Проект по самообразованию "Опытно-исследовательская деятельность как ресурс познавательного развития детей дошкольного возраста"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Анипова Анна Анатольевна

Познавательное развитие детей  дошкольного возраста может быть реально и существенно повышено, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться различные формы  опытно-исследовательской  деятельности при следующих условиях:

1.   Реальное взаимодействие с реальной развивающейся средой;

2. ППРС разнообразна и содержит факторы неопределенности и новизны;

3. У ребенка целенаправленно формируется представление об относительности, противоречивости знаний.

4.  Дети получают навыки построения опытно-исследовательской деятельности;

5. Формируется представление о тесной связи двух путей познания теоретического и эмпирического, об их возможностях и ограничениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antipova_proekt_3_samoobrazovanie.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по самообразованию

"Опытно-исследовательская деятельность как ресурс познавательного развития детей дошкольного возраста"

Автор проекта Антипова А.А., воспитатель ГБОУ "Школа № 842"

Информация о проекте

Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный.

По доминирующему методу: практический, познавательный.

По характеру содержания: включение ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка и общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребёнка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель.

По характеру контактов: открытый: осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьёй.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Введение

Актуальность проекта.

                Ребёнок с рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает и усваивает  изучаемый  материал.Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем  лучшеразвиваются его познавательные способности  и   повышается познавательная активность.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту и опытам, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими  культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если окружающие его взрослые, пробудят познавательный интерес к окружающему миру.  

Проблема заключается в том, что   часто в детских садах детям преподносят  готовые истины, готовые выводы и обобщения.  И,  вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать,  сравнивать, творить, получать какой-либо результат,  он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения  и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении  объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить  познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.

Задача педагога - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать  опытно-исследовательскую деятельность таким образом, чтобы  помочь детям добывать  знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Опытно-исследовательская деятельность является универсальным типом мыслительной деятельности. Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.

В процессе опытно-исследовательской деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные.  

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает опытно-исследовательская деятельность, основанная на  возросших требованиях  к универсальности знаний.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

-Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать

-. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

- Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

 С введением ФГОС в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.  Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника.

Все это и обусловило актуальность темы проекта.

Проведенный анализ программы «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: показывает, что вопрос о методике организации детской опытно-исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов.  Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

При изучении психолого-педагогической литературы мною было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в дошкольном учреждении.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему проекта: поиск наиболее эффективных  средств развития  для познавательного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста(любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению) путем опытно-исследовательской деятельности.

Объект исследования: опытно-исследовательская деятельность дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: опытно-исследовательская деятельность как ресурс  познавательного развития  детей дошкольного возраста.

Цель исследования - теоретически выявить и путём опытно – экспериментальной работы доказать эффективность опытно-исследовательской деятельности как ресурса познавательного развития детей дошкольного возраста.

Гипотеза: предполагается, что познавательное развитие детей  дошкольного возраста может быть реально и существенно повышено, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться различные формы  опытно-исследовательской  деятельности при следующих условиях:

1.   Реальное взаимодействие с реальной развивающейся средой;

2. ППРС разнообразна и содержит факторы неопределенности и новизны;

3. У ребенка целенаправленно формируется представление об относительности, противоречивости знаний.

4.  Дети получают навыки построения опытно-исследовательской деятельности;

5. Формируется представление о тесной связи двух путей познания теоретического и эмпирического, об их возможностях и ограничениях.

Задачи проекта:

1. Выявить особенности проявления познавательного развития детей  дошкольного возраста в опытно-исследовательской деятельности, определить и охарактеризовать уровни исследовательской активности.

2. Освоить и реализовать новые проблемно-поисковые  технологии  и технологии  проектирования для познавательного развития дошкольников в процессе опытов и исследований;

3. Создать и внедрить модель познавательного развития (а также устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности) в опытно - исследовательской деятельности дошкольников;

4.Создать общую исследовательскую и творческую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка;

5. Сформировать у детей умения и навыки исследовательского поиска: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;

6.Развитие у детей познавательных способностей:

•        мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение;

•         способов познания путем сенсорного анализа;

•         словотворчество, доказательную речь дошкольников, умение экспериментировать со словами.

