Методическая разработка интегрированного занятия по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Царство Русской Березки»
методическая разработка (старшая группа)

Шевченко Елена Петровна

Развитие ребенка уже с дошкольного возраста невозможно без этнокультурного воспитания. Прививая любовь к своей Родине, родному краю, городу, семье мы закладываем ментальные основания всестороннего развития личности ребенка. Этнокультурное воспитание направлено на духовно-нравственное развитие детей, способствует пробуждению стремления к совершенству через познание ценностей родной культуры.

Данная разработка основана именно на духовных ценностях русской традиционной культуры, которая лежит в основе художественно-творческой деятельности дошкольников. В ходе этно - художественной деятельности происходит развитие творческих способностей, коррекция психоэмоционального и личностного развития детей.

Актуальность данной работы в настоящее время заключается также в том, что в условиях западнизации наблюдается снижение интереса детей к русскому народному творчеству, к русской культуре, обычаям и традициям. Для повышения данного интереса было разработано интегрированное занятие для детей старшего возраста.

Целью данного занятия является продолжение формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через художественную творческую деятельность.

Уникальность данной разработки состоит в том, что для достижения поставленной цели, мной используется метод пластилинографии (нетрадиционное рисование), который представляет собой один из самых интересных и инновационных видов деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Пластилинография не только способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, освоению разных видов лепки, но и расширяет представления детей об этнохудожественной творческой деятельности, способствует развитию творческого потенциала личности, тем самым показывает развивающие функции декоративно-прикладного творчества.

 В результате данного мероприятия у детей расширяются представления об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве; углубляются знания о традициях русского народа; совершенствуется речевая активность; учатся пользоваться разными способами лепки на силуэте; шаблоном. Занятие будет способствовать любви к родной природе и родному краю, воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию мелкой моторики пальцев рук, расширению словарного запаса.

Данное занятие дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у дошкольников изобразительных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности позволяет знакомить с разными материалами, народными традициями, народной символикой.

Главным показателем эффективности данного занятия будет желание ребёнка посещать, участвовать в народной художественной творческой деятельности, познавать народные традиции и культуру.шего дошкольного возраста на тему: «Царство Русской березы»».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

интегрированного занятия по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста

«Царство Русской Березки»

                                                                          Воспитатель: Шевченко Е.П.

                                                 Пояснительная записка

Развитие ребенка уже с дошкольного возраста невозможно без этнокультурного воспитания. Прививая любовь к своей Родине, родному краю, городу, семье мы закладываем ментальные основания всестороннего развития личности ребенка. Этнокультурное воспитание направлено на духовно-нравственное развитие детей, способствует пробуждению стремления к совершенству через познание ценностей родной культуры.

Данная разработка основана именно на духовных ценностях русской традиционной культуры, которая лежит в основе художественно-творческой деятельности дошкольников. В ходе этнохудожественной деятельности происходит развитие творческих способностей, коррекция психоэмоционального и личностного развития детей.

Актуальность данной работы в настоящее время заключается также в том, что в условиях западнизации наблюдается снижение интереса детей к русскому народному творчеству, к русской культуре, обычаям и традициям. Для повышения данного интереса был разработан интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Царство Русской березы»». Целью данного занятия является продолжение формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через художественную творческую деятельность.

Уникальность данной разработки состоит в том, что для достижения поставленной цели, мной используется метод пластилинографии (нетрадиционное рисование), который представляет собой один из самых интересных и инновационных видов деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Пластилинография не только способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, освоению разных видов лепки, но и расширяет представления детей об этнохудожественной творческой деятельности, способствует развитию творческого потенциала личности, тем самым показывает развивающие функции декоративно-прикладного творчества.

 В результате данного мероприятия у детей расширяются представления об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве; углубляются знания о традициях русского народа; совершенствуется речевая активность; учатся пользоваться разными способами лепки на силуэте; шаблоном. Занятие будет способствовать любви к родной природе и родному краю, воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию мелкой моторики пальцев рук, расширению словарного запаса.

