"Формирование математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности"
консультация

Печерина Наталья Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Консультация для педагогов: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности» (Печерина Н.В.)

2 слайд «Каждый дошкольник – маленький исследователь,

с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

Задача воспитателей – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

3 слайд Формирование элементарных математических представлений ребенка дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития.

Если познавательная деятельность может осуществляться, в том числе и путем самостоятельного исследования, формирование математических представлений возможно только при условии целенаправленных занятий взрослых с ребенком.

Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах.

Работа проводится:

  • в течение дня;
  • индивидуально или подгруппами;
  • кратковременно(5 – 7 мин);
  • ежедневно – в группе или во время прогулки;

4 слайд Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует:, ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами, игры с природным материалом (водой, песком, фасолью и др.),

конструктивные дидактические и логические игры, творческие игровые задания, игровые упражнения с сенсорными эталонами и бытовыми предметами,

экскурсии и т.д.

5 слайд

  1. Ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами Для занятий математикой с дошкольниками отбираются произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве, геометрических фигурах.

Широкие возможности для формирования математических представлений представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Произведения фольклора широко используются в работе с детьми как прием, побуждающий к приобретению знаний, как при знакомстве с новым материалом (числом, величиной и др.) так и при закреплении определенных знаний и умений.

6 слайд Например, количество и счет.

Для того чтобы усвоение чисел и цифр прошло не механически, а осознанно, необходимо познакомить с ними ребенка сразу после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Можно предложить дошкольнику положить на стол, например, кубик и спросить: «Сколько кубиков на столе?» Количество предметов обозначается знаком. Этот знак называется «цифра». Цифра «один» обозначает количество предметов – один кубик.( сопровождая стихотворением, познакомить с цифрой 1)

Я, ребята, единица!

Очень тонкая, как спица!

Похожа я немного на крючок, (стих-е представлено на слайде)

А может на обломанный сучок.

От меня ведется счет,

И за это мне почет!

7 слайд Для закрепления названий чисел и порядка их следования в натуральном ряду полезно познакомить детей со следующим стихотворением:

«Считать умею» З.Нури
Мне целый день считать не лень:
Спешу скорее встать,
Потом ищу я целый день –
Чего бы сосчитать?
Корова во дворе одна,
А овечек – две,
Три котенка у окна,
Четвертый на траве.
Девочки идут гулять –
Две и три, а вместе – пять.
Десять нам яиц снесла
Курица рябая…
Считать я больше не смогла –
Устала я, считая.
Чтобы так не уставать,
Надо больше чисел знать.
Я все числа изучу –
В школу я скорей хочу

8 слайд Большие возможности для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета имеют считалки (одна из них представлена на слайде),которые способствуют развитию количественных представлений.

Раз — волнушка, два — волнушка,
По грибы пошла старушка.
Целый день в лесу ходила
И волнушкам говорила:
Раз — волнушка, два — волнушка,
Ждёт вас новая кадушка. —
Начинаем новый кон,
А поганка, выйди вон!

9 слайд Для отдыха детей во время занятий проводятся физкультминутки. Их содержание позволит закрепить количественный счет.

Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть который час. (одна из них представлена на слайде)
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши вон.

10 слайд Также, пальчиковые игры, помогают усвоению порядкового и количественного счета. Например:

Кошка
Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили.
(хлопок ладошками)

11 слайд В процессе изучения нумерации чисел также следует широко использовать скороговорки. Их можно разучивать как на занятии по математике, так и в свободное время. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с числами.

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера,
Три – ещё позавчера.

12 слайд Для формирования математических представлений на занятиях по математике и в режимных моментах полезно использовать пословицы и поговорки:

ПОСЛОВИЦЫ С ЦИФРОЙ 1

Один про Фому, другой про Ерёму.
Один рубит, а другой в дудку трубит.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Один блин и то пополам ломай.
Один ум хорошо, а два – лучше.
Один гусь травы не вытопчет.
Один вор – всему миру разорение.
Одно зерно горсть даёт.

Одна голова хорошо, а две лучше.

13 слайд Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию мышления, сообразительности, наблюдательности и воображения ребенка, что является основой для формирования у него элементарных математических представлений.

Загадки математического содержания могут являться исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (числом, отношением, величиной и т.д.)

На горе-горушке

Стоят две старушки,

Если охнут,

Люди глохнут. (Пушки)

14 слайд Огромную радость доставляют детям задачи в стихах. Начинать лучше всего с более простых стихов, которые по мере освоения материала можно постепенно усложнять.

; Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал –

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди?

; Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей у обоих малышей?

; На поляне у дубка

Еж увидел два грибка.

