Реализация духовно нравственного воспитания дошкольников средствами музыкального искусства.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Любовь Кузьминична Гусева

Долгосрочный проект для дошкольников старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл этапы проекта.23.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация  духовно нравственного воспитания дошкольников средствами музыкального искусства.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» ФГОС ДО

Паспорт проекта :

Авторы проекта : музыкальный руководитель, Гусева Л.К.,высшая квалификационная категория.

Воспитатели :

Продолжительность проекта : долгосрочный

Срок реализации проекта– 2 года (сентябрь 2022 г. – декабрь 2024 г)

Тип проекта : творческий.

Место реализации : МАДОУ д/с №4.

Вид деятельности: познавательный.

По форме реализации : групповой.

Форма представления: занятия, концерты, праздники, музыкальные гостиные.

Образовательные области: Познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие.

Участники проекта: дети и родители подготовительной группы, педагоги.

Гипотеза: влияние музыки на душу ребёнка, нравственно - эстетическое развитие детей, включение родителей в творческую музыкально – познавательную деятельность дошкольного образовательного процесса.

Новизна: сотрудничество детей и взрослых, развитие дружеских взаимоотношений путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

 «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».

Ф. М. Достоевский.

Цель проекта – содействие в воспитании душевных качеств и чувства сопереживания посредством приобщения к произведениям искусства у детей дошкольного возраста

Задачи:

• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности;

• Воспитание нравственных и эстетических чувств;

• Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка;

• Обеспечение обогащенного художественно эстетического развития

Проектная идея: вовлечь в творческую музыкально –познавательную проектную деятельность детей, родителей и педагогов.

Обеспечение обогащенного художественно-эстетического развития.

Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление.

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, благодаря которому ребенок познает мир во всем его многообразии. Благодаря современным компьютерным технологиям и интернет ресурсам слушание музыки стало одним из любимых видов деятельности. При очередном просмотре благодаря мультимедийной установки в зале в старшей группе музыкального клипа «Голодный кот и сытая кошечка» В. Салманова мы заметили на глазах у детей слезы. Очень долго говорили о пережитых чувствах детей, о необходимости помогать бездомным животным. А после выходных Чернов Дима принес поделку и объяснил, что долго не мог забыть этого котенка, так было его жаль. Он поделился своими чувствами с мамой, и они решили сделать котенку теплую постель из мягкой ткани. Так родилась эта поделка из лоскутков. (СЛАЙД 5)

Анализируя их работу, мы поняли, что в наших детях добро – заложено природой, а нам - педагогам, необходимо только поддержать эти чувства и развить их. Так возник проект как одна из эффективных форм духовно- нравственного воспитания.

Актуальность проекта.

Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о подрастающем поколении. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно упрекать в бездуховности, безверии, агрессивности. Воспитанием детей в семье занимаются кто угодно, только не родители: жестокие фильмы, компьютерные игры с ужастиками, антиигрушки и т. п.  Проблемы, обусловленные эмоциональным дискомфортом, изменили характер отношения к нравственным ценностям, привели к их распаду, различного рода «изгибам» и «перекосам», ошибкам в воспитании. В какой - то степени произошло разрушение эмоциональных связей между людьми и потеря наиболее сильного из всех — чувства любви к человеку, а когда исчезает любовь, люди становятся похожими, по мнению И. Вагина, «на стадо дикобразов, бредущих по ледяной пустыне, они пытаются прижаться друг к другу, чтобы согреться, но всякий раз натыкаются на торчащие иглы и снова бредут по одному» (цит. по: 12). Многие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей того или иного возраста.

Духовность и нравственность - это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовно). Нравственность – это способы действия, нормы поведения, поступки людей. Духовность - это самое высокое к чему стремиться человек, направленность его души.

Задача развития личностных качеств у детей дошкольного возраста является первостепенной, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума». Следовательно, на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция, т. е. знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития важнейших личностных качеств ребенка.

Изучая труды различных ученых, философов мы пришли к выводу, что именно раздел и область «Художественно – эстетическое развитие» в свете новых ФГОС ДО  наиболее способствует формированию у детей духовно - нравственных качеств.

Удивительные и очень необходимые сегодня слова — «искусство очеловечивает». Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

На протяжении многих веков музыкальное искусство, признавалось важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

Аристотель признавал огромное воспитательное значение искусства : «Необходимо влиять на молодое поколение искусствами трёх родов: подражающим (природе, посредством красок и образов, посредством голоса и слова, посредством гармонии и ритма — и обучать им».  Влияя на состояние души, музыка необходимым образом относится к области любви или ненависти,  к добродетели, к тому, чтобы «уметь правильно судить о благородных характерах и прекрасных поступках и достойно радоваться тем и другим» (цит. по: 4).

Дмитрий Борисович Кабалевский говорил: «…наиважнейшим в музыкальном воспитании является труд души ребенка».

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, наша задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.

Ф. М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

Одним из эффективных методов в работе с детьми является метод проектов, который основывается на интересах детей и предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Проектная деятельность – инструмент для развития личной позиции ребенка, приобщения к музыкальной культуре, воспитания художественного вкуса.

Для реализации проекта был разработан план :

1. Выбор актуальной темы.

2. Постановка цели и задач по выбранной теме.

