Статья на тему "Инновационные технологии и их роль в патриотическом воспитании дошкольников"
статья

Кривчикова Людмила Алексеевна

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. [1].

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Для дошкольного периода характерны: гибкость, обучаемость, глубина впечатлений, податливость педагогическим влияниям. Детские образы восприятия очень сильны, поэтому период дошкольного возраста очень благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка. На данном этапе начинают формироваться черты характера ребенка, которые незримо связывают с национальной культурой, со своим народом, со всей Родиной. Знакомство с природой родного края, трудом, бытом, нравами и обычаями народа для дошкольника становится основной базой для воспитания более сложных патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_krivchikova_polkina.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Л.А. Кривчикова, Т.Н. Полькина

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области»,

Балашов

E-mail: kriv.mila@yandex.ru 

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND THEIR ROLE IN PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOLERS

L.A. Krivchikova, T.N. Polkina

Municipal autonomous preschool educational institution "Kindergarten of combined type "Jubilee" of the city of Balashov, Saratov region",

Balashov

Аннотация: В данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения.

Abstract: This article discusses the types of modern technologies, their description, methods of implementation in the practice of preschool educational institutions, the planned result of the use of these technologies is determined.

Ключевые слова: инновационные технологии, патриотическое воспитание, музейная педагогика, буккроссинг, патриотизм, дошкольники.

Keywords: innovative technologies, patriotic education, museum pedagogy, bookcrossing, patriotism, preschoolers.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. [1].

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Для дошкольного периода характерны: гибкость, обучаемость, глубина впечатлений, податливость педагогическим влияниям. Детские образы восприятия очень сильны, поэтому период дошкольного возраста очень благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка. На данном этапе начинают формироваться черты характера ребенка, которые незримо связывают с национальной культурой, со своим народом, со всей Родиной. Знакомство с природой родного края, трудом, бытом, нравами и обычаями народа для дошкольника становится основной базой для воспитания более сложных патриотических чувств.

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе мы используем новейшие технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. [2].

Говоря об инновационных технологиях в патриотическом воспитании, прежде всего, хотим рассказать о тех, которые используем в своей работе чаще всего: это квест - игра, электронные средства обучения, проектные технологии, музейная педагогика, социальные акции, технология «Буккроссинг».

Квест - технология – это командная игра. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест - игра – это интересное средство, направленное на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Была проведена квест-игра на тему «Моя Родина – Россия». Игра была направлена на воспитание уважения и почтительного отношения к государственным символам Российской Федерации, пробуждение у детей интереса к истории своей страны, углубление знаний о культуре России. Дети собирали ромашку (она является символом нашей Родины), отвечали на вопросы, собирали государственные символы страны (герб, флаг), играли в народные игры. Благодаря новой форме работы, у детей расширилось представление о стране, о символики: флаге, гербе, гимне России.  [1].

Электронные средства обучения. С 1 января 2021 года вступили в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Особое внимание уделяется использованию электронных средств обучения (ЭСО), в том числе интерактивных досок, сенсорных экранов, информационных панелей, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Важно отметить, что занятия с использованием электронных средств обучения не проводятся в возрастных группах до 5 лет.

Технология метод проектов обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. [3].

С детьми участвовали в увлекательном проекте «Шедевры живописи детям», реализуемом при поддержке Фонда грантов президента Российской Федерации, где дети с удовольствием приняли участие в путешествиях в мир картин знаменитых художников.

Реализовывали проект «Красота в моем мире». Целью данного проекта является развитие художественно-творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе эмоционального восприятия репродукций шедевров мировой живописи.  

В рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям» с детьми была проведена экскурсия по выставке репродукций картин «Течет река Волга». Дети получили знания о русских художниках, рисовавших Волжские просторы (Исаак Левитан «Свежий ветер», Арнольд Лаховский «На Волге», Михаил Иванович Доливо-Добровольский «На Волге. Саратов», Иван Айвозовский, творчество которого было посвящено изображению морской стихии). Посмотрев документальный фильм о Саратовской области, ее природе и истории «Жемчужина Волги», дети узнали какие города Саратовской области находятся на берегу реки Волги. Оформили выставку детских работ «Как у Волги у реки».

