Инновационный проект " Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи."
проект (старшая группа)

Х городской конкурс проектов "Инновации в образовании" посвященный 125- летию г.Новосибирска номинация "Обеспечение процесса реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats._proekt_triz.docx52.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»

Дзержинского района

630124, г. Новосибирск, ул. Есенина 27а

тел.: 267-67-11

e-mail: ds_373_nsk@nios.ru

X городской конкурс проектов «Инновации в образовании»,

посвященный 125-летию города Новосибирска

Номинация «Обеспечение процесса реализации ФГОС»

Инновационный проект

«Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе с детьми

дошкольного возраста с нарушениями речи»

Авторы проекта:

Потапова Марина Владимировна

учитель-логопед, высшая квалификационная категория

Чанова Елена Борисовна

педагог-психолог, высшая квалификационная категория

Дьячкова Ольга Борисовна

воспитатель, высшая квалификационная категория

Веденеева Евгения Витальевна

воспитатель, первая квалификационная категория

Новосибирск 2018


Краткая аннотация проекта

Использование технологии ТРИЗ как одного из методов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи способствует развитию речи с одной стороны; с другой – таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, развитию творческого воображения.

Реализация проекта осуществляется по трём направлениям: дети, родители, педагоги ДОУ.

Цель проекта – внедрение технологии ТРИЗ в систему коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи как фактора повышения качества дошкольного образования в условиях образовательной среды.

По завершению успешной реализации проекта прогнозируются следующие результаты:

  • применение технологии ТРИЗ позволит достичь наиболее высоких результатов в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;
  • увеличится количество педагогов, активно внедряющих технологию ТРИЗ, повысится их квалификация, профессионализм;
  • сформируется активная родительская позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Сроки реализации проекта: 2017 – 2020 год.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели средней группы комбинированной направленности, дети средней группы комбинированной направленности, педагог-психолог, родители (законные представители) воспитанников.

Для реализации проекта требуется 146000 (сто сорок шесть тысяч) рублей, часть из предполагаемой суммы будет финансироваться за счет дошкольного учреждения.


Описание учреждения

Детский сад № 373 «Скворушка» был открыт в 1967 году по адресу: улица Есенина, 27а. Ведомственная принадлежность – муниципальная собственность, отдел образования администрации Дзержинского района города Новосибирска.

С 2010 года учреждение изменило тип и стало автономным. Полное наименование в соответствии с Уставом: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка» (МАДОУ «Детский сад № 373»).

В настоящее время МАДОУ «Детский сад № 373» имеет 2 корпуса. Второй корпус был открыт в 2012 году по адресу: А.Лежена,21.

В МАДОУ «Детский сад № 373» функционирует 16 групп – 10 групп в первом корпусе, 6 групп во втором корпусе. Из 16 групп – 9 групп комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 1 группа комбинированной направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями, 5 групп общеразвивающей направленности, 1 группа общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет. Общее количество воспитанников – 464 ребенка.

Деятельность МАДОУ «Детский сад № 373» регламентируют локальные акты, принятые Учреждением.

В МАДОУ «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка» работает 104 сотрудника: из них 1 руководитель, 46 педагогов. Учреждение реализует основную общеразвивающую программу дошкольного образования, является пилотным по апробации и внедрению ФГОС ДО. Новая редакция Программы развития на 2017 -2020 годы утверждена Департаментом образования мэрии города Новосибирска.

Перспективы:

  1. Реализация проекта до 2020 года «Развитие ранней системы профориентации в условиях государственного заказа на повышение уровня инженерно-математического образования и раннее выявление одаренных детей».
  2. Реализация проекта до 2020 года «Развитие профессиональной компетенции педагогов. Введение профессионального стандарта педагога».
  3. Реализация проекта до 2020 года «Развитие системы оценки качества образования».

Постановка проблемы

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В России 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (по данным ЮНЕСКО), около 20 % этих детей – это дети с нарушениями речи.

