Консультация для педагогов "Ресурсное состояние педагога: как поддержать себя и коллег в ситуации выгорания"
методическая разработка

Туренко Ольга Алексеевна

Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resursnoe_sostoyanie_pedagoga.docx27.53 КБ
Файл resursnoe_sostoyanie_pedagoga.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Ресурсное состояние педагога: как поддержать себя и коллег в ситуации выгорания

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Может характеризоваться нарушением продуктивности в работе, усталостью и бессонницей.

Как распознать симптомы выгорания, которые могут повлиять на качество вашей жизни? Вот основные из них:

  • повышенная утомляемость, тревожность;
  • бессонница, головные боли, изменения веса тела;
  • раздражительность, агрессия;
  • неуверенность в себе, чувство обособленности и непонимания;
  • сложности с концентрацией внимания, падение интереса к учебе и развлечениям.

Высокий уровень психоэмоционального напряжения негативно отражается на здоровье в целом и, например, увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний даже в молодом возрасте.

Поэтому, если вы обнаружили у себя признаки выгорания, важно найти в себе силы и заняться восстановлением ресурсов, чтобы продолжить учиться, работать и вести комфортной образ жизни.

I. Поддерживаем себя.

Предлагаем Вам 5 шагов, которые помогут справиться с этой проблемой.

Шаг 1: осознаем проблему и ищем поддержку.

Молодым людям обычно довольно непросто осознать, что они столкнулись с выгоранием. Часто это происходит, когда ситуация уже запущена. Если это произошло, можно обратиться к специалисту либо поговорить с кем-то, кому вы доверяете и можете рассчитывать на поддержку.

Шаг 2: восполняем ресурсы.

Составьте ресурсный список из 25 пунктов

Отключитесь от внешнего мира

Записывайте достижения

Говорите себе и другим «спасибо»

Шаг 3: учимся правильно распределять ресурсы

Иногда хочется схватиться за все дела одновременно, и кажется, что сил хватит на всё. Однако это одно из самых больших заблуждений, которое часто является причиной выгорания. Поэтому необходимо правильно распределять ресурсы, а это значит:

  • четче продумывать свои цели и, если необходимо, разбивать их на подцели;
  • планировать каждый день, неделю и месяц, распределять дела, исходя из количества времени, требующегося на их выполнение;
  • определять для себя комфортный режим учебы и работы.

Шаг 4: корректируем образ жизни

Сон

Питание

Физическая активность

Шаг 5: осознаем, что работа должна приносить удовольствие и удовлетворение

Выгорание вполне может быть связано с накопившейся неудовлетворённостью от работы. Возможно, вы испытываете разочарование от того, что делаете? Или регулярно перерабатываете? Или не чувствуете поддержки в коллективе? Или вам кажется, что ваша работа лишена смысла? В таком случае попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны.

Составьте два списка. В одном напишите плюсы и минусы вашей работы. В другом — чем бы вы действительно хотели бы заниматься и в каких условиях вам было бы комфортно работать. Затем сравните эти списки: сколько получилось совпадений по плюсам, с чем вы сможете смириться и сколько пунктов, которые негативно влияют на качество вашей жизни и приводят к стрессам. Если отрицательных факторов больше, возможно, вам стоит задуматься о поиске более подходящей работы.

Э

 II. Поддерживаем коллег.

Если вы заметили симптомы выгорания у вашего коллеги, обратитесь к нему напрямую. Спросите, можете ли вы чем-то помочь. Есть обратный вариант «синдрома спасателя» — режим «страуса». Доктор Клифтон Найт рассказывал изданию Bustle: «Когда я даю презентацию о выгорании, я всегда показываю слайд со страусом, который прячет голову в песок, и подписью: «Не ведите себя так, когда видите, что коллега испытывает трудности». Не нужно делать вид, что ничего не происходит. 

Будьте готовы и к тому, что коллега не признает наличие проблемы. И даже агрессивно отреагирует на ваше беспокойство. Это нормально. Не принимайте подобное поведение близко к сердцу — главное, вы дали человеку знать, что вы рядом и готовы его поддержать. 

1. Приготовьтесь слушать. 