Данное занятие дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у дошкольников изобразительных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности позволяет знакомить с разными материалами, народными традициями, народной символикой.

Главным показателем эффективности данного занятия будет желание ребёнка посещать, участвовать в народной художественной творческой деятельности, познавать народные традиции и культуру.

Цель: продолжение формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- углубление знаний о традициях русского народа, знакомство с деревом – символом России;

 - способствовать эмоциональной и пластической идентификации ребенка с образом березы;

 - совершенствовать его речевую активность;

- расширение представлений дошкольников об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве;

 - создание  условий для коррекции эмоционально-чувствительной сферы детей, вызвать сопереживание и сострадание к любимому живому существу;

- освоение различных способов лепки на силуэте;

- формирование умения пользоваться шаблоном;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к природе родного края;

- расширение словарного запаса детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа: наблюдение за березой, знание стихов разных авторов о березе, приметы, пословицы, загадки, поговорки о березе, пение песен о березе, русские хороводы «Во поле березка стояла», «Мы вокруг березки встанем в хоровод» и т.д.

Активизация словаря: березняк, береста, чага, березовая лучина, березовица.

  Оборудование: проектор, экран, презентация «Березовая роща»; запись леса, инструментальная, музыка.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением березок, предметы из березы;  веточки берёзы, береста; берёзовый веник, лучина.

Раздаточный материал: альбомный лист на каждого ребенка, с изображением шаблона березы, пластилин, стеки, доски, салфетки, розетки с водой.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Индивидуальная работа: упражнять воспитанников в выкладывании пластилина на готовый рисунок по шаблону и размазыванию его по всей поверхности.

Методические приемы: загадки, чтение стихов, беседа, продуктивная деятельность – пластилинография.

        

                                    Ход занятия:

Зал оформлен в виде «царства»: деревья-березки, на деревьях скворечники, птицы, пенечки , грибочки и др.

Дети входят в зал (звучит тихая спокойная музыка, воспитатель встречает детей в музыкальном зале). 

Воспитатель:

 Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать! Предлагаю вам поздороваться друг с другом и улыбнуться!

Здравствуй, солнце ясное!

Здравствуй, утро прекрасное!

Здравствуй мир вокруг!

Здравствуй, добрый друг!

Мы крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

От улыбки нашей солнышко проснется,

Солнышко проснется, детям улыбнется!

 А теперь, ребята, когда у вас прекрасное настроение, я приглашаю вас…а куда, вы узнаете, отгадав загадку.

Как прекрасно, после дождика,
Пройти по лесу,
Собирать грибы!
В тени их отдохнуть,
И потом продолжить путь.
Кругом шумят,
В белых нарядах,
Девицы - красавицы!
Как такой лес называется? (Берёзовая роща).

                Воспитатель:   Правильно, ребята,  это  березовая роща.

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер.

Звучит аудиозапись леса: шум ветра, пение птиц.

       Воспитатель: Ребята, предлагаю совершить прогулку в березовую рощу.  Когда в первый раз попадаешь в березовый лес, такое ощущение, что в каком-то чистом, светлом зале оказался, залитом светом.  Хорошо гулять   по березовой роще в любое время года. Какая красота! Воздух в ней прозрачен и чист. Многие художники посвятили свои картины Русской березе.

Показ слайдов. Картины: Левитана И. «Березовая роща», Шишкина И. «Березовая роща», Куинджи А. «Березовый лес», «Березняк» Шишкина И.  и др.

Любуясь открывшейся красотой березовой рощи, ребята вместе  с воспитателем спокойно, с нежностью в голосе, произносят слова приветствия:

Здравствуй, Русская березка!

В гости мы к тебе пришли.

Подай знак, что ты нас слышишь

Ведь ты не хочешь, чтоб мы ушли?

Звучит музыка. Дети прислушиваются: шорох веток деревьев, поскрипывание стволов, пересвист птиц и т. д.