Основываясь на Конвенции о правах ребенка, Законе «Об образовании в РФ», политика государства взяла курс на интеграцию детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения. Современная концепция образования и воспитания также в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности. Это в полной мере может быть отнесено к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Многолетнее изучение учащихся начальных классов показало, что нарушения речи в дошкольном возрасте нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом в школе. Поэтому дошкольникам с нарушениями речи необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов. Проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогическом аспекте глубоко и всесторонне изучены многими авторами (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Одним из способов решения этой проблемы можно считать применение в коррекционной работе ТРИЗ-технологии (теория развития изобретательских задач, автор Г.С. Альтшуллер). Главная цель ТРИЗ-технологии – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Л.С. Выготский, рассматривал отношение между мыслью и словом, как процесс движения от мысли к слову и обратно.

Цель и задачи проекта

Цель: внедрение технологии ТРИЗ в систему коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи как фактора повышения качества дошкольного образования в условиях образовательной среды ДОУ.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи детей дошкольного возраста с нарушением речи.
  2. Организовать РППС в группе для обеспечения введения технологии ТРИЗ.
  3. Обеспечить методическое сопровождение по изучению и внедрению технологии ТРИЗ.
  4. Модернизировать формы коррекционных занятий в соответствии с применением ТРИЗ-технологии.
  5. Развивать у дошкольников навыки логического мышления и творческого воображения с помощью специальных упражнений и методов работы, с использованием в образовательной деятельности элементов ТРИЗ.
  6. Развивать речевое творчество детей с нарушениями речи.
  7. Повысить профессиональную компетентность педагогов в области изучения и применения технологии ТРИЗ для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи.
  8. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
  9. Разработать систему мониторинга результатов реализации проекта.

Обоснование актуальности проекта

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Специфика коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, обусловлена, с одной стороны, недоразвитием всех компонентов речевой системы, с другой – характером нарушения высшей нервной деятельности. У детей с нарушением речи не сформированы многие неречевые психические функции: мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

ФГОС ДО направлен на изменение подхода к организации образовательной деятельности дошкольного учреждения. Но на практике возникает противоречие, восходящее в разряд проблем, когда детский сад, педагог, декларируя, что он реализует стандарт, на практике применяет все те же формы организации, содержание, методы и приемы, что и в прошлом, XX веке, ориентируется на усвоение детьми знаний, умений и навыков. Следует отметить, что некоторыми педагогами еще недостаточно осознаны и не приняты особенности построения образовательного процесса в соответствии с особенностями современного ребенка, предполагающие создание ситуаций для условия его развития и жизни в быстро изменяющимся мире. Современному ребенку важно усвоить способы познания мира.

Этого можно достичь, используя методы ТРИЗ – теории решения изобретательских задач (авт. Г. С. Альтшуллер). Технологии ТРИЗ нестандартные. Чтобы использовать их в работе, необходимо не только изучить некоторые приемы, формы, методы воздействия на ребенка, но и понять всю систему ТРИЗ, тогда она сама начинает «работать» на образовательный процесс.

Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Даёт в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ в применении к дошкольникам – это полный отказ от стереотипов. Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной работе детского сада способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – исправлению речевых недостатков, поисковой активности, стремления к новизне, развитию творческого воображения. Решением внедрить их в практику коррекционной работы явилось желание поставить в центр внимания веру в творческие силы ребенка с нарушениями речи, найти новый подход к развитию духовных и творческих возможностей дошкольника на коррекционных занятиях.

Использование методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями даёт преимущества:

  • в активизации познавательной деятельности детей;
  • в создании мотивационных установок на проявление творчества;
  • в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
  • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
  • формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
  • развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
  • дает возможность закрепить звуки в речи различными способами.

