Проект "Семья и семейные традиции"
методическая разработка

Брагару Лидия Афанасьевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._semya._semeynye_traditsii.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№1 «СКАЗКА»

Проект

«Семья и традиции моей семьи.»

                                                                                                      Разработчики:

                                                                                                       Воспитатели:

                                                                                              Л.А. Брагару

Дронова Л.О.

   

Мегион 2023г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Семья и традиции моей семьи.

Руководители проекта

Воспитатели Брагару Лидия Афанасьевна, Дронова Лариса Олеговна

Исполнитель проекта

МАДОУ №1 «Сказка», группа комбинированной направленности для детей от 3 до 4 лет

Юридический адрес проекта

РФ, ХМАО-Югра, г. Мегион, ул. Сутормина 6/1

Адресация проекта

Проект предназначен воспитателям групп для детей                       в возрасте от 3 до 4 лет

Цель и задачи проекта

Цель: Расширять представления детей о своей семье, о бабушек и дедушек, семейных традициях.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

Благополучатели проекта

Воспитанники группы в возрасте от 3 до 4 лет, родители воспитанников, воспитатели

Тип проекта

Познавательно - творческий.

Сроки и этапы реализации проекта

Один месяц (краткосрочный).

Этапы проекта:

-организационно-подготовительный (1 неделя);

-практический, основной (2 и 3 неделя);

-итоговый (4 неделя месяца).

Ожидаемые результаты реализации проекта

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

 

II.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Актуальность

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

          Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

          В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции– это народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы.

          Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопросы: «Что для вас означают семейные традиции», «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

           Анкетирование (беседы) среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Семья. Семейные традиции», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

  Проблема:

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

  Цель проекта: Расширять представления детей о своей семье, о бабушек и дедушек, семейных традициях.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

  Новизна

        Заключается в использовании нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию толерантности, культурно ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.  

  Ожидаемые результаты проекта

  • Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к её членам; знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников.
  • Создание системы совместной деятельности: «ребёнок - педагог» по данной проблеме.
  • Развитие креативных способностей детей и воспитателя в совместной деятельности.
  • Самореализация воспитателя, как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детском коллективе.  
  • Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.         

  Этапы реализации проекта

Один месяц (краткосрочный).

-организационно-подготовительный (первая неделя);

-практический, основной (2 и 3 неделя);

-итоговый (4 неделя).

 

I этап – подготовительный

Анкетирование (беседы) детей, родителей по проблеме.

Определение цели и задач.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и

приемов по расширению знаний дошкольников о семье.

Разработка консультации «Семейные традиции».

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по

проблеме.

III этап-заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Презентация проекта «Семья. Семейные традиции».

Продукт проекта – альбом семейных традиций.

  Формы организации проекта:

1. Опрос детей.

2. Игры-занятия.

3.Беседы с детьми на темы:

  • «Семейные традиции и праздники»;
  • «Сказки, рассказанные на ночь»;
  • «Спой мне песню на ночь, мама»;
  • «День рождения – только раз в году».

4. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».

5. Консультация «Семейные традиции».

6. Родительское собрание «Мои семейные традиции».

 

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,

расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни

бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними

доверительные и партнёрские отношения.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для игр-занятия, бесед, игр с детьми.

Сотрудничество с родителями:

Проведение родительского собрания на тему «Моя семья и семейные традиции», подборка фотографий, литературы.

Отгадывание загадок, пословиц, поговорок о семье.

Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к

воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

Познавательное развитие

Дидактические игры:

«Кем быть?»

«Сложи картинку»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

«Родственные отношения»,

«Назови как тебя дома ласково называют?»

Речевое развитие

Беседы:

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю дома»

«Какую сказку читала мне мама»

Социально-коммуникативное развитие

Театрализация по сказкам

«Репка»

«Маша и медведь»

«Курочка Ряба и золотое яйцо»

Физическое развитие

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье», «Блинчики»

Подвижные игры: «Грустно – весело» «С кочки на кочку», «Кролики», «Найди

свое место», «Птички в гнездышках».

Художественно-эстетическое развитие

Заучивание стихов и песен про папу, маму, про бабушку.

Рисование «Цветы для мамы»

Аппликация «Открытки для папы», «Открытка для мамы»

Лепка «Булочки для сестренки и братика»

Конструирование «Мой дом».

 

Мероприятия по работе с родителями:

-Проведение родительского собрания на тему «Моя семья и семейные традиции»;

-подборка фотографий, литературы;

-отгадывание загадок, пословиц, поговорок о семье;

-беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к

воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Заключительный этап:

- Обработка результатов по реализации проекта.

- Презентация проекта «Семья. Семейные традиции».

- Продукт проекта альбом «Семейные традиции наших воспитанников».

 Использованная литература:

1. Ривина Е. К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? – М.: Просвещение, 2010.

2. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду,

2003г.

3. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и

методические рекомендации/, 2006г.

4. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г.

5. Интернет ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...

Проект по развитию семейных традиций «Семейные традиции в каждую семью!»

Целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности...