Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «Мир профессий» социально-гуманитарной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)

Виннова Жанна Васильевна

 Актуальность данной программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_proforientatsii.docx57.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение  Захаровский                            детский сад №1 муниципального образования - Захаровский  муниципальный района Рязанской области

« УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МДОУ

Захаровский детский сад №1

                                                                          ________Калужская Е.Ю.

                                                                  Приказ №_________

                                                                                     от «____»________ 2023г.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «Мир профессий»

социально-гуманитарной направленности

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

                                                     Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год                             Руководитель: Виннова Ж.В.

                                                         2023г.

Пояснительная записка

Под психолого-педагогическими условиями развития ранних представлений ребенка о профессиях понимаются: социальная среда развития; психологический механизм освоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности, результатом которой является возникновение идентификации, самосознания и рефлексии; ведущая деятельность; межличностные отношения; бессознательные процессы в формировании программ жизненного пути; формирование профессиональной составляющей "образа-Я" дошкольника. О множестве профессий дети практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий важно начинать в дошкольном возрасте. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.  Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях. Но материалы разрозненны и бессистемны.  

Актуальность

 Актуальность данной программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что программа " Мир профессий" состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий. При разработке Программы учтён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение  для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Новизна  программы

Новизна программы заключается в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по  формированию первоначальных  представлений у дошкольников о мире профессий.

Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом следующих основных с нормативно- правовых и методических документов:

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

- Конвенция о правах ребёнка;

- Конституция Российской Федерации

-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726-р);

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г № 196;

-СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи

Цель  программы

Формирование представлений  детей о мире профессий на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.

Задачи программы

Обучающие:

-        дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;  

 - научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям.

-        формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

Развивающие:

  - развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

  - развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями;

- способствовать связной речи, мышления, памяти, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии»

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к людям разных профессий;

- воспитывать у детей положительное отношение к общественной значимости труда и профессионализму в любой сфере труда.

- воспитывать  желание научиться выполнять трудовые   действия представителей разных профессий.

Направленность программы

 Социально – гуманитарная. Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы.

Возрастная аудитория

 Дети дошкольного возраста (старшей группы) 5-6 лет.

Сроки реализации программы

 1 учебный год (октябрь-май)

Отличительные особенности

Отличительные особенности программы в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через «погружение в профессию»

Формы и режим занятий

 Программа разработана с учетом ее реализации в очном формате (контактные часы). Занятия реализуются в Захаровском детском саду № 1.Программа  рассчитана на  32 часа с периодичностью занятий 1 раз в неделю 1 занятие по 30 минут каждое  в течение одного учебного года. Продолжительность занятий, согласна требованиям СанПиН, не должно превышать 30 минут

Ожидаемые результаты

В ходе осуществления целенаправленной работы по данной программе,  дошкольник насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий, что поможет ему в будущем осознанно выбрать профессию. Кроме того, прослеживается активное формирование интегративных качеств личности дошкольников средствами ознакомления с миром профессий. Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

 - ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

  - называет профессии разных сфер экономики;  

- различает профессии по существенным признакам;  - называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

 - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты,  трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;  

- объясняет роль труда в благополучии человека;  

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

 - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

 - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;  - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

 - демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту. 

Формы контроля и проверки достигнутых результатов

Оценка качества реализации программы включает диагностику первоначального уровня знаний и навыков и итоговый контроль.

Диагностика проводится педагогом группы ДОО. В случае необходимости к диагностике могут быть привлечены  педагог-психолог, старший воспитатель и другие специалисты детского сада. 

Диагностика первоначального уровня осуществляется в начале обучения в виде вопросов и заданий по данной тематике.

Итоговый контроль: определение результатов работы и степени усвоения знаний, умений и навыков детей о профессиях.                                        

2.4. Оценочные материалы.

Вид контроля

Диагностическая

методика

Цель диагностики

Диагностика первоначального уровня

Диагностические задания и вопросы по каждому разделу

Определение первоначального уровня знаний

Итоговый контроль (итоговая диагностика)

Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»,

Диагностический инструментарий.

Определение результативности процесса обучения

Исходя из ответов детей, по всем заданиям определяется уровень сформированности знаний детей о профессиях. 

 Каждый из них имеет 3 последовательных уровня (высокий, средний, низкий).

Уровни и балы

Показатели, критерии

1 бал – низкий уровень

представления детей о трудовой деятельности человека недостаточно полные. Названные профессии они характеризуют, но не понимают их роли для человека. Дети не проявляются интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только вместе с воспитателем. Низкий уровень - дети не имеют никаких представлений о профессиях, в ответах на вопросы ими проявлена несформированность понятий о профессиях

2 бала - средний уровень

дети имеют понятия и представления о профессиях, но они затрудняются в определении особенностей профессий. Знают значение профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют задания по участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода.

3 бала – высокий уровень

у ребенка сформированы понятия о профессиях, обладает знаниями об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии, устойчивый интерес к трудовой деятельности. Ребенок отразил свое желание овладеть определенной профессией и сумел обосновать свой выбор, активно участвует в трудовой деятельности, проявляет трудовые навыки. У ребенка развито чувство ответственности, активность, желание помочь в трудовом процессе.

Содержание программы

 п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

всего

Введение в образовательную программу

1

-

1

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей в виде вопросов и диагностических заданий по профессиям

1

Семья/Детский сад/ Школа

2,5

1,5

4

Педагогическое наблюдение.

Сюжетно-ролевая игра «Воспитатель детского сада»

Игра-интервью     «Школа»

1.1

Что такое профессия?

1

-

1

1.2

Профессии моих родителей

0,5

0,5

1

1.3

Профессии в детском саду

0,5

0,5

1

1.4

Профессия – учитель

0,5

0,5

1

2

Профессии общепита

2

2

4

Дидактическая игра «Поваренок»

Сюжетно – ролевая игра «Кафе»

2.1

Повар

0,5

0,5

1

2.2

Официант

0,5

0,5

1

2.3

Продавец-кассир

0,5

0,5

1

2.4

Уборщик

0,5

0,5

1

3

Строительные профессии

3

3

6

Педагогическое наблюдение

Дидактическая игра «Маленький зодчий»

Сюжетно-ролевая игра «Мы строители»

3.1

Архитектор

0,5

0,5

1

3.2

Инженер -строитель

0,5

0,5

1

3.3

Геодезист

0,5

0,5

1

3.4

Плотник, каменщик, столяр  

0,5

0,5

1

3.5

Штукатур-маляр

0,5

0,5

1

3.6

Облицовщик наружных и внутренних работ

0,5

0,5

1

4

Творческие профессии

2

2

4

Проект «Творческая профессия»

4.1

Художник, дизайнер

0,5

0,5

1

4 2

Музыкант, певец и композитор

0,5

0,5

1

4 3

Режиссер, актер

0,5

0,5

1

4 4

Стилист, визажист и модельер

0,5

0,5

1

5

Профессии на страже нашего здоровья

3

3

6

Сюжетно ролевая игра«В амбулатории»

5.1

Врач

1

1

2

5.2

Фельдшер

0,5

0,5

1

5.3

Медицинская сестра

1

1

2

5 4

Фармацевт

0,5

0,5

1

6

Профессии, которые нас спасают и охраняют

3

3

6

Сюжетная игра «Школа пожарников»

Дидактическая игра «Светофор»

6.1

Пожарный

0,5

0,5

1

6.2

Спасатель

0,5

0,5

1

6.3

Кинолог

0,5

0,5

1

6.4

Участковый

0,5

0,5

1

6.5

Следователь

0,5

0,5

1

6.6

Сотрудник Госавтоинспекции

0,5

0,5

1

Итоговые мероприятия

Итоговое занятие. Контрольная диагностика базовых знаний, умений и навыков.

1

1

Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»

Всего:

19

17

32

Учебный план

Содержание учебного плана

Введение в образовательную программу

Теория: Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.  Инструктаж   по   технике   безопасности при проведении игр, прогулок экскурсий. Правила   поведения   на   занятии.  

Практика  Начальная диагностика.

Раздел 1. «Семья/детский сад/школа»

Тема1.1 «Что такое профессия?»

Теория:  Расширять у детей знания и представления о профессиях (профессиях женских, и мужских) Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде взрослых.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Учить детей давать полные ответы на вопросы. Активизировать внимание мышление и память детей, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

          Практика: беседа - о профессиях, о значении труда для общества, чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», рассматривание иллюстраций.

Тема 1.2 «Профессии моих родителей»

Теория: беседа о видах труда, о различных профессиях своих родителей; учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя стихи, загадки, пословицы и поговорки; воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых;

формировать обобщённые представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей;

Практика: настольная игра лото «Кому, что нужно для работы»

Тема 1.3 «Профессии в детском саду»

          Теория: Беседа: «Кто работает в детском саду» - расширять знания детей о профессиях работников детского, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности сада.

Практика: моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Экскурсия по детскому саду.

Тема: 1.4 «Профессия - учитель»

Теория: беседа о профессии учителя - развивать интерес к школьному обучению. Пробуждать интерес к профессиональной деятельности педагога, подвести к понятию, что профессия учителя очень важная и нужная.

Практика:  Экскурсия в школу: посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр диафильмов, опытов

        Раздел 2. «Профессии общепита»

Тема 2.1 «Повар»

         Теория: «Пироги и калачи с пылу с жару из печи» беседа о профессии повара, познакомить с его профессионально- трудовыми процессами, предметами и продуктами, необходимыми для работы.

Практика: экскурсия на кухню.         Опытно – экспериментальная деятельность: «Свойства теста»

        Тема 2.2. «Официант»

Теория: формировать представление детей о профессии официанта, с основными предметами официанта в рабочих моментах, воспитывать уважение к труду.

Практика: рассматривание иллюстраций из серии «Профессия официант», сюжетно –ролевая игра «Кафе». Лепка из соленого теста «Пицца».

        Тема 2.3 «Продавец - кассир»

Теория: беседа «Кто работает в магазине»-познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии.

Практика: сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек», Чтение х/л Е.Санин «Продавец».

        Тема 2.4 «Уборщик»

     Теория: беседа «Хозяйственно - бытовой труд по уборке помещения»- формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, положительное отношение к работе и воспитание уважения к труду «уборщика».

Практика: хозяйственно-бытовой труд в группе.

Раздел 3. Строительные профессии

Тема 3.1. «Архитектор»

Теория: Беседы на тему «Строительные профессии», «Кто построил детский сад» - профессией архитектора, орудиями труда архитектора.

          Практика: Составление рассказа «Строим дом». Конструирование «Дом будущего» Рассматривание альбома «Такие разные дома»

Тема 3.2 «Инженер - строитель»

Теория:  беседа о труде инженера-строителя, что он  проектирует и рассчитывает строительные работы всех видов, координирует строительный процесс.

Практика: Раскраска «Профессии»- строители. Конструирование из Лего.

Дидактическая игра «Геометрический город».

Тема 3.3 «Геодезист»

Теория: беседа о важности строительной профессии «геодезист» - он проводит множество измерений и не должен допускать ошибок.

Практика: рисование «Топографические знаки», составление топографической карты по рисунку.

Тема 3.4 «Плотник, каменщик, столяр»

Теория: беседа  о профессиях, работающих на стройке. Продолжать расширять представления о многообразии строительных профессий, о важности каждой из них.

Практика: экспериментирование - дать детям возможность познакомиться со свойствами некоторых строительных материалов.

Тема 3.5 «Штукатур -маляр»

Теория: Встреча с интересными людьми «Профессия штукатур- маляр» -сформировать понятие о профессии штукатур-маляр.

Практика: рисование «Красим дома».

Тема 3.6 «Облицовщик наружных и внутренних работ»

Теория: продолжать беседовать, знакомить и  расширять представления о многообразии строительных профессий, о том, что облицовщик  отвечает за внутреннюю и наружную облицовку зданий. От его работы зависит то, насколько эстетично будет смотреться конструкция в целом.

Практика: конструирование «Юные изобретатели», дидактическая игра «Инструменты для строительства»

Раздел 4. Творческие профессии

Тема 4.1 «Художник, дизайнер»

Теория: встреча с интересными людьми- познакомить детей с профессией художника, дать детям представления о художнике- пейзажисте, портретисте, дизайнере.

Практика: Мастер класс педагога «Искусство витража»

Тема 4.2 «Музыкант, певец и композитор»

Теория: продолжать беседы о профессиях, связанных с творчеством –певица, музыканта, композитора. Развивать умения определять логическую последовательность этих профессий.

Практика: музыкальная игра «Если нравится тебе», музыкально- дидактическая игра «Наш оркестр». Просмотр презентации «Мы певцы и музыканты»

Тема 4.3 «Режиссер, актер»

Теория: Беседа: «Профессии людей в кино» - обобщить и систематизировать знания о том, что такое киноискусство, какие профессии людей работают над кинофильмом.

Практика: рассматривание иллюстраций по теме. Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы снимаем кино».

Тема 4.4 «Стилист, визажист, модельер»

Теория: беседа о специалистах в области создания индивидуального образа с помощью средств искусства макияжа, одежды,

Практика: деловая игра «Сам себе стилист, визажист и модельер». Дидактическая игра «Подбери одежду».