3. Накопление различного наглядного и дидактического материала; методических пособий.

4. Включение в план занятий и других видов деятельности (развлечений, концертов, викторин, выставок и т. д.) художественно – эстетических  произведений искусства.

5. Создание фонотеки классической музыки в группе.

Итог проекта – духовно-нравственное воспитание души ребенка средствами музыки и другими видами искусства, воздействуя на процесс становления его личностных качеств.

Методы реализации проекта.

1. Наглядно-действенный метод:

• показ видео материалов по данной теме (презентаций, мультфильмов и музыкальных клипов и т. п.)

• рассматривание иллюстраций, репродукций;

• занятия, концерты, музыкальные гостиные.

2. Словесно-образный метод:

• рассказы детей о своих впечатлениях;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

• чтение стихотворений детьми.

3. Практический метод:

• проведение конкурсов, тематических вечеров

• организация продуктивной деятельности : рисование, аппликация.

Предполагаемый результат:

Воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей

Проектная деятельность построена с учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания и эстетическое, интеллектуальное.

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

План реализации проекта

Сентябрь.

Закрепление темы «Детский альбом» П. И. Чайковского

Музыкальная гостиная «Детский альбом» П. И. Чайковского

Октябрь.

К. Сен-Санс "Карнавал животных".

Музыкальная гостиная «Карнавал животных» К. Сен-Санс.

Ноябрь.

Знакомство с симфоническим оркестром.

Тема: «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди

Декабрь.

Тема «Настроения, чувства в музыке» по программе О. П. Радыновой

Основные направления проекта :

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно- нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

 II ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1. Ознакомление с миром людей, животных и природы через произведения музыки, изобразительного искусства, художественной литературы.

2. Вовлечение детей в различные виды художественно-творческой и познавательной деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная и т. д.).

3. Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство).

4. Становление социокультурной предметной музыкально- образовательной среды, способствующей музыкальному и эмоциональному благополучию

Становление социокультурной предметной музыкально- образовательной среды.

Основные формы работы проекта :

• Музыкальные занятия (знакомство с образами в классической музыке)

• Музыкальные гостиные «Классическая музыка в жизни ребёнка» («Детский альбом» П. И. Чайковского, «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди, К. Сен-Санс "Карнавал животных")

Характерные признаки организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей и родителей к искусству:

• содружество искусств;

• многообразие художественно-информационного пространства;

• познание через переживание, творчество;

• совместная деятельность взрослых и детей;

• успех, достижения, открытия детей;

• индивидуальность ребенка как ценность.

Наглядно – действенный .

Знакомство с произведениями изобразительного искусства знаменитых русских пейзажистов – А. Шильдера, С. Сурицина, В. Д. Поленова, И. Левитана (СЛАЙД 16)

Взаимодействия с социумом (СЛАЙД 17) Белгородская школа искусств и Белгородская государственная филармония

Система работы с педагогами .

Когнитивный блок : Теоретический семинар, Лекция - беседа

Мотивационный блок: Тестовый опрос, Дискуссия

Практический блок : Семинар – практикум, Заседание круглого стола

Формы работы с родителями .

Анкетирование

Родительское собрание

Консультации

Оформление информационного стенда .

Совместные досуговые мероприятия (праздники, развлечения, конкурсы, концерты)

Работа музыкальной гостиной

Выставки совместных работ родителей с детьми («Осень», по темам «Музыкальной гостиной)

III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Дети научились сопереживать музыке, чужому человеку и животным;

Научились ценить красоту природы;

Через музыку, развилась способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль;

Появилось свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Итогом проектной деятельности стали

• Выставка рисунков детей

• Выставки совместного творчества детей с родителями.

Диагностические данные показали:

Высокий уровень эмоционального – восприятия – 61 %

Средний уровень – 33%

Низкий уровень- 6 %

Список литературы.

1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра. -2006- № 4.- С. 3-8.

2. Вендрова Т. И., Воспитание музыкой М., 1991 г. – 180 с.

3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М. : Просвещение, 1989.

4. Виноградова А. Становление нравственных чувств – основа духовного развития человека //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5 С. 43-48.

5. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика. М., 2005

6. Зосимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности//Хрестоматия по

7. педагогике. –Ч. 1.- С. 155-157.

8. Каргин А. С. Нравственно-этическое формирование личности. М. ,1981.

9. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Хрестоматия по педагогике. –Ч. 1. – С. 144-148.

10. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. – М. : Прометей, 1995.

11. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. Д. Марковой. М., 1978.

12. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании. М. : Просвещение, 1987.

13. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1986.

14. Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14.

15. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1983

16. Семынина Е. Музыка-воспитание души // Дошкольное воспитание. -2007- № 1(33)

17. Стульник Т. Нравственное воспитание дошкольников //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5. – С. 35-40

18. Сушкова И. В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7 года жизни в дошкольных образовательных учреждениях // диссертационная работа. – Елец, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Развитие духовно-нравственного воспитания детей через изобразительную деятельность...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Творческий проект Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства

Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. В современных условиях очевидна необ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства.

В статье рассказывается о влиянии музыки на духовно-нравственное воспитание детей. Порой мы недооцениваем, какой мощной силой обладает музыка, как она способно воздействовать на душу ребёнка....