Проект: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.
проект (подготовительная группа) по теме

Ермолина Ирина Анатольевна

Автором представлена вариативная модель долгосрочного позновательно-иследовательского, эколого-туристического  проекта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект:  Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста

Информационная карта проекта:

  1. Полное название проекта: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста
  2.  Руководитель проекта: Ермолина Ирина Анатольевна - воспитатель МБДОУ ЦРР детского сада №7 «Ромашка» города Новоалтайска Алтайского края.
  3. Вид, тип проекта: долгосрочный, исследовательско - творческий.
  4. Место проведения: МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Ромашка» г. Новоалтайск
  5. Сроки проведения: 2011-2012 год.
  6. Участники проекта: воспитанники старшей  группы, воспитатели,   родители воспитанников.
  7. Возраст детей: 5-6 лет.
  8. Форма проведения: коллективный проект.

Эколого-туристская прогулка – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Это положительные эмоции (удивление, восторг, радость, творчество),  яркие незабываемые впечатления от общения с природой.  Это необходимый опыт, где дети в непринужденной обстановке учатся исследовать, наблюдать, беречь.

Подходы к реализации проекта:

– системно- деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений.

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы:          

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Цель:

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

Задачи:

●знакомство детей с основами жизни в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;

●закрепление на практике знаний основ безопасного поведения на природе;

●воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.

Закрепить знания о видах туризма, познакомить с «необычным» туризмом.

Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки правил поведения в окружающей среде.

В ходе организации пешеходных прогулок широко использовались:

  • разнообразные средства туризма, представленные в программе: физические упражнения с использованием природного и социального окружения,  направленные на развитие физических качеств: координация движений  - прыжки с одной ноги на другую,  по кружкам, спрыгивание с повышенной опоры, прыжки в глубину и др,  упражнения на равновесие  (ходьба по бревну, по наклонной лестнице,  ходьба по веревке и т д.),  игры на ориентировку в пространстве  («Разверни круг», «Найди свой дом», «Ручейки и озера» и др.);
  • подвижные игры с поисковыми ситуациями – «Поиски клада», «Полоса препятствий», «Игры-эстафеты»,  проводимых как в помещении, так и на местности,
  • доступные для дошкольников туристические упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзака, палатки)
  • игры и соревнования с туристской тематикой: «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий»,
  • игры с элементами спорта.

        «Совместная деятельность взрослого и ребёнка»

Интегрированные виды детской деятельности

Формы и методы

Средства

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая Продуктивно-игровая

Литературно-познавательная

Беседа с использованием иллюстративного материала, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др.,  сюжетно-ролевые игры).

Практические занятия в помещении и на местности.

Художественно-иллюстративный материал

Библиотека

Стимульный материал

Раздаточный материал

 

         «Самостоятельная деятельность детей»

Интегрированные виды детской деятельности

Предметно-развивающая среда

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая

Литературно-познавательная

Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы ребята  туристята")

Журнал «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме")

Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».

музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями:

  • сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
  • совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, умение разводить кастры, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
  • Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

Содержание эколого - туристской подготовленности

дошкольника:

1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.

Дети должны знать какую пользу  приносят походы и экскурсии. Дать понятия таким  виды туризма как: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.

2. Удивительный мир растений и животных.

Рассказать о растениях и животных  родного края.

3. Помогу себе сам.

Дать понятия о растениях - врагах и друзьях: о лекарственных, плодово-ягодных,  съедобных грибах. Осторожно - ядовиты!

4. Собирайся, дружок, в поход.

Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских  узлов.

Правила поведения при передвижении в городе,  в лесу, у реки.

5. О карте.

Какие карты бывают.  Что такое компас.

Определение севера, юга по компасу.  Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории.

6. Из похода возвратясь... 

 Юный турист исследователь природы. «Путевые заметки» - оформление своих наблюдений.  

Ожидаемые результаты и их оценка

 

п/п

Ожидаемые результаты

Оценка

1

   Сформированы знания о детском

   туризме.

     - Знакомы с правилами соблюдения

       безопасности в туристическом походе,

       с правилами разведения костра разведения костра.  

                      

     - Сформированы такие качества, как

       самостоятельность, организованность,

       отзывчивость, доброжелательность,

       выносливость и ловкость.

     - Знают, что туристические походы и

     экскурсии закаливают организм человека,

     он реже болеет, становится сильнее,

     выносливее и более организованным.

     - Знают разные виды туризма.

 «На туристической прогулке»

Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.

 

  «Человек с рюкзаком - исследователь и

путешественник»

Цель: Выявить уровень знаний детей о том,

какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.

Выявить знания о разных видах туризма.

     - Знают ядовитые растения, которые могут

     принести вред здоровью.

  

     - Знают лекарственные растения, которые

     могут помочь туристам в пути, если

     случится травма.

    - Знают представителей животного

     мира родного края и правила

     безопасносного поведения при

     встрече с животными, умение по

     следам определять животных.

 «Растения»

Цель. Выявить уровень знаний детей о

растениях родного края.

 

 

 

«Животный мир родного края»

Цель. Выявить уровень знаний детей о животных родного краяи как нужно себя вести   при встрече с животными.

    

     - Знают как можно оказать первую

     медицинскую помощь.

 «Помогу себе сам»

Цель. Выявить уровень знаний детей

о том как оказать первую помощь.

.

 

2

   Сформированы умения необходимые в

    туристическом походе.

  

     - Умение распределять туристические

     обязанности.

 

     - Умение собирать рюкзак, класть в него,

     только то, что понадобится в походе.

 

     - Умение подбирать правильно обувь,

     одеваться в соответствии с погодными

     условиями.

     - Умение завязывать простейшие морские

     узлы.

     - Умение правильно вести себя при

     передвижении по городу,  в лесу,

     у реки.

 «Собирайся, дружок, в поход»

Цель. Выявить уровень знаний детей о том,

что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке.

     Сформированы умения необходимые

     туристам в туристическом походе.

   - Умение читать карту своей местности.

   - Умение ориентироваться по плану

   - Умение пользоваться компасом.

 «О карте»

Цель. Выявить уровень знаний о карте,

умение ориентироваться по карте

 

  Увеличение доли родителей активности

участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в

природе на туристической тропе и участие в

мероприятиях экологической

направленности. 

Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников.

1. Подборка пословиц и поговорок о туризме.

2. Методический материал (песни, речёвки, игры)

3. Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».

4. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»  

5. Выставка рисунков детей «Если с другом вышел в путь…»

6. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природны  явлениях.

7. Подборка примет о погоде.

8. Правила поведения на воде.

Календарный план реализации проекта

Форма организации детей

Название

     Задачи

Дата

    Участники

Ответственные

Просмотр презентации на видео.

«Что такое туризм?»

Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

 «Что нельзя купить»

В. Орлова

«Наша

планета»

Я. Аким

Сформировать представление о том, что красота

природы бесценна и её

надо беречь и

охранять.

Воспитатель,

дети.

Консультация для родителей.   

«Детский

туризм - дело серьёзное»

Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес,

знакомить детей с родным краем, учить детей правилам безопасного поведения в природе.

Воспитатель,

родители.

Литературная гостиная.

Чтение.

Загадки о ягодах и грибах

Сказка

«На лесной

тропинке»

 «Не ешь незнакомые ягоды в лесу"

Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами.

Воспитатель,

дети.

Игра - исследование.

«Что такое компас?

Вызвать интерес к прибору, обучать работе с

прибором.

Воспитатель,

дети.

Дидактическая игра.

«Найди по заданному

направлению»

Совершенствовать умение детей определять местонахождение предмета в группе на участке детского сада.