           Воспитатель (с таинственным видом говорит): Тайны свои Русская березка открывает не каждому человеку, только доброму, чуткому, умеющему восхищаться и удивляться. Я всегда знала, что вы именно такие, и поэтому все вы услышали «голос» Русской Березки. Посмотрите же, какие чудеса она вам показывает (воспитатель обращает внимание детей на экран).

          Воспитатель рассказывают о видимых чудесах Русской березки.

Здесь повсюду чудеса

Голубые небеса,

Листья весело кружатся,

Тихо под ноги ложатся.

Здесь нас три сестры встречают,

Лаской всех нас обнимают.

Мудрость, радость, доброта –

Вот природы красота.

- Ребята, назовите несколько «чудес» березовой рощи.

Ответы детей (белая кора, подберезовик, гриб чага, березовый сок и др.)

           Воспитатель: Ребята, когда смотришь на березовую рощу, на тихие и молчаливые березки, то ощущаешь красоту своей Родины. Сколько удивительных слов сказано о кудрявых белоствольных красавицах в песнях, хороводах, стихах. Берёзка одинаково хороша   во все времена   года. Поэты отразили это в своих стихах: в зелёной накидке весны, в   лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом   уборе зимы. Давайте и мы полюбуемся русской красавицей… (Просмотр слайдов   сопровождается чтением детьми стихов и рассказом воспитателя).  

 - Русская береза не любит шума, поэтому давайте спокойным голосом, словно, боясь кого-то разбудить, прочтем любимые строки из стихов С. Есенина, А. Прокофьева,  И. Бунина.

           После чтения детьми стихотворных строк, воспитатель с задумчивым видом сообщает детям о том, что Русские березки ей кажутся почему-то похожими на людей.

Воспитатель: С давних лет прочно вошла в нашу жизнь Березка. Мила березка русскому человеку. Любит русский народ белую красавицу. Есть русская пословица: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается».    Если спросить русского человека, какое дерево он считает самым красивым, наверняка он ответит, что это береза. А любит народ   березку   за   красоту и нежность.  Оказывается,   еще в старину русский народ любил и почитал это дерево.  Березку рядили в девичий наряд: надевали сарафан, на голову – платок, и называли такое дерево «Девичья краса». Весной девушки шли в лес, завивали   березу  венками,   водили вокруг березы хоровод, как бы принимая ее в сестры.     Ни в одной стране мира нет столько берез, как в России.

Довольно часто мы слышим словосочетание «Русская береза». Как вы, вы думаете, почему так говорят?

Ответы детей (растет в России, береза – символ России и т.д.)

 Воспитатель: Правильно. Березка стала символом нашей Родины, зеленым символом России. Как клен для канадцев, липа для чехов, королевская пальма для кубинцев. Не случайно «березовая» тема нашла отражение и в живописи, и в музыке. 

 - Ребята, понравилась вам прогулка в березовой роще? (ответы детей)  Я вижу, вы вернулись отдохнувшие. И сейчас предлагаю вам отправимся в царство «Русской Березки», к царице берез. Как вы думаете, что возьмем с собой? (ответы детей). А возьмем мы с собой хорошее настроение, стихи, загадки, хороводы, которые мы с вами выучили. Закрывайте дружно глазки, через миг мы будем в царстве (звучит мелодия русской народной песни «Во поле березка стояла»).

          Дети открывают глаза.

          Воспитатель: А вот оно, царство Березки!  (дети вместе с воспитателем рассматривают царство). Ребята, а где же царица - Березка? …А вот и она! Но Березка стоит грустная и в глубоких ранках… Ребята, Березке, кажется, нужна наша помощь. Давайте поможем ей и разбудим ее своей любовью, вниманием, заботой. Ребята, а как мы сможем ей помочь? (ответы детей)

 (дети перевязывают ранки на стволе березки – лечат ее)

          Воспитатель: Ребята, помогая березке, наше сердце научится быть чутким, отзывчивым, потому что «главного глазами не увидишь, зорко одно   лишь сердце».

           Входит Березка

          На голове у нее венок из березовых листьев, длинная накидка в черных пятнах, имитирующая расцветку ствола дерева.

           Березка:

Стройная береза

Распустила косы!

