Доклад на тему «Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы в рамках новой Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Нестерова Людмила Александровна

Я представляю  вашему  вниманию  очень важный и актуальный  вопрос  «Готовность воспитателя реализовывать  воспитательный  и образовательный  процессы в рамках новой Федеральной  Образовательной программы  дошкольного  образования».

      В профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования с 1 сентября 2023 года Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» введен нормативный правовой акт, определяющий содержание отечественного дошкольного  образования – Федеральная  образовательная программа. На слайде можете увидеть в соответствии с какими  нормативными  документами разработана  Федеральная программа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_doklad_nesterova_odo_vaksilek.docx66.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пролетарская средняя общеобразовательная школа №6

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

«Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы  в рамках новой Федеральной Образовательной Программы     дошкольного образования»

             

                                                           

                                               Подготовила

                                                                        Воспитатель: Нестерова Л.А

г. Пролетарск

2023 г

Добрый  день, уважаемые  коллеги!

              Я представляю  вашему  вниманию  очень важный и актуальный  вопрос  «Готовность воспитателя реализовывать  воспитательный  и образовательный  процессы в рамках новой Федеральной  Образовательной программы  дошкольного  образования».

      В профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования с 1 сентября 2023 года Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» введен нормативный правовой акт, определяющий содержание отечественного дошкольного  образования – Федеральная  образовательная программа. На слайде можете увидеть в соответствии с какими  нормативными  документами разработана  Федеральная программа:

Слайд 2-3 .

1 (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847)).

Федеральная программа разработана  в соответствии с нормативными документами :

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования утверждѐнного приказом Министерства просвещения  Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №373;

3 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования утверждѐнного приказом Министерства просвещения  Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №373; безопасности Российской Федерации», от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

 4.Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г

Федеральная программа  вводит базовый  уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в ДОУ и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

  • обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
  • создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
  • создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

      Слайд 4.         Цель Федеральной Программы

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

      К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Федеральная программа позволяет объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом  культурных ценностей.

             Слайд 5. Задачи Федеральной Программы.

Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

приобщение детей  (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;

создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

построение (структурирование) содержания образовательной  деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития.

        Реализация внедрения ФОП обеспечивается только квалифицированными педагогическими работниками дошкольного учреждения. Поэтому непрерывное самообразование педагога, является главным  условием  качественного внедрения ФОП.  

      На слайде вы видите  темы моих курсов повышения квалификации :

Слайд 6.Курсы повышения  и вебинары.

    Для успешного перехода и реализацию ФОП нашим педагогическим  коллективом  были приведены в соответствие  следующие документы;

 образовательная программа ДО  и рабочая программа  воспитателя.

Слайд. 7  Рабочая программа воспитателя ДО.

Слайд.8         Планируемые результаты освоения программы        

     Одним  из главных принципов  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ФОП ДО - это признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Важное  значение имеет признание приоритетной субъектной позиции ребёнка в образовательном процессе.

    Субъектный подход к ребёнку раннего и дошкольного возраста помогает педагогу увидеть самоценность дошкольного детства, его неповторимость и уникальность. Субъектность ребёнка в образовательной деятельности проявляется:

 -в интересе и предпочтениях в выборе объектов, предметов;

-в постоянно обогащающемся личном опыте действий и поведения;

-в нарастании самостоятельности и творческих проявлениях в ходе решения разных задач.

        В соответствии со Стандартом и ФОП планируемые результаты освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка в процессе дошкольного образования и к его завершению:

  • Младенческий (первое и второе полугодие жизни).
  • Ранний (от одного года до трех лет).
  • Дошкольный возраст (от трех до семи лет).

Слайд 9   1.2.4. К концу дошкольного возраста:

  • у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
  • ребенок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристических пеших прогулках, осваивает простейшие туристические навыки, ориентируется на местности;
  • ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
  • ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
  • имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
  • ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может заботливо относится к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку заболевшим людям.  
  • ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;

       Слайд. 10  п.16 и  п.3.2.3. ФГОС ДО.

Педагогическая диагностика достижения планируемых образовательных результатов.

             Педагогическая диагностика в дошкольной образовательной организации – это особый вид профессиональной деятельности педагога, позволяющий выявлять динамику и особенности развития ребенка. Диагностика является основой для целенаправленной деятельности педагога, начальным и завершающим этапом проектирования образовательного процесса в группе.      

      Цель педагогической диагностики.

Целью  педагогической диагностики является — выявить динамику и особенности развития ребенка и на основе этих данных составить индивидуальный образовательный маршрут освоения образовательной программы.

Слайд 11.     Задачи педагогической диагностики.

-собрать сведения о развитии воспитанника;

-скорректировать образовательно-воспитательную деятельность на основании полученных результатов;

-подобрать эффективные методики работы с группой.

              Проводимая  мною диагностика направлена на изучение  деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, способов взаимодействия со  взрослыми и сверстниками (п. 16.1 ФОП ДО). Она позволяет выявлять особенности и динамику развития каждого  ребенка в моей группе. При этом нельзя сравнивать результаты диагностики одного ребенка с результатами других детей.

    Результаты педагогической диагностики использую, для того чтобы определить эффективность педагогических действий, скорректировать педагогическую  работу  по достижению планируемых результатов и  освоения образовательной программы.

        -составление индивидуальных образовательных маршрутов освоения ОП ДО,

        -своевременное внесение изменений в  планирование, содержание и организацию образовательной  деятельности с детьми.

На слайде  представлены основные этапы  и содержание педагогической диагностики.

Слайд 12.        Содержание работы      педагогической  диагностики

Этап

              Содержание работы  педагогической  диагностики

1

Организационно-подготовительный

-  Наметить план работы

-  Определить методы сбора информации

- Определить форму фиксации данных

2

Диагностический

- Собрать информацию разными методами:

  • наблюдение,
  • - свободные беседы с детьми,
  • - анализ продуктов детской деятельности,
  • - специальные диагностические ситуации

3

Аналитический

  • - Проанализировать полученные результаты
  • - Сопоставить результаты

- Определить цель и задачи индивидуальной работы с ребенком

4

Коррекционный

  • - Скорректировать педагогическую работу с дошкольником по освоению ОП ДО
  • - Проследить динамику развития каждого ребенка

5

Результативный

- Спроектировать педагогическую работу на новый учебный год

Более подробно расскажу о втором этапе педагогической диагностики.

Наблюдение.  Это основной метод диагностики для каждого ребенка и группы (п. 16.7 ФОП ДО). Ориентиры для наблюдения – возрастные характеристики развития ребенка. В ходе диагностики педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях и разных видах  деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивной, двигательной. Наблюдать за детьми желательно в разных ситуациях: в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Свободные беседы. Результаты наблюдения педагог может дополнить беседами с детьми в свободной форме. Это позволит выявить причины поступков детей, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности. Во время беседы нужно обратить внимание, что именно рассказывает ребенок при ответе на его вопросы. Поэтому диагностическая беседа проводится с каждым ребенком индивидуально, его ответы педагог фиксирует в любой удобной для себя форме. При анализе ответов ребенка педагог должен учитывать не только объем информации, но и отношение ребенка к явлениям и объектам, о которых он рассуждает. Важно, как ребенок рассуждает, обоснованность его суждений о предмете или явлении.

Анализ результатов детской деятельности. Анализ продуктов детской деятельности педагог может проанализировать рисунки, работы по аппликации,  работы по лепке, постройки, поделки. В ходе изучения продуктов детской деятельности педагог может сделать вывод о динамике развития технических и композиционных умений ребенка. Также рисунки и другие продукты дают информацию о примерном соответствии умений ребенка возрастным характеристикам развития. Полученные данные педагог может использовать как дополнение к результатам наблюдения за продуктивной деятельностью детей.

Слайд 13.   Карты развития детей, которые рекомендует  ФОП

Карта нормативного развития

Н.А. Короткова,

П.Г. Нежнов

     В основе нормативной карты развития, Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова –это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах. Наблюдения за тем, что делает ребенок, дают возможность выделить сферы   его инициативы.

 Существует четыре основные сферы инициативы:

  1. творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  2. инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  3. коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  4. познавательная инициатива - любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые.

     В своей  педагогической диагностике  я использую диагностический инструментарий Верещагиной Натальи Валентиновны, который  вам всем хорошо знаком.

 Слайд  18.            Диагностический инструментарий  М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.С. ) «Ориентиры развития ребенка».- это новое методическое обеспечение, которое я изучаю.

     Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. 

 Слайд 23.       Реализация образовательной технологии «Утренний круг» и «Вечерний круг»

            Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача воспитателя в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОО, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. 

ФОП 24.10. Образовательная  деятельность, осуществляемая  в утренний отрезок времени. может включать:

игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие);

беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), рассматривание картин, иллюстраций;

практические, проблемные ситуации, упражнения (по освоению культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и другие);

      Поэтому каждое утро со своими воспитанниками  я  начинаю с «Утреннего круга».  Технология «Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы в режиме дня инновационной  программы  « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. 

Слово «КРУГ»   – означает ежедневную, структурированную практику, создающую условия для развития личности ребенка, поддержки его индивидуальности, инициативы, а так же познавательного, социально- коммуникативного, речевого развития.

Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д.

Слайд  24  Цель  и  задачи проведения  «КРУГА» .

Цель проведения круга - развитие личности ребёнка через создание пространства детской реализации (ПДР).

Задачи  круга -  создание условий для проявления индивидуальности ребенка, детской инициативы. Развитие навыков для проявления индивидуальности, предъявления себя.

При проведении «Утреннего круга»  я использую  игровые ситуации и задания для решения воспитательных и образовательных задач:

- информирую  детей о событиях каждого дня;

- решаю  проблемные ситуации в процессе речевого взаимодействия детей друг с другом при обмене информацией (развивающий диалог);

- воспитываю  взаимную симпатию и дружелюбное отношение детей друг к другу;

- обеспечиваю  эмоциональный комфорт для каждого ребенка в группе.

        Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей.  Утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога), сразу после завтрака со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение занимает от 10 до 20 минут.

    «Вечерний круг» нацелен на совместное обсуждение важных моментов, которые произошли в течение дня.

При проведении «Вечернего круга» решаются  задачи, которые направлены на выявление и осознание основных компонентов воспитательной и образовательной деятельности в форме рефлексии.

Слайд 25.  Распределение времени «Утреннего и  Вечернего круга»

Утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога), сразу после завтрака со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение занимает от 10 до 20 минут Тематику и содержание утреннего и вечернего круга необходимо рассматривать как один из вариантов воспитательного и образовательного процесса, отражающего реальные события дня в ДОУ.

Каждое утро «круга» имеет свою конкретную тему и реализует личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка как основу современного обучения дошкольников.

Ежедневное тематическое планирование «Утреннего круга» нацелено на создание условий для обеспечения эмоционального комфорта и организацию детей для обсуждения событий дня в группе.

Технология «Утренний и вечерний круг» помогает развитию навыков для проявления индивидуальности, предъявления себя:  

  • Навыки ведения коммуникации  
  • Умение выражать собственное мнение  
  • Умение договариваться  
  • Навыки     планирования  
  • Развитие речи  Развитие мышления

Слайд  26. Примерное тематическое планирование  «Утренний круг»

(Таблица на слайде.)

 Слайд 27.  Примерное ежедневное содержание «утреннего круга».

Деятельность педагога (воспитателя)

Примерное ежедневное содержание «утреннего круга»

1. Постановка задач, ежедневное планирование совместных дел

- организация детей для обсуждения планов совместных дел;

- обсуждение событий, мероприятий дня;

- обсуждение правил поведения.

