Выступление на педагогическом совете "Наставничество как инструмент повышения качества образования"
материал

Медведенко Олеся Ахсановна

Наставничество как инструмент повышения качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №143»

Выступление на педагогическом совете

«Наставничество как инструмент повышения качества образования»

Выполнила: воспитатель

Медведенко О.А.

Оренбург 2023

Слайд 1

Потребность в расширении практик наставничества в образовании (а также в других сферах, прежде всего на производстве) на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях управления.

23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В.В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества.

С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики.

В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ.

Слайд 2

В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование».

Главными целями Нацпроекта являются:

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование», включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы».

Потребность возрождения института наставничества породила ряд общественных инициатив, в том числе региональных, таких как «Объединение наставников», «Национальный ресурсный центр наставничества», «Союз Наставников России». Сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов для «технологического рывка» российской экономики.

Чтобы понять, кто такой наставник и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA.

Слайд3

По мнению экспертов, долгое время мы жили в мире SPOD:

Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный).

В условиях этого мира жизнь людей была достаточно предсказуема.

В настоящее время происходит переход к миру VUCA:

Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), Ambiguity (неоднозначной).

В условиях нестабильного мира происходят регулярные изменения в системе образования: принимаются ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, осуществляется переход на новые образовательные программы, отрабатываются механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций, возникла острая необходимость освоения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В этих условиях традиционной научно-методической работы с кадрами, ориентированной на «усредненного среднестатистического» педагога, будет недостаточно.

Целесообразно обратиться к такой форме организации методической работы как наставничество.

2. СУЩНОСТЬ НАСТАВНИЧЕСТВА

Наставничество широко распространено в различных сферах деятельности человека. Существуют различные подходы к пониманию понятия «наставничество». Рассмотрим наиболее интересные из них.

Слайд 4

1. «Наставничество - кадровая технология, обеспечивающая передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника - менее опытному».

2. «Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество».

3. «Наставничество - образовательный процесс на рабочем месте».

4. «Наставничество - система адаптации и профессионального развития молодых сотрудников».

5. «Наставничество - часть корпоративной культуры всех инновационных компаний, это среда, в которой накапливаются и передаются знания, навыки, опыт и успешные модели поведения».

6. «Наставничество - хранитель знаний и ключевой механизм инновационного процесса в компании, мотиватор современных молодых сотрудников».

Практика наставничества как работа с начинающими /новыми сотрудниками отражает давнюю традицию и сейчас является наиболее распространенной. Однако в современных динамичных организациях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только новых сотрудников, но в идеале - всех.

Применение технология наставничества может использоваться как в работе с обучающимися, так и в работе с педагогами.

В любом случае образуется взаимодействие наставник - сопровождаемый (педагог или обучающийся).

Далее мы будем говорить только о наставничестве как форме методической работы, направленной на устранение профессиональных дефицитов (затруднений) сопровождаемых педагогов, т.е. в системе «педагог(и)-педагог(и)».

Слайд 5

Рассмотрим возможные позиции, которые может занимать педагог.

Позиция 1. НЕ МОГУ, НЕ ХОЧУ Позиция 3. МОГУ, ХОЧУ

Позиция 2. НЕ МОГУ, ХОЧУ Позиция 4. МОГУ, НЕ ХОЧУ

Цель наставничества - помочь сопровождаемому «перейти» в квадрат «Могу, хочу», т.е. позволить ему кроме желания приобрести и возможности для продуктивной профессиональной деятельности.

Рассмотрим означенные позиции.

Для лучшего понимания рассмотрим такое профессиональное умение педагогов как использование в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Позиция 1. «Не могу - не хочу» (использовать в образовательном процессе ДОТ). Педагог не обладает умениями и навыками использования ДОТ и, более того, не мотивирован. Для того, чтобы включить педагога в деятельность по освоению ДОТ, необходимо сначала замотивировать его. Иначе у педагога возникнут сложно преодолимые барьеры защиты от освоения ДОТ.

Позиция 2. «Не могу – хочу» (использовать ДОТ). Педагог мотивирован, поэтому открыт к получению новых знаний и приобретению умений, он находится в состоянии готовности к обучению. В этой ситуации важно выбрать актуальное для данного педагога содержание и формы обучения. Наставничество в данной ситуации уместно и полезно.

Позиция 3. «Могу – хочу» (использовать ДОТ). Ситуация, в которой разумно развивать горизонтальную карьеру педагога. В частности, предложить ему роль наставника (при выполнении ряда других условий). А возможно, педагог переоценивает свое «могу».

Позиция 4. «Могу - не хочу» (использовать ДОТ). Человек находится в состоянии протеста, некого саботажа. Необходимо выяснить причину его демотивации. Здесь требуется не обучение, а работа с мотивационной сферой.

В качестве причин, по которым педагоги не хотят осваивать тот или иной новый вид профессиональной деятельности, они часто называют внешние причины: не направляют на курсы, большая нагрузка, отсутствие внешних стимулов (доплат и надбавок), отсутствие персонального компьютера на рабочем месте, отсутствие дома интернета и пр.

Однако во всех случаях внешний барьер является вторичным относительно внутренней неготовности педагога с профессиональными дефицитами самостоятельно преодолеть этот барьер.

Слайд 6

Таким образом, сущность деятельности наставника в образовании, направленная на устранение профессиональных дефицитов сопровождаемых педагогов включает:

- методическую поддержку (обучение профессиональным умениям по какому-либо конкретному вопросу, например использование ДОТ),

- устранение внутренних дефицитов сопровождаемых (наставляемых), т.е. создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип профессиональных проблем.

Важно!!!

Обращаем Ваше внимание на то, что одна из ошибок в организации наставничества заключается в том, что зачастую наставничество направляют только на методическую поддержку (устранение профессиональных затруднений) педагога в решении какого-либо вопроса. Это неплохо. Но мы должны помнить, что одной из компетенций обучающихся, которая должна быть сформирована у них за время получения общего образования (в состав которого входит и дошкольное образование), является компетенция разрешения проблем. В частности, на формирование этой компетенции направлена такая технология как «метод проектов». Очевидно, что педагог, формирующий «решателя проблем», должен быть сам таким «решателем», в т.ч. должен быть готов (хочу+могу) к решению возникающих у него профессиональных затруднений.

Противоречит ли сказанное пониманию наставничеста? Нет, ни в коем случае. Просто в профессиональную практику педагога должен войти образец профессионального поведения: у меня есть затруднение, я буду искать ресурсы для его устранения, одним их таких ресурсов будет наставник, моя задача – найти наставника.

Как Вы понимаете, это совсем другая история, чем та, в которой издается формальный приказ об организации наставничества (хотя приказ, конечно, должен быть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении

Как влияют конфликты на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?...

Сертификация педагогических кадров как фактор повышения качества образования в ДОУ

В статье делюсь опытом прохождения процедуры сертификации сотрудниками нашего ДОУ....

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Организационно-методическое сопровождение овладения педагогическими технологиями как условие повышения качества образования в ДОУ

Организационно-методическое сопровождение овладения педагогическими технологиями как условие повышения качества образования в ДОУ(Из опыта работы)...

Наставничество как один из инструментов повышения качества образования в ДОУ

Современное дошкольное образование нуждается в компетентных профессионалах, способных самостоятельно мыслить, технологически реализовывать гуманистические ценности на практике, осмысливать необходимос...

Презентация "Наставничество как инструмент повышения качества образования"

Презентация "Наставничество как инструмент качества образования"...