Раздел 5. «Профессии на страже нашего здоровья»

Тема 5.1 «Врач»

Теория:  беседа о труде врача - познакомить с обязанностями и

трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Практика: Моделирование с/р игры «Поликлиника»

Чтение х/л К. Чуковского «Доктор Айболит. Просмотр мультфильма.

Тема 5.2 «Фельдшер»

Теория: беседа -  о работе службы скорой медицинской помощи «Скорая помощь спешит нам на помощь» Формировать понятие «экстренный случай» и номера телефонов, соответствующие данной службе.

          Практика: Д/и.: «Девочка заболела», Сюжетно – ролевая игра: «Скорая помощь».

Тема 5.3 «Медицинская сестра»

Теория: беседа о роли медицинской сестры в учреждениях детского сада, школы, больницы.

         Практика: Игровая ситуация «Кукла Маша простудилась?», экскурсия в процедурный кабинет, аппликация: оформление медицинских карточек;

Тема 5.5 «Фармацевт»

Теория: беседа о работе фармацевта - формировать представление детей в значимости профессии фармацевт и специфике работы; о специальном фармацевтическом оборудовании.

Практика: экскурсия в аптеку, на работу к родителю.

 Лепка из соленого теста «Разноцветные витаминки»

Раздел 6. «Профессии, которые нас спасают и охраняют»

Тема 6.1 «Пожарный»

Теория: беседа о труде пожарного -расширять и конкретизировать представления о профессии пожарного.

Практика: Чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки». Изучаем огнетушитель, пожарный гидрант, правила действий при возникновении пожара.

Экскурсия в пожарную часть.

Тема 6.2 «Спасатель»

Теория: беседа  об особенностях профессии «Спасателя».

Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности. Научить детей правилам вызова служб специального назначения.

Практика: Экскурсия на работу к родителям (МЧС). Настольно-печатные игры «Что нужно спасателю».

Тема 6.3 «Кинолог»

Теория: познакомить с профессией кинолога - дрессировка собак розыскной и защитно-караульной службы.

         Практика: Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Граница»:

карточки с отпечатками пальцев, следов людей, животных, удостоверения, усы, головные уборы.

Тема 6.4 «Участковый»

Теория: беседа о том, что участковый следит за порядком на своем участке

Практика: чтение х/л Н.Носова «Милиционер»,

Тема 6.5 «Следователь»

Теория: беседа  «От шалости до правонарушения один шаг» следователи расследуют преступления.

          Практика: Просмотр мультфильма «Приключение поросенка Фунтика», Встреча с интересными людьми: следователь ОМВД.

Тема 6.6 «Сотрудник Госавтоинспекции»

Теория: «Дисциплина на улице – залог безопасности» - беседа о работе сотрудника ГИБДД, о назначении его жестов.

Практика: выставка «Зеленый огонек». Эстафета зеленого огонька» с участием ЮИД (дети школы)

Итоговое мероприятие.

       Теория: проводится в виде викторины и вопросов  по каждому разделу. Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.

          Практика: диагностические задания в игровой форме. Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Оборудование.  Дидактический материал.

-Учебные столы, стулья;

-Доска (с возможностью магнитного крепления);

-Медиотека (презентации, мультфильмы, видеофильмы и др., по ранней профориентации дошкольников)

-Выставки, фотовыставки по результатам воспитательно – образовательной

деятельности.

-Циклы конспектов, сценариев, проектов, методических разработок по ранней профориентации дошкольников.

-Диагностический инструментарий по ранней профориентации дошкольников

-Дидактический материал по ознакомлению дошкольников с профессиями

-Напольный строительный материал;

-Настольный строительный материал;

-Схемы, иллюстрации отдельных построек

-Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей

-Раскраски с изображением людей и предметов разных профессий.

Технические средства обучения – компьютер, проектор, экран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога

1.Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136.

2. Гусева Т. Кем быть? // Поём, танцуем и рисуем. –2009. – №6. – С. 73-82.

3. Кондрашов В.  П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52.

4.Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005.

    5.Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96.

    6.Черепанова Н.В.ПРОГРАММА  по профориентации дошкольной ступени образования «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ПРОФЕССИЙ»    

       для детей

  1. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010.
  2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников М.: Просвещение1989.
  3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990. – 159с.
  4. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»...

Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные фантазии»

Цель программы – ознакомление детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краткосрочной образовательной практики «Маленький гений» научно-исследовательскому направлению для детей с 5 до 7 лет

Сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций, и каждая дошкольная образовательная организация занимается поиском возможностей выполнить одну из самых основных задач дошкольного ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"

Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....