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

«Ландыш»

Е. Серова

Познакомить детей с ядовитыми растениями;

учить детей узнавать ядовитые растения.

Воспитатель,

дети.

Игра - исследование.

«Что такое карта?»

Вызвать интерес к рассматриванию

карты, научить находить предметы по карте.

Воспитатель,

дети.

Игра - исследование.

«Ориенти-

ровка на

местности»

Закрепить умение находить

север, юг, запад,

восток с помощью компаса.

Воспитатель,

дети.

Выставка рисунков.

"Если с другом

вышел в путь..."

Увидеть в рисунках детей

то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы.

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

 «Пожар в лесу»

М. Фисенко

Закреплять знания о правилах поведения в лесу

во время пожара.

Воспитатель,

дети.

Просмотр презентации на видео.

"Животный и

растительный мир родного

края»

Выявит уровень знаний детей о

животных и растениях родного края.

Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями.

Воспитатель,

дети.

Просмотр презентации на видео.

"Правила безопасного

поведения в

лесу,

Закреплять знания детей о

безопасном поведении в лесу,

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

Загадки о

животных.

Загадки о

насекомых.

Объяснить

детям, что иногда контакты

с животными и

насекомыми

могут быть опасны.

Воспитатель,

дети.

Соревновательная игра.

"Кто быстрее

соберёт рюкзак?"

Закрепить знания детей о

том, что необходимо класть в рюкзак, развивать ловкость, внимание, быстроту в движениях.

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

"Не ходи по

льду водоёма"

Г. Шалаева,

Н. Иванова

"Зима"

М. Фисенко

Знакомство с

правилами

безопасности

на льду водоёма

Воспитатель,

дети.

Разучивание туристских речёвок, песен.

Речёвка «Мы туристы"»

Песни  «Вместе весело шагать"»

Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,

объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа.

Воспитатель,

дети.

Консультация для родителей

"Как научить

детей любить и беречь природу"

Рекомендовать родителям с

малых лет давать детям экологическое воспитание.

Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться.

Воспитатель,

родители.

Игра

"Придумай и

отгадай"

Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных

предметов выбирать

необходимые

для похода, которые удобно перено-

сить в рюкзаке.

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

Загадывание загадок.

Пословицы,

народные

приметы.

Воспитатель,

дети.

Настольная игра

"Кто быстрее?"

Учить детей ориентироваться по плану в группе, а затем и на территории детского сада.

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

"Не купайся в запрещённых местах"

Г. Шалаева и

Н. Иванова

Знакомство с правилами поведения на воде.

Воспитатель,

дети.

Игра

"Будь внимательным"

Закрепить умение детей находить карточку с

соответствую-

щим видом

туризма.

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

"Как неразлучные друзья в воде не тонули"

А. Иванов

Закрепление знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.

Воспитатель,

дети.

«Совместная деятельность взрослого и ребёнка»

Интегрированные виды детской деятельности

Формы и методы

Средства

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая Продуктивно-игровая

Литературно-познавательная

Беседа с использованием иллюстративного материала, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др.,  сюжетно-ролевые игры).

Практические занятия в помещении и на местности.

Художественно-иллюстративный материал

Библиотека

Стимульный материал

Раздаточный материал

         «Самостоятельная деятельность детей»

Интегрированные виды детской деятельности

Предметно-развивающая среда

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая

Литературно-познавательная

Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы ребята  туристята")

Журнал «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме")

Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».

музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями:

  • сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
  • совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, умение разводить кастры, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
  • Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

В рамках тематической недели «Урожай» реализованной в октябре, было необходимо пополнить развивающую среду группы. И совместно с детьми во время беседы в первый день реализации темы – момент погружени...

Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Для чего нужны нам сказки?    Что в них ищет человек?       Может быть, добро и ласку.           Может бы...

Проект "Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста"

Информационная карта проекта:1.    Полное название проекта: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста2.     Ру...