Готовность к реализации проекта

Психолого-педагогические условия реализации проекта

  1. Наполняемость групп определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.
  2. В совместной и самостоятельной деятельности педагоги используют разнообразные формы и методы работы с детьми, соответствующие их индивидуальным и возрастным особенностям, педагоги поддерживают доброжелательное отношение детей друг к другу в разных видах деятельности, поддерживают их инициативу и самостоятельность в специфичных видах деятельности.
  3. Во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка в ДОУ используются разные формы работы: как общесадовские (общие родительские собрания, работа родительского комитета), так и групповые. Родители знакомятся с основными документами, регламентирующие деятельность ДОУ, в том числе с образовательной Программой, с особенностями образовательной деятельности, вовлекаются в совместные мероприятия и др. Информирование родителей, общественности осуществляется через информационные стенды, сайт дошкольного учреждения, организационные мероприятия.
  4. В ДОУ функционирует 9 групп комбинированной направленности для детей с нарушением речи. Для детей с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи. С детьми занимаются специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель – логопед. В режиме дня предусмотрен логопедический час, индивидуальная работа педагогов детьми по рекомендациям специалистов. Оказывается консультативная помощь родителям.
  5. Для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей в ДОУ проводится педагогическая диагностика (2 раза в год): промежуточная (по возрастам) и итоговая на выходе детей из ДОУ. На основе данных диагностики вносятся коррективы в воспитательно-образовательный процесс, разрабатывается маршрут индивидуального развития ребенка и группы в целом.
  6. В целях эффективной реализации Программы в ДОУ созданы условия для профессионального развития педагогических работников

Развивающая предметно-пространственная среда

  1. При организации предметно-пространственной среды групп учитываются возрастные особенности детей, в том числе особенности развития детей с ОВЗ, национально-культурные условия, принципы построения ПРС (содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).

Материально-технические условия

  1. Детский сад размещен в типовом в 2-х этажном здании, имеются функциональные помещения: музыкальный и физкультурный залы, методический центр, кабинет психолога, кабинет учителя-логопеда, пищеблок, медицинский блок, прачечно-бытовой блок.
  2. Функциональные помещения ДОУ и группы оборудованы необходимой мебелью, современным технологическим оборудованием, пособиями, игровым материалом.
  3. В ДОУ имеются технические средства: магнитолы, компьютеров – 3, ноутбук – 2, принтеры – 3, мультимедийная установка – 1.
  4. Образовательный процесс укомплектован УМК и дидактическими пособиями на достаточном уровне.

Кадровые условия

В дошкольном образовательном учреждении МАДОУ д/сад № 373 (1 корпус на ул. Есенина,27а) работают 27 педагогов, из них 1 старший воспитатель, специалисты: 2 музыкальных руководителя, 1 педагог-психолог, 3 учителя-логопеда, 1 инструктор физической культуры. Педагоги имеют высшее образование – 16, среднее специальное – 7, проходят обучение – 4 (в педагогическом колледже и НГПУ).

Готовность педагогических кадров к внедрению инновационного проекта

Психологическое обследование «Готовность педагогов к инновациям» (Приложение 1):

  • Анкета 1. «Восприимчивость педагогов к новому».
  • Анкета 2. «Барьеры, препятствующие освоению инноваций».

Результаты анкетирования говорят о готовности большинства педагогов к введению инноваций, пониманию значимости инновационной деятельности в образовательной системе. Наиболее значимыми барьерами, препятствующими освоению инноваций, названы отсутствие «материальных стимулов» и «небольшой опыт работы». Причем 38% педагогов не имеют никаких барьеров для освоения инноваций. Постоянно следят за передовым педагогическим опытом, занимаются самообразованием, используют в работе определенные педагогические идеи и развивают их большинство педагогов (64%).

Готовность родителей к внедрению инновационного проекта

Анкеты для привлечения родителей к участию в проекте (Приложение 2).

В анкетировании участвовало 29 родителей.

Показатели активности и готовности родителей

Количество родителей, желающих принять участие в проекте

Проявление интереса к жизни ДОУ

25

Заинтересованность в коррекционной работе

29

Владение информацией о ТРИЗ-технологии

1

Желание участвовать в проектной деятельности

20

Анкетирование позволило определить сильные и слабые стороны для вхождения в проект: готовность родителей составила 69 %, интерес к коррекционной работе – 100 %, владение информацией о ТРИЗ-технологии – 3 %.

Прогноз возможных негативных последствий

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления

Возможные риски

Пути коррекции

Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада

Периодическое возвращение к уже пройденному материалу

Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия

Проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач проекта

Слабая мотивация участников проекта.

Включать инновационные разнообразные формы работы, рефлексию

На разработку и проведение проекта требуется много времени.