А подальше, у осин

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько еж нашел грибов

15 слайд «Величина» и «ориентировка во времени» При ознакомлении с такими величинами, как длина, высота, масса, можно предложить детям загадки:

Кто становится выше, когда садится? (Собака)

Сама короткая, а хвост длинен. (Иголка с ниткой)

Что становится легче, когда его надувают? (Воздушный шар)

У кого рога длиннее хвоста? (У козы)

16 слайд Детям очень важно уже в дошкольном возрасте научиться самим ориентироваться во времени, правильно обозначая в речи временные отрезки; чувствовать его длительность для регулирования и планирования своей деятельности. Для образного представления данных временных отношений полезно использовать, например, такое стихотворение:

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.

17 слайд Для запоминания дней недели также можно использовать стихи и загадки, например:

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

При ознакомлении дошкольников с календарем закрепляются и углубляются представления о сутках, а также осуществляется работа над такими понятиями, как времена года, название и последовательность месяцев в году, дней в неделе:

Стоит дуб.
На дубу двенадцать гнёзд,
В каждом гнезде по четыре синицы.
У каждой синицы по четырнадцать яиц -
Семь беленьких и семь чёрненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)

Слайд 18. Для ознакомления детей с «Геометрическими фигурами» и «Ориентировка в пространстве» В процессе формирования у детей пространственных представлений полезно также использовать малые фольклорные формы, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, которые могут содержать пространственную терминологию.

Слайд 19.

  1. Игры на математическое развитие дошкольников

Игры с природным материалом и бытовыми предметами.

Игры с природным материалом (песок, вода, крупа, фасоль, горох, орехи и др.) позволяют развивать представление детей о непрерывном количестве, об объёме и тому подобное. В ходе образовательной деятельности дошкольникам можно предложить следующие игры: “Следы на песке”, “Наполни (песком, орехами, горохом и т.п.) большой, маленький стаканы”, “Печем куличики".

Основная цель проведения игр с песком - формирование у детей представлений об особенностях сухого и влажного песка, об изменчивости его формы в зависимости от емкости, в которую он насыпается или накладывается: сухой песок не сохраняет форму, его объем можно измерить с помощью какого-либо сосуда; его можно пересыпать совком, руками; влажный песок может сохранять форму того предмета, в который он помещён и после того, как он будут из него извлечен.

Слайд 20 Помимо игр с песком можно использовать игры с водой, крупой, орехами, горохом, фасолью и т.п., с применением различных емкостей (баночки, сосуды, миски и др.). В процессе подобной игровой деятельности у дошкольников формируются представления об объеме воды, сыпучего материала и др. Для этого детей учат пользоваться различными условными мерками.

В качестве бытовых предметов могут применятся пластиковые контейнеры с крышками, пластиковые бутылки различного размера, пробки от них, прищепки, бельевая веревка, а также пуговицы.

Слайд 21

  1. Использование конструктивных, дидактических, логических игр, творческие игровые задания и т.д. Данные игры можно использовать как для учебных целей (формирование у детей количественных представлений, представлений о геометрических фигурах и др.), так и для обучения детей планированию и контролю собственных действий, умению предвидеть результаты действий.

Слайд 22

  1. Игровые упражнения с сенсорными эталонами.

Сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с

помощью органов чувств. Например, визуальное восприятие помогает

различать предметы по цвету, форме, аудиальное – по тону и громкости,

тактильное – по фактуре, температуре и т.д.

Развитие сенсорики начинается с того, что ребенок изучает особенности

разных предметов.

Например, в математике это:

цвета: цвета, тона и оттенки;

формы: круг, квадрат, треугольник и др;

величины: метрическая система;

На слайде представлены такие игры и пособия для развития представлений о форме цвете и величине как: Собери по цвету, различные вкладыши и т.п.

Слайд 23

  1. Экскурсии. Цель организации экскурсии математической направленности:
  • Ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);
  • Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т.е. в окружающем ребенка пространстве;
  • С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года, и т.п.

Во время экскурсии дети также могут знакомится с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях: покупка товаров в магазине (количественные представления), взрослые идут на работу, а школьники в школу (временные представления), пешеходы переходят дорогу (пространственные представления и алгоритмическая деятельность), строители возводят дома, используя разные по высоте подъемные краны (представление о величине), и т.п. В ходе экскурсий обращают внимание детей на особенности жизни людей, животных и растений в разное время суток и года.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры, количество объектов и пр.); мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности и др.); воображения и творческих способностей.

Используемая литература: «Знакомим дошкольников с математикой» Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова (Библиотека Воспитателя.

Слайд 25 Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литератур...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников.  Приобретение этих представлений имеет существен...

Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»

Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах деятельности »

Наша задача- дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия и, но и общие закономерности...

Консультации для воспитателей. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Консультации для воспитателей.«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»...