Если человек всё же решил поделиться с вами своими тревогами, выделите ему время и внимание. Это будет непросто, когда вы сами едва справляетесь со шквалом задач на работе и дома. Поэтому важно заранее оценить, сколько у вас эмоциональных ресурсов на поддержку.

Ответьте себе на следующие вопросы:

  • Как часто я могу поддерживать и выслушивать человека? 
  • Что я готова делать, чтобы поддержать человека? Смогу я как-то помогать ему с какими-либо делами или сейчас у меня есть силы только выслушать? 
  • Останется ли у меня время на личные дела?
  • Какой план действий, если силы поддерживать закончатся?

Во время разговора не пытайтесь в голове собирать логичный и аргументированный ответ с лучшими рекомендациями. Первая цель — просто дать другу выговориться. 

2. Дайте понять, что чувства человека важны. 

Выгорание часто заводит нас в неприятную ловушку — начинает казаться, будто все проблемы надуманы. Ведь люди вокруг как-то справляются, работают с утра до ночи и не жалуются. Если ваш коллега эмоционально и физически истощён, дайте ему понять, что его проблемы услышаны и принимаются в расчёт. Не бойтесь прямо говорить: «То, что ты испытываешь сейчас, звучит как что-то очень тяжёлое. Ты не выдумываешь себе проблемы — ситуация на работе и правда очень неприятная». Не забывайте про активное слушание — держите зрительный контакт и иногда задавайте уточняющие вопросы. Это поможет создать атмосферу доверия и безопасности, в которой вы сможете вместе поискать решение.

3. Наберитесь терпения

Выгорание не приходит за один день — это стресс и утомление, которые копятся неделями или месяцами. Именно поэтому оно вряд ли пройдёт за пару дней — нельзя просто устроить другу спа-разгрузку и надеяться, что теперь он «вылечен».

Помните вопросы о том, есть ли у вас эмоциональные ресурсы? Возвращайтесь к ним иногда, чтобы оценивать, как вы сами себя чувствуете. Ваш друг во время выгорания может быть забывчивым, необщительным и невнимательным. Возможно, вам тоже понадобится поддержка из других источников.

4. Делитесь полезными инструментами (если вас попросят)

Разумеется, вы не сможете помогать человеку постоянно. Поэтому важно дать другу все инструменты для того, чтобы он справлялся в ваше отсутствие.

5. Инструменты

Самые простые способы снижения стресса в период истощения — это физическая активность и дыхательные упражнения. Для всего этого можно найти много бесплатных вариантов тренировок в интернете.

Существует множество способов профилактики выгорания, ниже представленные лишь некоторые из них.

1. Отвлекайтесь:

-Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

-Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

-Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

-Обращайте внимание на мельчайшие детали.

-Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за

другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому

себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.»

2.  Снижайте значимость событий:

- Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не

разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь.

- Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

- «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к

случившемуся, как к катастрофе», и т;

- «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;

- кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3.  Действуйте:

- Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации

выполняет роль громоотвода.

- Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно

самым простым способом:

- наведите порядок дома или на рабочем месте;

-устройте прогулку или быструю ходьбу;

-пробегитесь.

4. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

- рисуйте;

- танцуйте;

- пойте;

- лепите;

- шейте;

- конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического

и психического).

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с

окружающими, понимать самого себя.

- изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

- мните, рвите бумагу;

- кидайте предметы в мишень на стене;

- попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте

смешным или порвите;

- поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..»,

«Меня это обидело..»).

Теория эмоционального интеллекта предлагает нам следующие способы:

1. Приспособление себя к работе.

Часто это называют "профессиональным  ростом", подразумевая за этими словами развитие таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. И чем более отвлеченно это будет происходить от личной информации, то есть от собственных взглядов, чувств, отношения и т.д., тем это будет более профессионально.

2. Приспособление работы к себе.

Это – противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: не я должен приспосабливаться к своей работе, а она должна быть приспособлена ко мне. Это направление включает в себя изменение профессиональных,

организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму,

к своей душе. Конечно, их можно и нужно менять. Однако, эти изменения -

главным образом внешние (например, изменение условий труда) и

практически не касаются содержания работы.

