Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья – чудесное место для жизни».
проект (средняя группа)

Ирина Владимировна Кирсанова

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Где я родился? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya_i_dou_2.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья – чудесное место для жизни».

Семья - любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья - опора государства,

Страны моей, моей России.

Актуальность и значимость.

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Где я родился? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. 

Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, сохранению семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

Проектная деятельность проходила под  девизом: 

«Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!»

Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья – чудесное место для жизни».

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель: 

Формировать навыки сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.

Развивать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье; воспитать любовь и уважение к членам семьи.
  • Формировать гендерную принадлежность воспитанников с учетом возрастных изменений.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
  • Развивать любознательность и познавательную активность.
  • Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Вид проекта:

Групповой, долгосрочный (ноябрь-июнь).

Участники проекта:

Дети средней группы, родители, воспитатели группы.

Интеграция образовательных областей:

«Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Конкретные ожидаемые результаты:

Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

  • имена дедушек, бабушек минимум до второго колена;
  • профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
  • значение своего имени;
  • смогут полностью назвать свое имя и отчество;
  • народные игры, колыбельные;
  • смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
  • будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
  • пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.);
  • научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи;
  • у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Родители:

  • приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
  • укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
  • у них будет развито чувство гордости за свою семью;
  • будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
  • научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
  • знать свою родословную;
  • откуда произошли их имена;
  • научатся организовывать семейные праздники.

Педагоги

  • расширят знания о народных праздниках, их происхождении; 
  • пополнят личный репертуар колыбельными;
  • разработают планы НОД, бесед для детей, консультации для родителей; 
  • пополнят словарный запас детей;
  • будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни,  что будет способствовать тесному сотрудничеству;
  • будут уважительно относиться, и интересоваться  жизнью семьей воспитанников.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо», «Герб моей семьи».
  • Оформление книг: «Что означают наши имена».
  • Просмотры образовательной деятельности  для  родителей.
  • Оформление выставок детских работ по теме.
  • Праздник, посвящённый Дню семьи.

Формы работы с родителями:

  • Консультация «Семья и семейные ценности», «Генеалогическое древо

семьи».

  • Памятки для родителей о трудовом  воспитании  младших дошкольников «Что такое для человека семья».
  • Анкетирование «Моя семья».
  • Совместное творчество родителей с детьми «Мое генеалогическое древо», «Тайна имени».
  • Выставка рукотворных семейных работ «Семейное увлечение».
  • Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта: раскраски, книги, иллюстрации по теме проекта.

Этапы работы:

Введение в тему — создание проблемной ситуации.

Первый этап — подготовительный.

Постановка целей, задач, составление плана работы и внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении, создание условий, необходимых для реализации проекта, предварительная работа с детьми, родителями.

Второй этап — основной.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Третий этап — заключительный.

Включает в себя обобщение результатов работы: презентация проекта, праздник, посвящённый «Дню семьи».

1.Введение детей в тему проекта.

Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».

Что я знаю о семье?

Что я хочу узнать?

Как я могу найти ответы на свои вопросы?

• Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру?

• Где работают родители?

• Свой адрес?

• Что такое традиции?

• Откуда берется отчество?

• Что означает мое имя?

• Кто самый главный в семье?

• Кем работали бабушка и дедушка?

• Зачем празднуют день рождения?

• Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?

Предложить детям рассмотреть картину, где изображена семья: папа, мама, бабушка, дедушка, дети.

- Назовите, кого вы здесь видите?

- Как можно назвать, одним словом?

- Из скольких человек состоит ваша семья? Назовите.

- А знаете ли вы своих близких родственников?

- Как нужно относиться к членам своей семьи?

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

«Для чего человеку семья? А что я знаю о своей семье»

  • Ввод в игровую ситуацию.

А поможет нам в этом разобраться Домовёнок «Кузя» (появляется игрушечный домовёнок, который присутствует на протяжении всего проекта. Он живет в нашем садике, охраняет и сторожит его. «Кузя» очень добрый и хочет поближе познакомиться с вами, узнать о ваших семьях и родственниках. Мы будем вместе с ним играть в игры, читать стихи и рассказы, а ваши родители будут нам помогать.

Вместе с ними вы сделаете семейные альбомы, где поместите свои самые любимые и интересные фотографии, а ещё мы пригласим мам на наш спортивный праздник.

2.Введение родителей в тему проекта.

Родителям сообщается о проведении проекта. Обращение к родителям принять активное участие в реализации данного проекта.

Продуктивный   этап:

  • Социально - коммуникативное развитие:

•Рассматривание семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.

•Рассказ педагога о своей семье.

•Беседы: «Дружат в нашей группе мальчики и девочки», «Что такое семья», «Что такое традиции и традиции в нашей семье», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» (с использованием альбома), «Как мы отдыхаем», «Что такое родословная

«Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении).

•Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.

•Загадки о семье, профессиях.

•Заучивание стихов и потешек о семье.

•Проблемные ситуации «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет? », «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка».

•Игра – тренинг «Я потерялся», «Я один дома» (ОБЖ).

•Игра «Свой, чужой, знакомый» (ОБЖ).

•Дидактические игры:

«Разложи по порядку», «Собери портрет из деталей», «Радость или огорчение», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы»,  «Чьи детки?», «Что из чего? »,

«Четвертый лишний», «Маленькие помощники», «Грязи нет и пыли нет», «Сложи картинку», «Родственные отношения», лото, «Собери матрешку», «Что сначала, что потом» (сервировка стола).

•Сюжетные игры: «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер», «Автомастерская».

•Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п.

•Фантазийная игра «Жила-была мама», «Если бы я был моим папой… »

•Игры – драматизации по произведениям: «Кот, петух и лиса»


  • Познавательное развитие:

конструирование из строительного материала «Мой дом - моя крепость»;

выкладывание из геометрических фигур членов своей семьи;

конструирование из бумаги «Подарок маме».

Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.

Просмотр мультимедийных презентаций «Моя семья», «Профессии».

Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик», «Федорино горе», «Мойдодыр».

  • Речевое   развитие:

•Разучивание стихов, песен, хороводов.

•Рассматривание иллюстраций картин (портретов, составление описательных рассказов по алгоритму.

•Д/игры: «Один-много», «Какой? Какая? Какие?», «Придумай загадку» (упражнение в описании предмета, «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Какое слово самое короткое?».

•Чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике:

Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас? », Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама»,

В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Косточка»., М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», В. Катаев «Цветик - семицветик », Е. Пермяк «Мамина работа», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Белов «Мамина дочка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Т. А. Шорыгина «Похищенное имя», Б. Житков «Чудесное имя».

•Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».

•Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

•Загадки по теме.

•Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы?», «Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа».

•Словесные игры «Радио», «Кто старше/ младше?», «Заверши предложение», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать». «Назови как тебя дома ласково называют?».

  • Художественно-эстетическое развитие:

Прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.

•Разучивание колыбельных песен.

  • •Рисование «Мой дом», «Моя семья», «Цветы для мамы».
  • •Аппликация «Украшение платочка», «Дом».
  • •Лепка «Цветы для мамы».
  • •Ручной труд «Цветок для мамы».
  • Праздник, посвящённый «Дню семьи».

  • Физическое развитие:

•Подвижные игры: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков», «Моя семья и я любим» (с мячом), «Кто быстрее соберет», «Где мы побывали, что мы повидали».

•Физминутки «Семейная зарядка», «Кто приехал?» и т.д.

•Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей».

•Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники» и др.

ВЫВОД:

Итогом проекта стала выставка семейных  работ «Мое генеалогическое древо», «Герб моей семьи», книга «Тайна имен».

В результате проекта дети знают имена дедушек, бабушек; профессии своих родителей; значение своего имени; могут полностью назвать свое имя и отчество; могут составить рассказ о членах своей семьи; знают некоторые народные игры и колыбельные. У детей значительно увеличился словарный запас. Они с удовольствием играют в «Семью», распределяют роли в соответствии с половой принадлежностью, могут придумать сюжетную линию, переносят весь опыт взаимоотношений между членами семьи.

Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т. к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.

Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение.

А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в средней группе: "Моя семья".

Конспект НОД формирующий представление о семье, как о людях, которые живут вместе, развивающий умения сравнивать, располагать предметы в порядке уменьшения, воспитывающий любящее и заботливое отношени...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья»

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий с...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции»

Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности...

Проект (в социально значимой деятельности) по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы «Моя семья и семейные традиции»

Проект «Моя семья и семейные традиции» направлен на формирование осознания значения семьи в жизни ребенка, принятия ценностей семейной жизни, формирования ува...