Технологии по развитию инициативы
консультация (средняя группа)

Консультация для педагогов, рассматривающая инновационные технологии по развитию детской инициативы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_po_razvitiyu_initsiativy.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные  педагогические технологии,  как средство  развития детской инициативы дошкольников.

     В современных условиях, обусловленных новыми тенденциями в реформировании и модернизации образования, появлением инновационных педагогических технологий, в качестве приоритетной выдвигается задача подготовки подрастающего поколения, способного к проявлению познавательной активности и инициативности. Способность самостоятельно приобретать и обновлять знания позволяет ребенку адаптироваться в быстро меняющемся мире.  В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к направлениям деятельности педагога отнесена и необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности».

В Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается значимость развития инициативности уже в дошкольном детстве. Так, в целевых ориентирах дошкольного образования в качестве результатов указывается на то, что ребёнок должен проявлять «инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др., выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, проявлять  способность к воплощению разнообразных замыслов».

     Инициативность - это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком - либо действии.

Н А Короткова и П. Г. Нежнова, используя методику  "оценки развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив", рассматривают становление инициативы как ведущую задачу дошкольного возраста и выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.   Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

     Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений

 Педагогические технологии   в развитии детской инициативы. Проектная деятельность.

 Одной из технологий, развивающих детскую инициативность, называется проектная деятельность. Под проектной деятельностью понимается совместная, познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата спланированной деятельности.
Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить инициативу, самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно или при помощи взрослых, разными способами находить информацию об интересующем предмете и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Н. Е. Веракса в своих  исследованиях по развитию детской инициативы , отмечает, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Образовательная технология «Детский совет»

     «Детский совет» - это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.

     «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим  жизнь группы.

      Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.
Задачи
 «Детского совета»:                                                                                                                   

1.Создать эмоциональный настрой на весь день.                                                                                             2.Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.                                                                                                                           3.Развивать эмпатию.                                                                                                                                        4.Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.                                                        5.Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.                                                                                                                                            6.Выбрать тему нового проекта, подвести итоги проекта.                                                                     7.Разработать план действий.                                                                                                                               8.Учить детей делать осознанный ответственный выбор.                                                                         9.Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

      «Детский совет» проходит утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее.

Смысловые  части Детского Совета:

     1. Ритуал. позволяет объединить детей на совместную деятельность.

    2. Беседа на свободную тему.  На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями? Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые

    3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом можно по-разному. Это может быть история одного ребенка «Новогодние игрушки моей семьи» или, это может быть случай из жизни педагога «Я сегодня шла на работу, увидела, как дворник чистит снег».

   4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей. Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. Для этого можно использовать технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?»

   5. Совместное составление плана работы над проектом. Планирование осуществляется совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учитываются идеи и вопросы детей. План совместно составляется, отмечается, в каких центрах дети хотят работать. С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций)?», «А может сделать альбом или книгу?» То есть, педагог идет за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, и организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок продвигался в развитии.

      «Детский совет» проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, и подведения его итогов. Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.

Образовательная технология «Групповой сбор»

Групповой сбор  - часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают возникшие проблемы, планируют индивидуальную, и совместную деятельность.

К задачам группового сбора относятся:

1.Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.          2.Обмен информацией о прошедших или о предстоящих событиях, выявление детских интересов.                                                                                                                              3.Формирование мотивации к предстоящей деятельности.                                                      4.Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.                                                                                 5.Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

     Групповой сбор может проходить в любой форме, в кругу сидя на ковре, за столом, можно просто на стульчиках. Такой сбор проводят для того, чтобы дети могли иметь возможность пообщаться вместе, поиграть в игры, спеть любимые песни, и обсудить новости в группе, запланировать необходимые дела на день, распределить обязанности. Инициатива всего происходящего принадлежит детям, воспитатель наблюдает, организует и поддерживает идеи, выдвинутые детьми.

     Так же можно создать «Зону выбора» в группе, обозначить центры активности, место для обозначения собственного выбора детьми – карманы, в которые дети будут вкладывать свой выбор.

В группе также может присутствовать и «Модель трех вопросов»                                                           1. «Что мы знаем?»                                                                                                                           2.«Что мы хотим узнать?»                                                                                                                                    3.«Что нам нужно сделать, чтобы узнать?»

       Когда в группе проблемная ситуация при изучении нового материала, в этот момент и возникает модель трех вопросов.

1.Что мы знаем? Обговариваем, предложения фиксируем, и плавно переходим ко второму пункту.                                                                                                                                                     2.Что мы хотим узнать? Дети делятся своим мнением, предлагают, воспитатель тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают, и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не стать инициатором не подталкивать детей, и только за детьми остается полное право инициативы.                                                                       3.Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Планируем работу в центрах активности, дети сами решают с чего начнут. От воспитателя требуется подготовка и постоянное пополнение предметно-развивающей среды. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию проекта все результаты работы отражаются в заключительной презентации.

ТРИЗ  - технологии

Целью использования ТРИЗ - технологии в работе с дошкольниками является развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а также поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Главное отличие технологии ТРИЗ - дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослым. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную картину мира в сознании ребенка дошкольника. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения. Решение одного ребенка активизирует мысль  другого ребенка, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология дает возможность проявить каждому ребенку свою индивидуальность, формирует нестандартное мышление. В ТРИЗ - играх "Теремок", "Маша - Растеряша", "Робинзон Крузо", ведущий метод - мозговой штурм, воспитатель принимает все детские решения, но выделяется самые сильные детские решения, а в конце занятия педагог предлагает реализовать и воплотить свой вариант в лепке, рисунке, придумать сказку и рассказать родителям, т е активизировать какую - либо творческую продуктивную деятельность. Использование ТРИЗ технологии в работе по развитию творческой инициативы, ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Методом ТРИЗ - технологии является  мозговой штурм,  направлен на развитие самостоятельности и инициативности.

Многие дети стеснительны, боязливы, неинициативны, ждут решений от других. Мозговой штурм предполагает запрет на насмешку и критику любых идей. Это своего рода корзина для сбора любых предположений, пусть даже и фантастических, – генератор идей.

Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей. Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми.

Алгоритм технологии «Мозговой штурм»

- выслушать проблему;

-  подумать над её решением;

- разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов»          

- рассказать свою идею;          

- выслушать и обсудить идеи;    

 - выбрать наиболее ценную  идею


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в развитии инициативы и музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. На сегодняшний день для педагога, работающего в детском саду, актуальна проблема сохранения и укрепления ...

Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».

Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...

Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в развитии инициативы и любознательности старших дошкольников."

Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в развитии инициативы и любознательности старших дошкольников. Проект «Путешествие в мир диких животных наших лесов...

Использование элементов ТРИЗ технологии в развитии инициативы дошкольника

Материал об использовании элементов ТРИЗ технологии в развитии инициативы дошкольников....

«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...