2. Информирование

- сообщение интересной и полезной информации (новые игрушки, книги, день рождения детей).

3. Педагогическая установка по решению проблемной ситуации дня

- обсуждение «проблемной ситуации» (в соответствии с образовательными задачами Программы).

4. Примерное планирование дискуссии в формате развивающего диалога

- организация и проведение дискуссии в формате развивающего диалога;

- «открытые» вопросы без готовых ответов;

- подведение детей к самостоятельному рассуждению.

5. Планирование работы по устойчивому формированию детского сообщества

- организация атмосферы дружелюбия, внимания друг к другу в процессе игровой, образовательной деятельности.

6. Планирование педагогических действий по элементарным навыкам общения

- учить детей культуре диалога (не перебивать друг друга, слушать друг друга, уважать чужое мнение).

7.  Планирование педагогических действий по поддержке детской инициативы

 (равноправие и инициатива)

- создание условий для поддержки детской инициативы при равных возможностях для самореализации (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным).

Слайд 28. Ожидаемый образовательный результат

Основные направления развития ребенка

Ожидаемый образовательный результат

1. Коммуникативное развитие

- развитие навыков общения, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовность к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать своё мнение).

2. Когнитивное развитие

- развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

3. Регуляторное развитие

- развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.

4. Навыки, умения, знания

- ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

5. Развитие детского сообщества

- воспитание взаимной симпатии, дружелюбного отношения детей друг к другу.

.

Особенностью организации «Утреннего круга» являются специально подобранные игровые ситуации, игровые задания, стимулирующие эмоционально-содержательное общение ребенка с воспитателем и сверстниками.

При организации «Утреннего круга» необходимо учитывать событийные явления, такие как поздравление детей с днем рождения.

Ежедневное тематическое планирование «Утреннего» и «Вечернего» круга составлено с учетом ожидаемых образовательных результатов программы «От рождения до школы» и целевых ориентиров ФГОС ДО, которые обеспечивают возможность реализации ценностного статуса дошкольного образования как уникальной отечественной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности ребенка, его образовательных и социальных достижений.

Игровые задания «Утреннего» и «Вечернего» круга могут быть дополнены или сокращены в связи с решением образовательных задач, стоящих перед воспитателем.

Слайд 29. Примерный алгоритм педагогических действий по реализации образовательной технологии «Вечерний круг».

«Вечерний круг» нацелен на совместное обсуждение важных моментов, которые произошли в течение дня.

При проведении «Вечернего круга» воспитатель решает задачи, которые направлены на выявление и осознание основных компонентов воспитательной и образовательной деятельности в форме рефлексии.  

Задачи педагога

Примерное ежедневное содержание «вечернего круга»

1. Рефлексия

- вспомнить с детьми прошедший день, всё самое интересное для формирования у детей положительного отношения друг к другу и к детскому саду.

2. Обсуждение проблем

- обсудить проблемные ситуации, если в течение дня они возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы;

- организовать обсуждение планов реализации совместных дел, событий.

3. Развивающий диалог

- предложить для обсуждения проблемную ситуацию, интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы.

4. Детское сообщество

- учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.

5. Навыки общения

- учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, уважать чужое мнение).

Слайд 30. Ожидаемый образовательный результат в………

       Основные направления        развития ребенка

Ожидаемый образовательный результат

1. Коммуникативное развитие

- развитие навыков общения, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовность к совместной деятельности.

2. Когнитивное развитие

- развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

3. Регуляторное развитие

- развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.

4. Навыки, умения, знания

- ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

5. Развитие детского сообщества

- воспитание взаимной симпатии, дружелюбного отношения детей друг к другу.

6. Обеспечение эмоционального комфорта

- создание хорошего настроения, формирование у детей желания прийти в детский сад на следующий день.

