Конспект занятия «Капустник"
план-конспект занятия (старшая группа)

Семенова Ирина Викторовна

Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через приобщение к народной культуре. Воспитывать любовь к народным традициям через народное творчество и игры. Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике «Капустник», обычаях и приметах, связанных с ним, о пользе капусты для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_narodnyy_prazdnik_kapustnik.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка»

МАТРИЦА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

Тема: «Капустник»

Автор: Семенова И.В., воспитатель 1 квалификационной категории

Возрастная группа: средняя

Форма совместной деятельности: непосредственно образовательная деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная, изобразительная.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Средства:

наглядные: иллюстрации видов капусты, корыто, сечка

литературные: пословицы и поговорки о капусте, загадки о капусте, овощах и фруктах

музыкальные: хоровод «Капустка»

оборудование: кочан капусты, иллюстрации видов капусты, деревянное корыто, сечка, корзина с овощами и фруктами

Заготовки для рисования из ватмана «корзина», «платок», краски гуашь, кисти, овощи и фрукты, разрезанные пополам.

Предварительная работа: чтение стихов, загадок, примет, пословиц о капусте. Разучивание хоровода «Капустка». Разучивание пальчиковой гимнастики про капусту.

        

Цель

Задачи

 Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через приобщение к народной культуре.

1.Воспитывать любовь к народным традициям через народное творчество и игры.

2.Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике «Капустник», обычаях и приметах, связанных с ним, о пользе капусты для человека.

3. Дать детям представление о видах капусты, об этапах изготовления квашенной капусты.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление, сообразительность, кругозор, обогащать словарный запас прилагательными (белая, хрустящая, сладкая, сочная, полезная, вкусная, кислая, тугая, круглая и т.д.).

5. Познакомить со словами «груда», «деревянное корыто», «сечка» их значением.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организационно-целевой

Приветствие.

Воспитатель: ребята, вслушайтесь в волшебство слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

«Здравствуйте» - здоровья вам желаю.

«Благодарю» - благо даю.

«Извините!» - признаю свою вину и прошу простить.

«Спасибо!» - спаси бог.

Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. И те, кто умеет их говорить – не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они вызвали улыбку и подарили всем хорошее настроение.

Вовлекает в слушание

Произносят гостям и друг другу волшебные слова…

(здороваются)

2.Содержа-тельный

3. Итоговый (рефлексия)

Воспитатель: Многие занимаются традиционной русской культурой. Вот и наш д/сад много лет знакомит детей с традициями русского народа через фольклор.

Воспитатель: Добро пожаловать, гости званные и желанные. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников назывался в народе – Сергей Капустник. Он проходил осенью начинался со дня Воздвиженья, когда появлялись первые заморозки и начиналась заготовка капусты, но массовый руб и засол капусты приходился на октябрь месяц. Я сегодня вам хочу рассказать об одном старинном обычае русского народа - это «капустник», «капустница», «капустные посиделки, вечёрки». Капустники происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов капусты.

Ребята, а как вы понимаете слово «груда»? Капусты-то заготавливали много-много, чтобы на всю зиму хватило.

Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты.

 2.Вос-ль: Видов (сортов) капусты очень много, и все они объединяются под одним видом - «капуста огородная». Как вы думаете почему?

: Ой, какие молодцы! Ребята, а вы знаете, (сорта) виды капусты? (я вас познакомлю: Кочанная (белокочанная и краснокочанная), цветная, брокколи, пекинская капуста, китайская капуста, брюссельская капуста, савойская капуста, кольраби. (см. иллюстрации)

3.Вос-ль: Ребята, а какие блюда можно приготовить из капусты? Капуста стала основой русских национальных блюд: испокон веку картошка да квашеная капуста - первое блюдо у русского человека (квашеная, кислая капуста, пироги с капустой, голубцы... А щи подавали не только в простых избах, но и в царских палатах).

 В-ль: Капусту  люди уважают, 
         Её за обе щёки уплетают. 
         С ней делают салаты, супы и голубцы… 
         Едите вы капусту? Тогда вы молодцы! 

4.В-ль: Посмотрите, ребята, какую капусту я вырастила. Белую, сладкую! Весной посадила, все лето ухаживала. Урожай нынче хороший. Какой кочан тугой. Ребята, а как можно сохранить такой большой урожай капусты на всю зиму, чтобы она осталась и вкусной, и полезной. Правильно, люди придумали её солить – квасить.

Но вначале ее надо было порубить. Ребята, а хотите я вам расскажу и покажу как рубили, да квасили капусту в раньше?

-Ребята, раньше в деревнях капусты сажали очень много, и начинали её собирать после первых осенних заморозков. Недаром говорится, что «Капуста последняя из огорода уходит». Все жители деревни помогали друг другу, собирались целыми семьями ходили из одного двора в другой пока последнюю капусту не срубят.

В старые времена для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, оно выдалбливалось из толстого бревна липы или дуба (показ корыта) и специальная тяпка - сечка. В помещичьих (богатых) домах корыта были очень длинные, и при рубке капусты возле такого корыта помещалось от 10 до 14 женщин.

   -На столе у меня корыто и сечка (воспитатель показывает детям).

Вот я возьму сечку и разрежу капусту, как ножом, посеку ее на кусочки.

Для засолки капусты нам еще понадобится морковка и соль.

А хотите я вас научу капусту солить. - Ответы детей

Тогда приготовьте руки и повторяйте за мной

5. Проводится гимнастика для пальчиков "Заготавливаем капусту"

Руками имитируем соответствующие действия:

- Мы капусту рубим(2 раза) - прямыми, напряженными ладонями

имитируем движения топора: вверх-вниз.

