«Речевичок» — как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Эйвазова Гюльбахар Хусеин кызы

Дидактическая игра «Речевичок» как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста» в работе с детьми с ОВЗ

 

Данная дидактическая игра позволяет разнообразить индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста, повысить мотивацию детей с ОВЗ к обучению, и тем самым сделать коррекционный процесс более эффективным.

В группе № 2 «Солнышки» зачислено 20 детей, 5 из них дети с ТНР.

В данной методической разработке представлены игры для речевого развития детей 4-5 лет с ОНР. Дети играют в дидактическую игру «Речевичок» в свободное время как индивидуально, так и в парах.

Место проведения : дошкольные группы МБОУ ОДПО ЦРО г. о. Самара

Автор: Эйвазова Гюльбахар Хусеин кызы, воспитатель группы № 2 «Солнышки»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevichok_ovz_2.odt26.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевичок» — как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста.

Цель:

Повышение эффективности коррекционно- речевой работы с детьми 4-5 лет в процессе игровых технологий по развитию речи дошкольников с ОВЗ.

Задачи:

1. Создать и апробировать комплексную систему работы с детьми-логопатами по развитию связной речи, основанную на формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.

2. Сформировать и реализовать модель предметно- развивающего пространства, отвечающего современным требованиям ДО, и позволяющего внедрить элементы технологий развития связной речи в работу с дошкольниками.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а также необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.

Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, которую дает педагог. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки в детской речи. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить ребёнка повторить именно его.

Обобщая свой опыт работы по формированию грамматического строя речи, я создала дидактическое пособие « Речевичок», в которую входят четыре дидактические игры .

Целью первой игры является формирование категории рода имен существительных.

Дидактическая игра «ОН, ОНА, ОНО»

Цель: формирование категории рода имен существительных.

Задачи :

- обогащать словарь путем подбора слов;

-формировать умения детей согласовывать имена существительные с местоимениями он, она, оно;

-развивать умение различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои;

-развивать умение подбирать и согласовывать прилагательные с существительными;

Ход игры: Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «ОН», «ОНА», «ОНО». Картинки, про которые можно сказать «мой» ребенок кладет в домик под названием «ОН», картинки про которые можно сказать «моя»- в домик «ОНА», «мое»- «ОНО».

В эту игру могут играть от одного до трех детей. В случае, если играют 2-3 ребенка, предложенные картинки делятся между ними поровну. Выигрывает тот, кто правильно расположит свои картинки на игровом поле.

Основную трудность у детей даже в старшем дошкольном возрасте вызывает усвоение форм притяжательных имен прилагательных, когда дети не могут правильно сказать: хвост собакин или собачий, именно здесь возникает самое большое количество ошибок, поэтому я оформила игру «Чей хвост?».

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Задачи:

- закрепить знания по темам «Дикие и домашние животные»,

- создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам;

-закрепить умение образовывать притяжательные имена прилагательные ;

-развивать способность анализировать;

-закреплять умение различать и называть животных;

-развивать мелкую моторику рук;

 Ход игры : В эту игру лучше играть индивидуально или малыми подгруппами. Чтобы у каждого ребенка закрепилось правильное произношение притяжательных имен прилагательных. На игровом поле прикрепляем хвост животного. Мы спрашиваем: Кто спрятался за кустом ? Чей хвост? Например: Чей хвост? - Лисы — лисий, у волка - волчий, у мыши - мышиный.

Когда начинаем изучать тему «Домашние животные», на поле появляется дом. И по аналогии мы закрепляем, как правильно называются части тела домашних животных. Например : Чей хвост? хвост овцы -овечий.

Аналогично закрепляется употребление в устой речи притяжательных имен прилагательных женского и среднего родов (голова, ухо, лапа, уши, лапы…)

Также изучаем животных зоопарка, на поле появляются животные разных континентов . Игру можно продолжать бесконечно, включая в нее и птиц, и насекомых.

В своей речи мы часто используем многозначные слова, используя различные их значения в зависимости от контекста и делаем это автоматически , не задумываясь, но у детей дошкольного возраста еще нет такой большой языковой практики, богатого знания окружающего мира. Поэтому своим воспитанникам я предлагаю игру на формирование и обогащение активного словаря «Что это?»

Дидактическая игра «Что это?»

Цель: расширение словарного запаса детей, формирование интереса к родному языку

Ход игры: в эту игру лучше всего играть вдвоем. Детям поровну раздаются карточки в произвольном порядке. Педагог читает слово, ребенок в своей картинке выбирает соответственную картинку и прикрепляет ее, говоря соответствующее словосочетание. Например: Кисть - кисть винограда, малярная кисть, кисть руки.

1. Лук  - овощ, оружие

2. Молния — природное явление , фурнитура для одежды.

3. Ручка — письменная принадлежность, ручка дверная, ручка ребенка.

4. Ключ — от замка, родник, скрипичный, гаечный.

5. Коса — прическа, инструмент.

6. Труба — на доме, музыкальная.

7. Кран — водопроводный, подъемный.

8. Киви — фрукт, животное.

9. Плитка — железная, шоколадная, кафельная.

10.Ножка — у стола, у гриба, у ребенка.

11. Мышка — грызун, компьютерная.

12. Лисички — грибы, животные.

13. Норка — животное, жилище.

Следующая четвертая дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам - Времена года»

Игра проводится  индивидуально. Ребенок сам выбирает то время года, которое больше нравится. В случае затруднения ребенка в составлении рассказа воспитатель помогает вопросами. Например: Как стоит солнце в небе? какой длинный день? какая короткая ночь? В какой одежде можно ходить летом? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»

Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»...

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи...

Особенности развития лексико-грамматического строя детей среднего возраста

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-обра...

Тренажер для развития памяти детей дошкольного возраста 6-7 лет

Тренажер для развития памятидетей дошкольного возраста 6-7 лет...

Консультация "Развитие грамматического строя речи дошкольного возраста"

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

Родительское собрание «Грамматический строй речи дошкольного возраста. Младшая группа».

Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.Задачи:- познакомить родителей с особенностями грамматического с...