7.Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

•        развитие коммуникативности;

•        совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

•         развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

•        развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в повседневной жизни.

8. Повысить компетентность родителей   в организации работы по познавательному развитию дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Ожидаемые результаты:

В отношении детей:

•        положительная динамика познавательной компетентности;

•        повышение уровня развития любознательности;

•         обладание исследовательскими умениями и навыками (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

•        повышение уровня развития познавательных процессов;

•        речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

•        личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

•        психологическая готовность к школе;

•        умение представить и защитить проект.

В отношении родителей:

•        расширение включенности семьи в процесс развития  исследовательскогоповедения детей – как внутреннего ресурса познавательного развития.

•        повышение родительской ответственности за процесс и результаты развития личности собственного ребенка.

•        повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Методологическую основу и теоретическую базу данного проекта составляют идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).

Для решения поставленных задач проекта и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме проекта, наблюдение, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Проект разработан на основе следующих принципах:

1.Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

2.Принцип доступности:

 - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных   возрасту     формах работы с детьми.

  - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

3.   Принцип систематичности и последовательности:

 - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – исследовательской  деятельности дошкольников;

  - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.

4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,  обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

 - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,   создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности  ребенка.

5.Принцип целостности:

 - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

 - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.

6.Принцип активного обучения:

 - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой      детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

  - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7.Принцип креативности:

 - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать  и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных   задач и проблемных ситуаций.

8.Принцип результативности:

 - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

План реализации проекта

Цель проекта

Познавательное развитие детей дошкольного возраста путём опытно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта

1. Выявить особенности проявления познавательного развития детей дошкольного возраста в опытно-исследовательской деятельности, определить и охарактеризовать уровни исследовательской активности.

2. Освоить и реализовать новые проблемно-поисковые  технологии и технологии  проектирования для познавательного развития дошкольников в процессе опытов и исследований;

3. Создать и внедрить модель познавательного развития (а также устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности) в опытно - исследовательской деятельности дошкольников;

4.Создать общую исследовательскую и творческую  среду для проявления и развития способностей каждого ребенка;

5. Сформировать у детей умения и навыки исследовательского поиска: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;

6.Развитие у детей познавательных способностей:

•        мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение;

•         способов познания путем сенсорного анализа;

•         словотворчество, доказательную речь дошкольников, умение экспериментировать со словами.

7. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

•        развитие коммуникативности;

•        совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

•         развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

•        развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в повседневной жизни.

8. Повысить компетентность родителей   в организации работы по познавательному развитию дошкольников в процессе экспериментирования дома.Включение родителей воспитанников в проектную и образовательную деятельность, развитие партнёрских отношений.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта проходит в 3 этапа

1 этап: проектный

Цель: подготовка условий для создания  модели познавательного развития детей дошкольного возраста через детскую опытно-исследовательскую  деятельность.

Задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу по теме проекта;

- проанализировать материально-техническую базу, педагогические условия реализации проекта;

- подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

2 этап: практический

Цель: реализация модели познавательного развития детей дошкольного возраста через детскую опытно-исследовательскую  деятельность.

Задачи: - отработать содержательную деятельность, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

- разработать методические рекомендации;

- вовлекать в систему воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

3 этап: аналитический

Цель: Анализ проектной деятельности.

Задачи: - провести мониторинг реализации проекта, в том числе анализ сотрудничества с родителями;

- разработка рекомендаций для педагогов ДОУ;

- обобщение проектной деятельности на педагогическом совете ДОУ.

Материально-техническая база

Материалы и оборудование для детской опытно-исследовательской деятельности, лаборатория, игровой материал, методическая, художественная  литература, технические средства.

Перспективный план реализации проекта на 2016-2017 г.г.

Форма мероприятия

Цель мероприятия

Срок проведения;

Форма отчёта

СЕНТЯБРЬ

1.

Анкетирование родителей

Определить степень заинтересованности родителей в познавательном развитии детей, а также уровень знаний по проблеме проекта

Сентябрь

Анализ анкет

2.

Мониторинг детского развития

Определить уровень познавательного развития

Сентябрь

Анализ диагностики

3.