До земли нагнулась

И земли коснулась (кланяется детям)

        Березка: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, друзья!  Спасибо, что помогли мне и разбудили своей заботой, вниманием и любовью! Я рада видеть вас! С чем ко мне пожаловали?

       Дети:

Здравствуй, милая Березка!

       Воспитатель: 

Пришли мы к тебе в царство, чтобы жизненных сил от матушки-природы набраться.

       Березка: 

Что ж, это похвально! Силы жизненной вдохнуть, не каждому дано. Ребята, для этого вам надо будет справиться с заданиями. Справитесь? (ответы детей)

       Воспитатель:

 Конечно же, Березка, наши ребята справятся.

        (Березка приглашает детей на полянку «Что ты знаешь о березе?»)

       Березка: Ребята, берёза – не только красивое дерево. Ещё в древности   люди отметили многие полезные свойства  этого дерева. Она поила, лечила, мысли сберегала на бересте, утешала, радовала взор, давала свет в крестьянских избах – всего не перечтешь. А какие полезные свойства берёзы,  вы  можете назвать?

Ответы детей (при затруднении с ответами, воспитатель помогает):

   - Березовый сок и почки применяют для лечения людей.

           - Распаренные берёзовые веники используют в бане, они изгоняют болезни и дают бодрость и силу.

-  Берёзовыми листьями на пасху люди в старину красили яйца.

-  Берёзовыми дровами топили печь в старину, дрова горят долго, дают много тепла, света.

- Из берёзовой коры, или  бересты, делали  игрушки и посуду.

(обращаю  внимание  детей на демонстрационные предметы)

         Березка: Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились успешно!

         Воспитатель: 

 - Ребята, а я хочу познакомить вас со старинной русской пословицей-загадкой:

Стоит дерево, цветом зелено.

В этом дереве четыре пользы.

Первая польза – больным здоровье (дает здоровье)

Вторая – от тьмы свет (березовая лучина: ее свет освещал крестьянские жилища)

Третья – дряхлых исцелит (больных лечит)

А четвертая – людям колодец (сок – березовица)

(Воспитатель просит детей ответить, как они понимают эту пословицу)

          Березка (обращается к ребятам)

Я знаю, вы любите игры,

 Песни, загадки и пляски.

 Но нет ничего интересней

 Русской старинной сказки.

       - Ребята, вы наверно догадались, что на следующей полянке нас ждут… «Сказочные загадки» (разгадкой должна быть название сказки). Итак, начали!

Укатился он из дома

По дороге незнакомой.

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, простодушный

И, румяный…(«Колобок»)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула, и три кружки,

Три кроватки, три подушки («Три медведя»)

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила («Царевна-лягушка»)

Лягушка дом себе нашла

Мышка добрая была,

В доме, там, в конце концов,

Тесно стало от жильцов («Теремок»)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь –

Названье этой сказки («Маша и медведь»).

            Березка: Молодцы, ребята, все сказочные загадки отгадали.        

            Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем, и Березка вместе с нами отдохнет.                

             Физкультминутка.

Вот стоят березы (руки вверх)

Распустили косы (руки в стороны)

Ветер ветками играет (плавные покачивания поднятыми вверх руками)

Стволы березок нагибает (наклоны вперед – вниз)

Наигравшись вволю, улетает в поле (плавные покачивания рук перед грудью).

          Березка: Молодцы, ребята, все сказочные загадки отгадали. А теперь я приглашаю вас, ребята, на поляну «Народные приметы о березе».

 Дети рассказывают  приметы о березе.

 - Из березы течет много сока – к дождливому лету;

 - Когда береза станет распускаться, сей овес;

 - Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб;

 - Летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней;

  - Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

             Березка: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы успешно справились!

             Воспитатель: Березка, ребята, приготовили специально для тебя стихотворение «Березка», послушай, пожалуйста.        

1.На заре зеленую березку

На краю весеннего села

Порезал ножом своим подросток,

Мимо, ходом, в шутку, не со зла!