Рационально использовать время в соответствии с функционалом участников проекта. При необходимости делегировать полномочия.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

I этап – подготовительный.

Анализ состояния проблемы в психолого-педагогической теории и практике, выявление педагогической осведомленности родителей, а также готовности семьи к сотрудничеству с ДОУ. На данном этапе предполагается изучить практику внедрения ТРИЗ-технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.

Предполагается также показать родителям ценность ТРИЗ-технологии для коррекционной работы и воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Данную работу планируется проводить через организацию открытых занятий; через презентацию проекта, а также через тренинги для родительской общественности и педагогического состава.

Выявление группы воспитателей, проявивших интерес к данным методикам, позволит сформировать творческую группу, которая пройдет дистанционное обучение.

Актив родителей также организует творческую группу, которая в дальнейшем будет оказывать помощь в организации воспитательной деятельности и исследовательской работе.

В этот же период будет разработана система мониторинга уровня усвоения материала по двум направлениям:

1.        определение качества усвоения курсов ТРИЗ детьми;

2.        определение качества коррекционной работы с использованием методов и приемов ТРИЗ.

II этап – внедренческий.

На данном этапе будет создана методическая база, необходимая для реализации проекта.

Реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса. Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

III этап – аналитико-обобщающий (итоговый, заключительный) (март – май 2019 г.). Данный этап предполагает подведение итогов.

Сбор и обработка методических, практических материалов, проведение итогового мониторинга, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Изучение мнения родителей, демонстрация полученных умений и навыков по использованию приемов ТРИЗ, демонстрация полученных знаний через проектные работы.

Также будет осуществлен самоанализ собственной педагогической деятельности, рефлексия.

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственный

I этап – подготовительный

  1. Изучение нормативной документации

сентябрь 2017 г.

Все участники проекта

  1. Изучение методической и специальной литературы по проблеме нарушения речи

сентябрь 2017 г.

Все участники проекта

  1. Изучение методов технологии ТРИЗ как средства оптимизации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

сентябрь 2017 г.

Все участники проекта

  1. Полное диагностическое обследование детей с нарушением речи и определение количественных показателей развития речи детей

сентябрь 2017 г.

Учитель-логопед

Педагог-психолог

  1. Анализ условий реализации проекта

октябрь 2017 г.

Все участники проекта

  1. Определение критериев оценки и способов мониторинга реализации проекта

ноябрь 2017 г.

Все участники проекта

  1. Анкетирование родителей.

ноябрь 2017 г.

  1. Углубленный анализ на основе данных обследования

ноябрь 2017 г.

Все участники проекта

II этап – внедренческий

2.1. Отбор содержания и материала игровых упражнений ТРИЗ.

декабрь 2017 г.

Все участники проекта

2.2. Разработка плана применения комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в коррекционной работе на период реализации проекта:

  • Средняя группа
  • Старшая группа

  • Подготовительная группа

декабрь 2017

май-сентябрь 2018 г.

май-сентябрь 2019 г.

Все участники проекта

2.4. Организация работы по включению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в образовательный процесс

декабрь 2017 г. – февраль 2020 г.

Все участники проекта

2.5. Разработка методических рекомендаций по применению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи

весь период реализации проекта

Все участники проекта

2.6. Проектирование работы по проблеме повышения компетентности педагогов в коррекционной работе с использованием технологии ТРИЗ

февраль 2018 г.

Все участники проекта

2.7. Проектирование работы по повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития речи у детей с использованием технологии ТРИЗ

февраль 2018 г.

Все участники проекта

2.8. Знакомство родителей (законных представителей) с особенностями коррекционной работы с использованием технологии ТРИЗ:

  • выступления на родительских собраниях;
  • организация открытых просмотров НОД;
  • консультации, беседы.

В течении реализации проекта

Все участники проекта

III этап – аналитико-обобщающий

3.1. Мониторинг промежуточных результатов реализации хода проекта:

  • Средняя группа
  • Старшая группа
  • Подготовительная группа

май 2018 г.

май 2019 г.

апрель 2020 г.