3. Экономичный расход «эмоционального топлива».

 Здесь имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат. В результате чрезмерной фиксации на этом направлении мы получаем итог: работа становится стандартной, ремесленнической, где педагог уже не горит, поскольку обезопасил себя огнеупорной спецодеждой и, в лучшем случае, тихо тлеет.

4. Восстановление.

Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, а также относятся различные способы компенсации затраченных усилий и

Стимулирующие мероприятия: отслеживание результата, получение благодарности, вознаграждение, самопрезентация в среде специалистов и другие попытки добавить топлива извне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ресурсное состояние педагога: как поддержать себя и коллег в ситуации выгорания Подготовила: п едагог – психолог МБДОУ д/с № 26 г. Зеленогорск Красноярский край Туренко О.А

Слайд 2

Синдром эмоционального выгорания - состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Может характеризоваться нарушением продуктивности в работе, усталостью и бессонницей. С имптомы выгорания: повышенная утомляемость, тревожность; бессонница, головные боли, изменения веса тела; раздражительность, агрессия; неуверенность в себе, чувство обособленности и непонимания; сложности с концентрацией внимания, падение интереса к учебе и развлечениям.

Слайд 3

Восстанавливаем ресурсы I . Поддерживаем себя 5 шагов , которые помогут справиться с этой проблемой. Шаг 1 : осознаем проблему и ищем поддержку. обратиться к специалисту поговорить с кем-то, кому вы доверяете и можете рассчитывать на поддержку. Шаг 2 : восполняем ресурсы. Составьте ресурсный список из 25 пунктов. Отключитесь от внешнего мира. Записывайте достижения. Говорите себе и другим «спасибо».

Слайд 4

Восстанавливаем ресурсы Шаг 3: учимся правильно распределять ресурсы четче продумывать свои цели и, если необходимо, разбивать их на подцели; планировать каждый день, неделю и месяц, распределять дела, исходя из количества времени, требующегося на их выполнение; определять для себя комфортный режим учебы и работы. Шаг 4: корректируем образ жизни Сон Питание Физическая активность

Слайд 5

Восстанавливаем ресурсы Шаг 5: осознаем, что работа должна приносить удовольствие и удовлетворение Возможно, вы испытываете разочарование от того, что делаете? Или регулярно перерабатываете? Или не чувствуете поддержки в коллективе? Или вам кажется, что ваша работа лишена смысла? В таком случае попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны. Составьте два списка. В одном напишите плюсы и минусы вашей работы. В другом — чем бы вы действительно хотели бы заниматься и в каких условиях вам было бы комфортно работать. С равните эти списки: сколько получилось совпадений по плюсам, с чем вы сможете смириться и сколько пунктов, которые негативно влияют на качество вашей жизни и приводят к стрессам. Если отрицательных факторов больше, возможно, вам стоит задуматься о поиске более подходящей работы.

Слайд 6

Восстанавливаем ресурсы II . Поддерживаем коллег « С индром спасателя» — режим «страуса». Доктор Клифтон Найт « Не ведите себя так, когда видите, что коллега испытывает трудности». Не нужно делать вид, что ничего не происходит.

Слайд 7

Восстанавливаем ресурсы 1. Приготовьтесь слушать. 2. Дайте понять, что чувства человека важны . 3. Наберитесь терпения 4 . Делитесь полезными инструментами (если вас попросят) 5. Инструменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как поддержать себя, когда нет сил?

Простые и эффективные техники для педагогов и родителей, как наполнится силами, вернуть себе ресурсное состояние....

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Эмоциональное состояние педагога как опосредующий фактор эмоцинального состояния детей

Консультация для педагогов о необходимости профилактики стресса и профессионального выгорания.Техники, позволяющие снять нервное напряжение и поддерживать позитивный жизненный настрой....

Памятка для педагогов: Как вести себя в конфликтной ситуации

Советы педагогам, как вести себя в конфликтных ситуациях...

16 способов поддержать себя.

Информация будет полезна педагогам....

консультация для коллег «Создание ситуации успеха как метод руководства детской мотивации»

повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы,приемов и техник положительного взаимодействия субъектовобразовательного процесса....

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ...