«Опыт работы по комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»
статья (младшая группа)

Бурова Жанна Юрьевна

       Наша группа стала пилотной площадкой по апробации и внедрению Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги», издательство «Русское слово». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_programma_pervye_shagi.docx471.27 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 108 «Зазеркалье

/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/

_____________________________________________________________________________________

630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.

«Опыт работы по комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»

Подготовил воспитатель:

Бурова Ж. Ю.

НОВОСИБИРСК 2022

       Наша группа стала пилотной площадкой по апробации и внедрению Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги», издательство «Русское слово». «Первые шаги» стали дополнительной к основной программе ДОУ, которые были использованы при составлении игровых занятий с детьми с 2х до 3х лет в течении всего учебного года. Предварительно нами, педагогами группы, была изучена образовательная программа, ее особенности и отличия от других образовательных программ. Мы познакомились с «Методическими материалами» к программе.

                                       

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» соответствует целям, принципам и содержанию ФГОС ДО. Она составлена авторским коллективом психологов Смирновой Е. О., Галигузовой Л. Н. и Мещеряковой С. Ю., которые считают, что программы для детей раннего возраста должны составлять психологи дошкольного образования, которые достаточно хорошо разбираются в особенностях этого периода детства. В этом и состоит, по мнению авторов, актуальность и особенность программы «Первые шаги», поскольку в ней учитываются прежде всего психологические особенности детей раннего возраста, их потребности и возможности, ситуативность психики и поведения ребенка, что является отличительной особенностью данного возраста.

Программа «Первые шаги» соответствует всем требованиям к структуре Образовательных программ в рамках ФГОС ДО. В «Методических материалах» к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» в двух частях представлены различные игры, игры-занятия для детей, которые разделены по пяти образовательным областям развития и методические рекомендации по их организации, также дается характеристика той или иной области развития, определяются ее главные цели и задачи для раннего возраста и психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию педагога с детьми.

        В целом Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» схожа со всеми основными образовательными программами ДО, структура программы содержит целевой, содержательный и организационный разделы.  Но Программа имеет и ряд отличительных особенностей, на которые мы обратили внимание:

      - эта образовательная программа создана только для работы с детьми раннего возраста с 1 года до 3-х лет с учетом психологических особенностей, потребностей и возможностей данного возраста;

      - в ней подобраны различные игры, игры-занятия именно для детей раннего возраста, разделенные по пяти образовательным областям, с учетом основных видов детской деятельности (игровая (предметная); познавательно-исследовательская (сенсорное развитие, экспериментирование); коммуникативная (общение со взрослым, а после со сверстником); изобразительная; самообслуживание; конструирование; музыкальная; восприятие литературы и фольклора);

     - авторы программы уделяют огромное внимание формированию игровой деятельности у детей раннего возраста, которая является условием эмоционального комфорта и эффективного развития ребенка, в одной из глав программы они подробно описывают развитие игры у детей до 3-х лет, указывая на важную роль организации предметной среды и игровых зон, на обогащение жизненного опыта через наблюдение за взрослыми и детьми, чтение и рассматривание книг и иллюстраций, постепенное введение в детскую игру предметов-заместителей;

       -для развития творческих способностей детей в раннем возрасте авторы Программы рекомендуют использовать нетрадиционные методы изобразительной деятельности. Это может быть «кляксография», рисование пальцами, щетками, губкой, печатками; фломастерами на бумаге разного вида и качества, ткани, дощечках и других материалах. Рисовать можно не только за столом, но и на полу, стене. С детьми можно и нужно в этом возрасте выполнять аппликации, коллаж, использовать для этого природный и бросовый материал;    

                                    

       -программа предлагает совместные просмотр не мультфильмов, а диафильмов, которые способствуют развитию у детей умения слушать речь взрослого, понимать ее, развивают умение рассматривать картинки, узнавать в них знакомые предметы и новые слова;

       - в программе отдельное место отводится тому «Каким должен быть воспитатель», именно так называется одна из глав в содержательном разделе Программы, рассказывающая о личностных и профессиональных качествах личности педагога, работающего на группе раннего возраста (искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность, умение понимать не только слова ребенка, но и то, о чем он умалчивает, или, то, чего он даже не осознает), поскольку одной из важных потребностей данного возрастного периода является потребность в сотрудничестве со взрослым, взаимодействие с которым – это важнейший фактор формирования положительного отношения ребенка к себе;

- говоря о трудностях работы с детьми раннего возраста, авторы указывают на невозможность фронтальной работы и предлагают проводит индивидуальную или подгрупповую работу с детьми. В начале учебного года мы обратили внимание на то, что, посадив всех детей группы перед собой и предлагая им любую простую пальчиковую игру (даже просто похлопать в ладоши), мы «играем сами с собой, а дети просто смотрят на нас, даже не пытаясь повторить». Оказалось, что, пытаясь научить детей именно таким образом мы действуем не совсем правильно. Программа предлагает более эффективный способ научения подобным играм: сначала я учу этой игре каждого ребенка индивидуально, потом такую работу следует проводить в парах, группах и лишь потом со всеми детьми вместе. Мы попробовали так действовать и увидели реальный результат своей работы. По нашим наблюдениям для таких индивидуальных игр лучше всего подходят игры-потешки («Ладушки», «Сорока» и т.п.), любые дидактические игры, игры с предметами;

                     

-в организационном разделе программы авторы представляют свои рекомендации к организации РППС (оформление помещения, перечень материалов и оборудования для группы и прогулочной площадки);

- мы обратили внимание и на ежедневное планирование работы педагога. Авторы Программы предлагают для удобства планирования картотеку игр, состоящую из 5 комплектов (областей развития ребенка) с описанием игр именно для детей раннего возраста в соответствии с разными направлениями развития ребенка, причем карточки каждого комплекта должны быть окрашены определенным цветом. Мы, попробовав написать ежедневное планирование работы педагога с детьми так, как это рекомендуют делать авторы Программы и столкнулись с проблемой, которая заключалась в отсутствии готовой картотеки этих игр. В связи с тем, что Программа находится в пилотном варианте на нашей группе, а издательство на этот момент еще не выпустило картотеку игр, мы начали работу над составлением картотеки по предложенным методическим материалам.

-в работе с родителями предлагают завести «почтовый ящик», в который родители будут опускать записки со своими вопросами и предложениями, а с целью более полного представления о семье воспитанника желательно посещение семьи на дому, организации семейных вечеров, встреч по интересам, родительских клубов и кружков, проводить тренинги, привлекать родителей к организации и участию в праздниках и развлечениях группы в качестве действующих лиц, а не просто наблюдателей. В этом учебном году из-за эпидемиологической обстановки такая работа с родителями не апробирована, но идея с «почтовым ящиком» нас очень заинтересовала;

В целом программа довольно интересная, написана простым, понятным языком, думаю, что ее можно предложить и обычному родителю для ознакомления и всем педагогам, работающим в группах раннего возраста особенно молодым специалистам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги».

Нaша группа рaннего возраста стала работать по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраcста «Первые шаги» с 2020 года. Программа  «Первые шаги» стала ...

Картотека к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»

Картотека игр занятий (речь) к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые Шаги"....

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»

Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей...

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста "Солнышко" разработана на основе комплексной образовательной программы для детей раннего возраста "Первые шаги"с учётом ФГОС ДО

Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий: •  личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; •  полноценного общения ребёнка со сверстниками,...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...

«Организация деятельности по развитию речи ребенка раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возр...