Все участники проекта

3.2. Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами теоретическое осмысление полученных результатов

Март – май

2020 г.

Все участники проекта

Календарный план реализации проекта на 2017-2018 учебный год (Приложение 3)

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

По окончании реализации проекта мы планируем получить следующие результаты:

  1. повышение уровня развития речи и творческого воображения детей с нарушением речи до 60 %;
  2. повышение доли воспитанников, имеющих высокий уровень социально-личностного, интеллектуального, творческого развития до 50%;
  3. увеличение доли педагогов, владеющих и применяющих технологии ТРИЗ в образовательном процессе;
  4. повышение педагогической компетентности субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей), качество совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах развития творческого воображения;
  5. увеличение доли родителей, активно участвующих в мероприятиях по развитию творческих способностей дошкольников до 35%;
  6. пополнение ресурсного центра дидактическими и диагностическими материалами, методическими рекомендациями, обеспечивающими распространение положительных результатов проекта;
  7. информация о проекте будет представлена на заседаниях педагогического совета ДОУ, интернет-ресурсах.

Анализ возможных вопросов при прогнозировании результатов

Вопросы

Ответы

Какими способами,

формами, документами

будет подтверждено

1. Как выполнение проекта повлияет на

реальную ситуацию

воспитательного

процесса?

Возникнет возможность более эффективного использования дифференциации и индивидуализации воспитания, которое позволит за счёт изменений в структуре, содержании и организации ВП

наиболее полно учитывать интересы, способности дошкольников, создавать условия для достижения творческого уровня развития личности учащегося

Разработка содержания обучения с применением

ТРИЗ - педагогики педагогами ДОУ

Выбор индивидуальной темы поисково-исследовательской - экспериментальной работы педагогами.

2.Соответствие результатов задачам

проекта

Формирование рабочих групп по

разработке внедрения ТРИЗ в образовательный процесс.

Нормативное обоснование введения ТРИЗ в дошкольное учреждение.

Создание службы психолого-педагогического мониторинга и мотивации дошкольников к введению ТРИЗ

Список состава рабочих групп, план-график работы каждой группы,

протоколы заседаний групп.

Разработка и корректировка локальных актов.

Положение о мониторинге по каждому направлению.

3.Обновление содержания образования

Создание программ занятий для дошкольников по ТРИЗ

Компьютерное обеспечение эксперимента, подготовка дидактического и раздаточного материала, банка задач по различным учебным дисциплинам с использованием ТРИЗ

Содержание воспитания в группах дошкольного учреждения

Научно-методическое

обеспечение.

Экспертиза программ.

4. Развитие системы

повышения

квалификации кадров, педагогического

творчества

Организация повышения квалификации кадров в связи с внедрением ТРИЗ

Организация деятельности педагогов по обновлению содержания образования

План-график курсовой подготовки

Рекомендации по разработке программ

Практическая значимость результатов

Практическая значимость проекта:

  1. разработанная в ходе реализации модель коррекционной работы с использование методов и приёмов ТРИЗ-технологии детей дошкольного возраста с нарушением речи может применяться в практике педагогической деятельности других групп с учетом возраста, а также в других ДОУ с целью повышения качества образовательного процесса и внесения в него инновационного подхода;
  2. получение, расширение и углубление теоретических и практических знаний, умений педагогов, воспитанников и их родителей в области ТРИЗ-технологии;
  3. воспитание самостоятельности, инициативности, способности к саморазвитию детей, уверенности в своих силах;
  4. позитивные изменения показателей развития индивидуальных способностей детей с нарушением речи;
  5. изменение уровня педагогического профессионализма коллектива МДОУ;
  6. укрепление взаимодействия «ребенок-семья-детский сад»;
  7. возникновение новых связей дошкольного учреждения и социума.

Перечень методических разработок, которые появятся в результате реализации проекта:

1.        Методическое пособие «Всё о ТРИЗ-е для дошкольников» (подборка теоретического материала для применения ТРИЗ в работе с дошкольниками: значение методики, методы и приемы, описание игр и др.).

2.        Картотеки игр: на развитие системного и диалектичного мышления, развития творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ, экологического воспитания методами ТРИЗ, ТРИЗ в речевом развитии, включающие более 100 наименований.