2.Может быть, с сегодняшнего утра

Ей не встать бы, сбитой наповал,

Только кто-то ласковый и мудрый,

Рану у нее забинтовал.

3.И ушел, оставшись безымянным,

Добродушный этот человек,

И огонь ликующий, зеленый

Он зажег в ветвях ее навек.

4.Тот огонь, неистовый и яркий,

С той поры в ветвях не гас.

Очень уж хотелось знать спасенной,

Кто ее от верной смерти спас!

          Березка: Спасибо, ребята, за прекрасное стихотворение. Мне очень понравилось оно!

           Воспитатель: 

 - Березка, ребята знают еще пословицы и поговорки о березе и хотят порадовать тебя своими знаниями.

Дети рассказывают поговорки и пословицы и объясняют смысл их.

Для врага и береза – угроза.

Ложка дегтя в ложке мед.

Береза не угроза – где стоит, там и шумит.

Березового сока на грош, а лесу на рубль изведешь.

Березой обогреешься, а не оденешься.

Где дубняк, там и березняк – скрипучая береза дольше стоит.

           Березка: 

Молодцы, ребята!  Вы меня порадовали.  И с заданиями вы справились. А сейчас мы встанем вместе  в хоровод и дадим матушке-природе войти в нас, дать свою силу.

            Воспитатель:

Эй, ребята, встаньте в круг,

Дай же руку другу друг.

Березонька нас зовет

В наш веселый хоровод!

       Хоровод: «Мы вокруг березки встанем в хоровод».

       Березка: Спасибо, ребята. Я рада, что вы побывали у меня в гостях и согрели меня теплом ваших сердец! Я хочу отблагодарить вас своим березовым соком и пожелать вам здоровья! (дети благодарят Березку)

Воспитатель: Сегодня мы много узнали о нашей русской красавице, которую поэты воспевают в стихах, художники в картинах, песенники в песнях, танцах. А давайте сейчас нарисуем нашу березку. Но рисовать мы будем необычным способом – пластилином. Сейчас нужно выбрать, кто какую березку будет рисовать. Я вам предлагаю нарисовать березку в разные времена года (летом, осенью, зимой и весной) (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, дети, я одобряю ваш выбор. Давайте вспомним,    

как пользоваться шаблоном и способ рисования пластилином (технические навыки) (ответы детей). А теперь приступаем к работе.

В ходе занятия воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

(Звучит спокойная инструментальная музыка, дети рисуют березку).

По окончанию детские работы выставляются на доске. Предлагается детям рассмотреть работы и выбрать самую понравившуюся.

          Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые березки у вас получились. И каждая со своим настроением. Очень красиво! Получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться сил и добра, полюбоваться чудом природы.      

           Релаксация:

  - С каким деревом вы познакомились?

 - Какими же словами мы можем назвать березку?

 - Что нового узнали о березе?

 - В какой нетрадиционной технике вы рисовали березы?

 - Что вам понравилось?

 (звучит песня «Во поле березонька стояла»).

 - Ребята, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас сохранил в душе особое трепетное отношение к этому дереву – Русской березке – символу нашей Родины!

Список используемой литературы:

  1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  3. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: ЦГЛ, 2005.
  4. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста: «Праздник русской березки» с использованием элементов музыкального народного творчества

Цель. Воспитание социально-активной личности в духе возрождения духовно-культурных традиций России, через знакомство детей с русским народными традициями, связанными с  березой, как символом Росс...

Интегрированное занятие по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Царство Русской Березки»

Интегрированное занятие по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Царство Русской Березки»...

Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...

Интегрированное занятие по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Царство Русской Березки»

Развитие ребенка уже с дошкольного возраста невозможно без этнокультурного воспитания. Прививая любовь к своей Родине, родному краю, городу, семье мы закладываем ментальные основания всестороннего раз...

Конспект интегрированного занятия по музыкальному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Люблю берёзку русскую..."

Данный конспект содержит беседы, просмотр картины , исполнение песни, коллективную работу с использованием художественной деятельности на тему "Русская берёза" в целях ознакомления детей с о...