирование как средство развития речевых функций»

Февраль

Творческие задания с конструктором LEGO – построй свою историю.

Находить и различать раз личные детали. Соединять различные блоки, вал, втулку. Устанавливать связи между видом работы и используемыми деталями. Организовыват ь свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место

Папка-передвижка «Дети и робототехника»

Март

;Роботы-помощники». Знакомство с компонентами конструктора LEGO education WeDo , особенностями программирования. «Майло – робот-исследователь»: проблемная ситуация, анализ технических особенностей, конструирование модели, рефлексия и развитие

2. «Вертолёт спасателей»: проблемная ситуация, анализ технических особенностей, конструирование модели, рефлексия и развитие

3. «Умный батискаф»: проблемная ситуация, анализ технических особенностей, конструирование модели, рефлексия и развитие

4. «Миссия на Марс»: проблемная ситуация, анализ технических особенностей, конструирование модели

«Игры в LEGO вместе с детьми» Мастер-класс по конструированию из LEGO

Апрель

;Миссия на Марс»: рефлексия и развитие

2-4. «Мир моих фантазий», конструирование по замыслу, повторение изученных тем, закрепление навыков

Оформление фотовыставки, «Чему мы научились»

Май

Диагностика уровня знаний и умений

по LEGO-конструированию и робототехнике

у детей по методике Т.В. Фёдоровой на конец года

Представление опыта работы по теме самообразования.

Цель: систематизировать работу, обосновать и показать необходимость внедрения конструирования; познакомить с формами и принципами работы; выявить и устранить пробелы в работе по самообразованию

Выход темы:

1. Памятка для родителей «Что такое ЛЕГО конструирование?»,

2. Буклет «Основы детской робототехники»

3. Консультации для педагогов и родителей «Значение LEGO- конструирования в развитии детей дошкольного возраста»,

4. Картотеки дидактических игр по лего-конструированию

5. Консультация для родителей «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»,

6. Оформление фотовыставки«Мой перворобот»

7. Консультация «LEGO конструирование и робототехника как средство развития технического творчества детей

8. Семинар «Конструирование как средство развития речевых функций»

9. Папка-передвижка «Дети и робототехника»

10. «Игры в LEGO вместе с детьми» Мастер-класс по конструированию из LEGO

11. Оформление фотовыставки, «Чему мы научились»

12. Рабочая программа кружка «АрБилАй»

12. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Изучение литературы по теме самообразования:

  1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
  2. Е.В. Фешина «ЛЕГО - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
  3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный
  4. Л. Г. Комарова «Строим из Лего» /– М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  5. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.
  6. О.В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «

Сфера», 2002 г.

  1. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна ()
  2. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» ()
  3. Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ()
  4. Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: ;m2=62&id=1002
  5. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.
  6. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.

Список сайтов

  1. «НС–портал»
  2. Образовательный портал «фгос-игра.рф» http://фгос-игра.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога дополнительного образования

Примераная структура плана самообразования...

Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Педагога дополнительного образования Козачок Ирины Николаевны

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным ос...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...

Анализ темы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования» педагога дополнительного образования Поликарповой Ольги Витальевны

Анализ работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования" .3 этапа работы по самообразованию:1) организ...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...