3.        Сборник развивающих занятий для дошкольников.

4.        Семинары-тренинги: «Методы снятия психологической инерции у детей», «Простые приёмы фантазирования», «Проекты занятий для развития системного мышления», «Создание образных характеристик объектов» и др.

5.        Семинар – практикум «Технология развития связной речи дошкольников» с использованием технологии ТРИЗ.

6.        Доклады, выступления, презентации.

7.        Игровые методические пособия: «Кольца Луллия»; «Девятиэкранная модель с дидактическим материалом».

8.        Методическая и учебная литература (более20 наименований).

В перспективе – совершенствование, поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Публикации педагогов по результатам проектной деятельности.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Необходимым условием реализации проекта в образовательном процессе ДОУ является контроль, система наблюдений и проверки соответствия осуществляемого образовательного процесса с использованием ТРИЗ-технологии, целям воспитания и развития детей, повышение интереса, их активности и самостоятельности.

Оценка эффективности данного проекта будет осуществляться по следующим направлениям: родители, дети, педагоги.

В рамках контроля предусматривается сбор, систематизация, анализ, обобщение и хранение получаемой информации с применением регулирования и коррекции (внесение поправок, устранение недочетов).

Формы контроля: оперативный (устранение отдельных незначительных недостатков в работе с помощью рекомендаций, советов, показа в кратчайшие сроки); тематический (мониторинг реализации проекта с последующим анализом результатов и разработкой плана действий по устранению недостатков и коррекции образовательного процесса); итоговый (измерение факторов, условий и причин, влияющих на конечный результат реализации проекта).

Средства контроля: детей – диагностики, анализ продуктов деятельности, организация коллективных и индивидуальных занятий; педагогов – анкетирование, опрос, анализ педагогической деятельности, родителей – анкетирование.

Оценка достоверности результатов реализации проекта обеспечивается динамикой роста познавательной активности, самостоятельности.

Оценка качества практической деятельности будет оцениваться администрацией ДОУ при непосредственном наблюдении за реализацией проекта в группе.

Оценка активности, включенности родителей в данный проект будет оцениваться после анкетирования при непосредственных беседах с родителями, посещения родителями собраний, участие в совместных мероприятиях.

Оценка качества овладения умениями и навыками детей будет осуществляться по результатам обследования детей на начало и конец учебного года и участия детей в различных мероприятиях.

По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта.

По итогам реализации проекта предполагается обобщение и распространение опыта работы в форме: создания программ, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных, презентаций фото- и видеоматериалов, анализа анкет и отзывов.


Карта наблюдения за ходом реализации проект

Мероприятия

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Изучение нормативной документации

Изучение методической и специальной литературы по проблеме нарушения речи

Изучение методов технологии ТРИЗ

Полное диагностическое обследование детей

Анализ условий реализации проекта

Определение критериев оценки и способов мониторинга реализации проекта

Анкетирование родителей.

Углубленный анализ на основе данных обследования

Отбор содержания и материала игровых упражнений ТРИЗ.

Разработка плана применения комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий

Организация работы по включению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в образовательный процесс

Разработка методических рекомендаций по применению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий

Проектирование работы по проблеме повышения компетентности педагогов в коррекционной работе с использованием технологии ТРИЗ

Проектирование работы по повышению компетентности родителей (законных представителей)

Знакомство родителей (законных представителей) с особенностями коррекционной работы с использованием техно-логии ТРИЗ

Мониторинг промежуточных результатов реализации хода проекта

Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами теоретическое осмысление полученных результатов

3 – максимальная выраженность признака

2 – наличие отдельных черт признака

1 – удовлетворительная выраженность признака


Ресурсы (бюджет проекта)

Статья расходов

Необходимо всего

Сколько есть

Сколько потребуется

1. Методическая литература.

10000,00

5000,00

5000,00

2. Материалы для изготовления игр и пособий (канц. товары)

50000,00

50000,00

3. Приобретение дидактических материалов

80000,00

80000,00

4. МФУ -Цветной принтер

6000,00

6000,00

5. Расходные материалы к МФУ

10000,00

10000,00

итого

156000,00

11000,00

145000,00


Функционал участников проекта

п/п

Ф.И.О.