Организованная опытно-исследовательская деятельность

Конспект

Фотоотчёт

ОКТЯБРЬ

1.

Круглый стол для родителей «Опытно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте как ресурс познавательного развития»

Рассмотреть использование опытно-исследовательской деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Презентация «Опыты, исследования»

2.

Организованная опытно-исследовательская деятельность

Конспект

Фотоотчёт

3.

Консультация для педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте»

Повышение педагогического мастерства

Конспект

НОЯБРЬ

1.

Совместный с родителями досуг

«Волшебные опыты»

Развитие у детей познавательной активности;

Развитие партнёрских отношений с родителями

Конспект

Фотоотчёт

2.

Организованная опытно-исследовательская деятельность

Конспект

Фотоотчёт

ДЕКАБРЬ

1.

Консультация для педагогов «Методы познавательного развития детей дошкольного возраста»

Повышение педагогического мастерства

Конспект

Презентация

2.

Организованная опытно-исследовательская деятельность

Конспект

Фотоотчёт

ЯНВАРЬ

1.

Организованная опытно-исследовательская деятельность

Конспект

Фотоотчёт

2.

Самостоятельная детская опытно-исследовательская деятельность

Конспект

Фотоотчёт

ФЕВРАЛЬ

1.

Интеллектуально-творческая игра для педагогов и родителей
«Познание мира».

Развитие педагогического мастерства

Конспект

Фототчёт

2.

Организованная опытно-исследовательская деятельность

Конспект

Фотоотчёт

МАРТ

1.

Организованная опытно-исследовательская деятельность

Конспект

Фотоотчёт

2.

Самостоятельная детская опытно-исследовательская деятельность

Конспект

Фотоотчёт

АПРЕЛЬ

1.

Конкурс для родителей «Лучший опыт в домашних условиях»

Развитие партнёрских отношений с родителями

Фотоотчёт

2.

Самостоятельная детская опытно-исследовательская деятельность

Конспект

Фотоотчёт

МАЙ

1.

Самостоятельная детская опытно-исследовательская деятельность

Развитие познавательной активности

Конспект

Фотоотчёт

2.

Совместный с родителями  досуг

«Юные исследователи»

Развитие познавательной активности

Развитие партнёрских отношений с родителями

Фотоотчёт

Конспект

3.

Представление на педагогическом совете ДОУ результатов проектной деятельности

Повышение педагогического мастерства

Презентация

Конспект

Список литературы

  1. ДыбинаО.В. ,Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2012. №1
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 80 с.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2013. – 64с.
  7. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
  8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2015. №1.
  9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
  10.  Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
  11.   Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2013 №3

Приложение

                                                                                                     Приложение 1

Материалы и оборудование для опытно-исследовательской деятельности

Материалы и оборудование распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Материалы». Они находятся в доступном для детей месте и в достаточном количестве. Также в мини лаборатории есть оборудование:

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

2. Мерные ложки.

3. Сита и воронки разного материала, объема.

4. Резиновые груши разного объёма.

5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от      наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

6. Резиновые или пластиковые перчатки.

7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.

11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

 12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

13. Контейнеры с песком и водой.

14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

15. Часы песочные.

16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки. 

           В каждом разделе разрабатываются правила безопасной работы с материалами. Совместно с детьми придумываются и вывешиваются запрещающие и разрешающие знаки.

Кроме мини лаборатории, находящейся в специально отведенном месте, материалы для исследования располагаются во всей развивающей среде группы. Это различные карты: политические, населения, животного и растительного мира, а также глобус, дорожные знаки, плакаты, рисунки, фотографии, разные коллекции (семян, тканей, камней, бумаги, открыток, ракушек, пуговиц, гербарий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста.

Умейте открыть  перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми  всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,...

Проект: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Автором представлена вариативная модель долгосрочного позновательно-иследовательского, эколого-туристического  проекта....

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» (тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений)

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Проект "Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста"

Информационная карта проекта:1.    Полное название проекта: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста2.     Ру...

Проект по самообразованию «Организация опытно-исследовательской деятельности как эффективного ресурса познавательного развития детей дошкольного возраста»

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне и это стремление необходимо развивать. Проблема заключается в том, что   часто в детских садах детям  зачастую пе...