 

Слайд 31-36  Фото Круга

Слайд 37, 38 . Задачи  и содержание образования (обучения и воспитания)

        В Законе об образовании  написано «Учебные издания, (УМК) используемые при реализации Программ, определяются ДОО с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральной образовательной программы (пункт 3 статьи 18 Закона об образовании).

 Учебно- методический  комплект программы « От рождения до школы» способствует успешной  реализации ФОП.

                             Социально-коммуникативное  развитие

Слайд 39.              Образовательная  область
                                   Социально-коммуникативное развитие ФОП п.18

 Слайд. 40.   В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

Задачи в сфере социальных отношений:

  • поддерживать положительную и высокую самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником;
  • обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;
  • обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать  свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
  • развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
  • воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах.

Слайд 41.                     Методическое обеспечение

Л.В. Абрамова, И.Ф.Слепцова

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников».

В данном пособии представлены вариативные формы работы с 6-7 лет:

  • беседа,

ситуативный разговор,

  • игра,
  •  проблемная ситуация.

Интеграция задач социально-коммуникативного  развития с другими образовательными областями решается в форме партнерских взаимоотношений взрослого с детьми в детских видах деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская,  игровая, двигательная, восприятие художественной литературы).  

      В старшем дошкольном возрасте при формировании социально-коммуникативной  личности ребенка акцент делается на усвоении моральных и нравственных ценностей; развитии общения ребенка с взрослыми и сверстниками; формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения.

Таким образом, предлагаемое пособие позволяет мне как педагогу решать задачи социально-коммуникативного развития  детей дошкольного возраста с учетом концептуальных положений и принципов ФГОС ДО: индивидуализация, социализация, интеграция, вариативность.

Слайд 42.              Календарно-тематическое планирование

«Ситуативная  беседа»

 

 Слайд 43. Задачи в области формирования основ гражданственности и патриотизма:

  • воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
  • расширять представления детей о праздновании государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развитие чувства гордости за  достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
  • знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке);
  • развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего; активное участие в празднование событий, связанных с его местом проживания.    

Слайд 44, 45.   Методическая литература.    

Слайд.46. «Центр патриотизма».

  

 Сайд  47.       Задачи в сфере трудового воспитания:

  • Развивать ценностное отношение к труду взрослых;
  • формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
  • формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов;
  • развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;
  • воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.
  • В области формирования безопасного поведения:
  • формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в интернет сети.

Слайд 48, 49  ( Фото) Календарно-тематическое  планирование «Трудовое воспитание».

Слайд 50.  Задачи в области формирования безопасного поведения:

  • формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в интернет сети.

Слайд 51    Методическое обеспечение

            «Правилах безопасности дорожного движения».

Слайд 52. «Центр безопасности»        

       Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания.

Слайд 53   Образовательная  область «Познавательное развитие» п.19

  • Сенсорные эталоны и познавательные действия;
  • Математические представления;
  • Окружающий мир.
  • Природа.

Слайд 54.    Задачами в области познавательного развития:

  • расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно - исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;
  • развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях,
  • обогащать пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций ,для познания и преобразования предметов окружающего мира;
  • развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования;
  • закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности;
  • расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициям и праздникам.
    Слайд 55.        Методическое обеспечение  И.А. Помораева,  В.А.Позина

                 «Формирование элементарных  математические представлений».

 В пособии предложена система работы, включающая  комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов  и приемов  работы  с детьми ( наглядно-практические , игровые , словесные), помогает дошкольникам  овладеть  способами  и приемами  познания, применять  полученные  знания  в самостоятельной деятельности. Это создает  предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет  обеспечить  общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами  деятельности.

Слайд 56.    «Центр сенсорного развития».

Слайд 57. «Центр математики».

 Слайд 58.  «Центр науки и естествознания».

Слайд.  59.  Методическое  обеспечение  «Природа».

 Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа»,

       Слайд 60.    Методическое обеспечение С.Н. Николаева «Экологическое воспитание» .

Программа «Юный эколог» является вариативной частью  образовательной программы. Данное пособие  издано в рамках учебно-методического комплекса к парциальной программе  «Юный эколог».  

 Пособие издано в рамках учебно-методического комплекса к парциальной программе « Юнный Эколог». В нем  представлена система работы  по формированию  начал экологической культуры у детей 6—7 лет, построенная на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом. Перед  воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды; человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

       Формирование  у дошкольников начал экологической  культуры  основано в первую очередь на

- Наблюдении (Экскурсии, прогулки);

-  Беседы, рассказы, диалог;

- Практической  деятельности (трудовая деятельность самостоятельно или с помощью воспитателя);

- Природоохраняемые  акции. («Зеленая елочка-живая иголочка», «Земля-наш общий дом»).

          Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Ознакомление с предметным и социальным окружением. 6 - 7 лет. О.В. Дыбина.

В пособии представлена система организации работы по ознакомлению с предметным и социальным окружением детей 6-7 лет, с учетом интеграции разных видов детской деятельности. Предложенная система работы включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое Методика работы  с детьми должна соответствовать  задачам программы. Педагог     может дополнять  и изменять предложенное в пособии содержание организационной  образовательной  деятельности в зависимости от погоды, местоположения дошкольного учреждения.  

          В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

        Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

      В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

Слайд 61  «Центр экологии».

Слайд.  63.  Образовательная  область  Речевое  развитие п.20

  • Формирование словаря.
  • Звуковая культура речи.
  • Грамматический строй речи.
  • Связная речь.
  • Подготовка детей к обучению грамоте..
  • Интерес к художественной литературе

Слайд. 64.         В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

  • Обогащение словаря. Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Продолжать учить использовать в речи синонимы, существительные с обобщающими значениями. Вводить в словарь детей антонимы, многозначные слова.
  • Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
  • Закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения.
  • Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами. Знакомить детей с буквами.
  • Формировать отношение детей к книге как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие при слушании произведений).

Слайд 65, 66     Методическое обеспечение  

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». 

В пособии представлены :

• методические рекомендации по организации работы с детьми седьмого года жизни;

• календарное планирование;

• конспекты занятий;

• комплексы артикуляционной гимнастики;

• примерный список литературы для чтения детям.

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по

подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к

звуковому  анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов

слова, из слов – предложения, дает первые представления о слове,

предложении.

Слайд 67.    «Центр  развития речи и обучения грамоте», «Литературный центр (книжный уголок)».

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота»,

Слайд 68.   21.7.1. Задачи образовательной деятельности

           

              В области художественно-эстетического развития .

Слайд 69.  « Методическое обеспечение». Д.Н. Колдина «Рисование в детском саду».  В данном пособии  представлены сценарии увлекательных  занятий по рисованию. Занятия по изобразительной деятельности составлены по тематическому принципу: одна тема  объединяет  все занятия  (по рисованию, лепке, аппликации)  в течении недели. Дети 6-7  лет осваивают  следующие виды  рисования:

  • рисование с натуры;
  •  рисование по памяти;
  • рисование на заданную  тему по памяти;
  • декоративное рисование.

Слайд 70. Ожидаемые образовательные результаты:

  • Дети имеют представление о видах изобразительного искусства.
  • Умеют рисовать по памяти и с натуры, создавать сюжетную  композицию.
  • Знают приемы выделения смыслового центра (цветовой контраст,  контраст по размеру).
  • Располагают композицию на всем  пространстве листа.
  • Передают форму и пропорции предмета.
  • Создают изображение  при помощи  различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных.
  • Умеют смешивать краски и получать новые цвета.
  • Используют способ наложения  цветовых пятен тушевкой,  штриховкой, мазками.
  • Закрашивают фон в  начале или в конце работы.
  • Имеют представления  о различных  народных промыслах.
  •  Составляют узоры по мотивам  народной росписи, подбирают цветовую гамму.

               Слайд 71.   Методическое обеспечение Д.Н. Колдина «Аппликация в детском саду».

На занятиях  детьми 6-7 лет используются  следующие способы аппликации:

  • Силуэтная  аппликация из вырезанных частей предмета
  • Обрывная мозаика
  • Обрывание по контуру
  • Из скатанных кусочков салфеток
  • Накладная аппликация
  • Из ткани
  • Из ваты
  • Из ниток мулине
  • Из сыпучих материалов
  • Коллаж
  • Объемная аппликация
  • Переплетение
  • Квиллинг-создание объемных  или плоскостных изделий  из длинных узких  бумажных полосок,  скрученных в спиральки
  • Плоскостное торцевание-создание объемных изображений из маленьких  квадратиков  гофрированной бумаги , сжатых  в воронку и наклееных  близко к друг другу
  • Декупаж- декорирование разнообразных поверхностей путем  наклеивания  рисунка или орнамента
  • Силуэтная аппликация

Слайд  72. Ожидаемые образовательные результаты:

  • Дети композиционно правильно располагают аппликацию  на листе бумаги
  • Создают изображение  с натуры и по представлению
  • Умеют вырезать симметричные  формы из бумаги, сложенной пополам
  • Владеют основами техники многослойного и ажурного вырезания
  • Создают узоры на бумаге разной формы
  • Создают декоративную композицию  из геометрических  и растительных форм.

Слайд 73. Методическое обеспечение Д.Н. Колдина «Лепка в детском саду».

На занятиях по лепке с детьми 6-7 лет используются следующие способы лепки:

  • Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.
  • Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.
  • Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
  • Пластилинография-нанесение пластилинового рисунка  на заданную поверхность.
  • Обратная пластилинография (витражная) – нанесение пластилинового рисунка на прозрачную поверхность.
  • Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью,
  • образующей его фон.

       Виды рельефов:

  • Барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали));
  • Горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений));

контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

      Слайд 74.  Ожидаемые образовательные результаты:

  • Дети лепят предметы по представлению и с натуры, передавая  их характерные особенности.
  • Передают характер, пропорции,  позы и движения человека и животного.
  • Владеют навыками  составления композиции.
  •  Передают соотношения предметов по величине.
  •  Владеют  навыками лепки скульптурных групп из 2-3 фигур.
  •  Создают поделки по мотивам народных игрушек.
  •  Умеют украшать форму рельефом.
  •  Выполняют декоративную лепку  на пластилине налепом.

 Слайд. 75. Т.С.Комарова « Изобразительная деятельность в детском саду».

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота

Слайд 76.            «Центр изобразительного искусства».  

Слайд 77.             «Центр Музыки».

        Слайд. 78    22.7.1. Задачи образовательной деятельности
                                          «В области физического развития».

            Слайд. 79.       «Центр здоровья». 

Слайд. 80.   Общие цели воспитания.

Цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

  1. формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
  2. формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
  3. становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.

Слайд 81. Общие задачи воспитания.

  1. содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  2.  способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  3. создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
  4. осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

Слайд 82. Календарный план воспитательных событий.

 Слайд 83-93 Фото воспитательных событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение образовательного процесса в свете введения ФГОС в дошкольное образование

Об изменениях в законодательстве РФ, касающихся деятельности ДОУ Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ...

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему "Вода - волшебница" (старшая группа, 4-я неделя апреля)Образовательные области по ФГОС; Виды детской деятельности (ФГОС); Содер...

статья «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»

Автором статьи «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»  освещены вопросы модернизации дошкольного образования, изменения деятельности ДОО в условиях вне...

«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования...

Секционные занятия для воспитателей «Внедрение в образовательный процесс ДОУ единой федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО ): единые базовый объем и содержание ДО, новые технологии, способы" - 2023,

Цель ФОП ДО— создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России, чтобы дошкольники и...