- Мы капусту солим(2 раза) - пальцы собраны "щепотью", "солим

капусту".

- Мы капусту мнем(2 раза) - энергично сжимаем пальцы в кулаки то

одновременно на двух руках, то поочередно.

- Мы морковку трём(2 раза) - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичны движения вверх-вниз по ладони другой руки.

-Все перемешаем!( (2 раза )

- В банки закатаем! (2 раза)

- И в подвалы ставим! (2 раза)

- Хороша капустка ням-ням-ням!

Теперь она должна постоять просолиться, закваситься.

Давайте попробуем капусту. Какая капуста на вкус? -

6. Вос-ль: Вот так же дружно собирали урожай и в древней Руси. В старые времена существовал обычай по окончании полевых работ и сбора урожая устраивали посиделки.  Вот и я…

 Сяду рядышком на стульчик

 Вместе с вами посижу

 Загадаю Вам загадки,

 Кто смышлёный погляжу.

 Ребята, а загадки вы любите отгадывать

1.Сидит бабка на грядке

Вся в заплатках,

А иголками не сшита (капуста)

2.Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я... (капуста).

 3.Стоит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек,

Не шиты, не кроены,

Все в рубцах. (Капуста.)

Воспитатель:  Да, хорошо вы отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте отгадать другие загадки – не про капусту, а про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусной.

 4. Из норы за холку пышную тяну лисицу рыжую.

Но не хитрую плутовку, а хрустящую…(морковку)

5. Я красна, я кисла.

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

6. Само с кулачок

Красный бочок

Тронешь пальцем- гладко,

А откусишь- сладко. (Яблоко)

Воспитатель: Правильно! Это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой.

7. Вос-ль: Часто выручала капуста людей во времена голода, потому и сложил народ про неё поговорку «Хлеб да капуста лихого не допустят», как вы ее понимаете?

Кто про капустку пословицы знает, пусть говорит да не зевает.

Пословицы

Дети.         Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.

-Ни один рот без капусты не живёт!

-Без капусты щи не густы.

Щи капустою богаты, а солью вкусны.

Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая – в листьях сгниёт.

Капуста любит воду, да хорошую погоду.

 «Капуста не пуста, сама лезет в уста»

- Ай да молодцы! Как солёные огурцы!

8. Вос-ль. Я открою вам секрет. Капуста - богатый витаминами овощ. Её надо есть и старым, и малым, а также тем, у кого слабое здоровье. Капустный лист и пища и лекарь. Почему? Капусту в древности считали лекарственным средством и использовали от бессонницы, при отравлениях, головной боли, заболеваниях желудка.)

9. Вос-ль: Недаром говорится - дело мастера боится. Заводите-ка, девицы, хоровод про капусту нашу белокочанную, чтобы и на следующий год она так же хорошо уродилась!  Недаром на Руси капусту, называли: «Первой барыней на деревне».

В хоровод скорей вставайте

И капусту завивайте

Хоровод «Капустка».

«Вейся, вейся, капустка»

Вейся, вейся, капустка моя,

Вейся, вейся, белая моя!

Как мне, капустке, не виться,

Белою Вилою не навиться?

Развивайся ты, капустынька,

Развивайся ты, Вилой кочешок.

Вос-ль: Урожай у нас хороший

Будет сыта вся семья!

Отгадать сумей на ощупь

Что в корзинке у меня?

10. Игра "Угадай, что в корзинке?" (корзина накрыта платком, дети на ощупь отгадывают овощи и фрукты связывают с капустой - называют блюдо).

Осень в этом году знатная – урожаем богатая.

Поспели овощи-фрукты –полезные продукты.

Теперь нужно и о зиме подумать – запасы делать.

 Варенье сварить.

 Огурцы посолить.

 Капустку нарубить.

Собирем наш урожай в корзину.

11.Рисуем натюрморт,  нетрадиционной техникой «отпечаток», «Корзина с урожаем»

И вы гости дорогие

Время  даром не теряйте

И к работе приступайте.

 Вам задание такое украсить к зиме платок с помощью пекинской капусты.

12.Вос-ль: Вот такой добрый семейный праздник «Капустник» был на Руси. И капусту засолили, и пели, и плясали, весело играли, урожай собирали.

Осень, осень на порог,

Осень принесла пирог

За ваше терпение, да за наше веселье.

Удачи вам, здоровья, счастья.

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание

Переход к стенду с видами капусты

Переход к столу с капустой, корытом, тяпкой

Одеваю фартук, бусы…

Показ иллюстраций

Инициирует общее обсуждение

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

Комментирует высказывания

Поощряет детей к высказыванию

Наблюдает за детьми во время выполнения задания

ответы детей, много

Потому что она растёт на огороде.

Ответы детей (щи, салаты, борщ, пироги, тушеная, голубцы… )

Ответы детей

Руками имитируем соответствующие действия

Ответы детей (хрустящая, сладкая, сочная, вкусная, кислая, т.д.).

 

Дети садятся на ковер

отгадывают загадки

Ответы детей

Называют пословицы

(снижает жар и помогает снять головную боль. Чтобы сбавить температуру, можно приложить его к голове

Водят хоровод

Дети выполняют работу

Гости выполняют задание

Угощение пирожками из капусты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное занятие «Капустник». Для детей старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи:·     Воспитывать любовь к  народным традициям через  народное творчество и игры.·     Формировать у детей представление о календа...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Октябрь- капустник" для детей старшей группы

Второе занятие проекта по изучению народного календаря. Почему сентябрь в старину называли Капустник? Какая народная кукла символизирует этот месяц в народном календаре?...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...