педагогов-участников проекта, должность

Обязанности по реализации проекта

Потапова Марина Владимировна,

учитель-логопед

Изучение нормативных документов.

Обеспечение методической литературой по технологии ТРИЗ.

Разработка системы организации образовательной деятельности с детьми. Формирование пакета методических материалов для педагогов.

Консультирование педагогов.

Организация семинаров сертифицированных специалистов ТРИЗ на базе МБДОУ

Отслеживание активности и результативности педагогов

Подготовка педагогов к конкурсам и конференциям

Составление перечня объектов РППС, способствующих реализации технологии ТРИЗ по возрастным группам

Организация смотров-конкурсов РППС

Мониторинг

Разработка системы взаимодействия с семьей

Поиск профессиональных конкурсов и конференций для демонстрации опыта Планирование проведения открытых мероприятий на базе МБДОУ

Размещение информации на сайте МБДОУ

Апробация технологии ТРИЗ

Формирование банка методических материалов

Мониторинг апробации технологии ТРИЗ

Внесение предложений по корректировке в деятельность по реализации проекта

Разработка локальных актов в рамках реализации проекта

Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий в рамках проекта

Подготовка и проведение педсоветов по технологии ТРИЗ

Мониторинг реализации проекта

Внесение корректировки в деятельность по реализации проекта

Чанова Елена Борисовна

педагог-психолог

Проведение мониторинга развития познавательных способностей и психических процессов детей

Подготовка педагогов к конкурсам и конференциям

Обработка результатов анкетирования

Консультирование педагогов

Разработка системы организации образовательной деятельности с детьми Анализ промежуточных результатов реализации проекта

Внесение предложений по корректировке в деятельность по реализации проекта

Анализ эффективности применения технологии ТРИЗ в образовательной деятельности

Дьячкова Ольга Борисовна

воспитатель

Создание объектов РППС, изготовление пособий и разработка методических продуктов

Осуществление взаимодействия с семьей по вопросам технологии ТРИЗ

Вовлечение семьи в образовательную деятельность

Проведение конкурсов, смотров

Проведение анкетирования родителей

Апробация технологии ТРИЗ

Демонстрация результатов образовательной деятельности родителям воспитанников

Организация конкурсов, смотров для семей воспитанников

Организация взаимодействия с семьей по вопросам технологии ТРИЗ

Разработка анкет для родителей

Веденеева Евгения Витальевна

воспитатель

Создание объектов РППС, изготовление пособий и разработка методических продуктов

Осуществление взаимодействия с семьей по вопросам технологии ТРИЗ

Вовлечение семьи в образовательную деятельность

Проведение конкурсов, смотров

Проведение анкетирования родителей

Апробация технологии ТРИЗ

Демонстрация результатов образовательной деятельности родителям воспитанников

Мониторинг организации РППС

Приобретение объектов РППС

Анализ существующей системы работы с родителями

Организация «обратной связи» с родителями

Анализ результатов анкетирования родителей


Перечень источников

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
  2. Ванюхина Г. А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Смоленск, 1993.
  3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб., 2003.
  4. Выготский Л. С. Мышления и речь / Собр. соч. – М., 1982.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.
  6. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
  7. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972.
  8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2006.
  9. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
  10. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
  11. Марфидина В. А., Харгт Г. В., Шевченко Г. И. Методы развития творческого мышления: учеб. метод, пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду. – Норильск, 1993.
  12. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: метод, пособие. — СПб., 1999
  13. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических  рассказов по серии картинок: Методическое пособие.- М.:АРКТИ, 2009.-28 с.:ил.
  14. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. 2004.-52 стр.
  15. http://www.trizminsk.org/e/prs/index.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать детям, а усвоение этих знаний должно ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛС В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Камешки Марблс, являются зам...

Мастер - класс "Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы"

Интеллект - карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого рзвиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Технология "интелл...

Проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения »

Наш проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения »  ориентирован  на решение одной главной проблемы: укреплени...

"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"

В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность н...