 В ходе реализации проектов у детей развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на красоту окружающего мира, произведения изобразительного искусства. Дети приобщаются к изобразительному искусству через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства. Формируются элементарные представления о видах и жанрах изобразительного искусства, средствах выразительности.

Совместно с детьми принимали участие в проекте «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». Проект позволяет сохранить преемственную линию, ориентированную на выстраивание:

- новых форм сотрудничества семьи и детского сада;

- системы воспитательной работы по приобщению дошкольников к культурному наследию Саратовской области, России, знакомству с некоторыми событиями истории, культуры, традициями, представленными в доступной форме, затрагивающие чувства и вызывающие интерес.

Культурный дневник дошкольника создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в современном федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Детям предлагаются различные познавательные, занимательные и творческие задания: рассмотри картинки, ответь на вопросы, раскрась, склей, вылепи, сделай и т. д. Ребенок может выполнять эти задания вместе с семьёй или самостоятельно (в этом ему могут помочь условные знаки).

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

На базе дошкольного образовательного учреждения создан мини-музей «Русская изба». В ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, прялка, люлька, сундук и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ему ощутить себя частью русского народа. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

В группе был создан мини-музей «Город мастеров». Экспонатами являются совместные творческие работы родителей и детей. Представлены детская литература, подборки картинок по теме мини-музея. Всё содержимое мини-музея используется детьми в занятиях, для сюжетно-ролевых игр, в театрализованной деятельности, самостоятельной деятельности детей и др.

При создании музея ставили следующие задачи: воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа; воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.  

Можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно - патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. [1].

Технология «Социальная акция» направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развития гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, которые позволяют реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.  

Совместно с детьми принимали участие в следующих акциях: «Семья без страха - общество без насилия», «Письмо маме», «Давай читать, Губерния!», «Открытка ветерану». В рамках акции «Покормите птиц зимой» дети совместно с родителями изготавливали кормушки, собирали корм и разрабатывали «птичье меню». Результат проведения в ДОУ социальных акций - накопление детьми разнообразного практического социального опыта. [2].

Технология «Буккроссинг». Используем технологию «буккроссинг», как новую форму приобщения детей и родителей к источнику знаний – книге.

Что такое буккроссинг? Буккроссинг (англ. BookCrossing) – в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот. Его идея довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому».

Идею буккроссинга предложил специалист по интернет - технологиям Рон Хорнбейкер в марте 2001 года.

Была поставлена цель буккроссинга – воспитание через книгу, возрождение традиции семейного чтения. Ведь очень важно в нашем современном мире гаджетов и интернета – научить детей любить книги.

При организации буккроссинга были поставлены следующие задачи: ознакомить с современным движением буккроссинг; сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний; воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним; возрождать традиции семейного чтения.

Объяснили детям, что у многих дома есть прочитанные книги, которые просто лежат на полке, а если они принесут их в детский сад, чтоб их прочитали другие дети, у которых нет таких изданий – было бы здорово. Дети выбирали понравившиеся книги для чтения, обменивались информацией о прочитанном, делали закладки для книг в подарок каждому читателю. Совместно с детьми посетили городскую детскую библиотеку, предложили сотрудничество в организации буккроссинга. Если в семье любят и много читают, то и ребенок будет подражать образу жизни своей семьи. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь и уважение к книге. [3].

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 Таким образом, использование инновационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников является необходимым условием для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Список использованных источников

1. Васильченко Н.Р., Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики /Н.Р. Васильченко//Дошкольная педагогика. – 2019. – № 5. – с. 6-7

2. Корчажинская С., Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2016. № 6. – с. 27.

3. Пенькова А.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/02/20/innovatsionnye-tekhnologii-

obucheniya-i-vospitaniya-v-detskom.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Методического и информационного материала об использовании тренажёра Thera-Band в детских садах недостаточно. Нет разработанных технологий с использованием данного тренажёра. Однако производители...

Доклад на тему «Инновационные технологии и их роль в патриотическом воспитании дошкольников»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

Презентация "Инновационные технологии и их роль в патриотическом воспитании"

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

Статья на тему "Инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников"

В данной статье представлен обзор различных современных технологий дляобучение и воспитание дошкольников с точки зрения их примененияна практике в организации педагогического процесса в дошкольном обр...

Выступление на педсовете «Инновационные методы и способы обучения нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (технология Кроссенс и др.)

Дидактические игры очень эффективны в воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мыс...