«Наставничество в дошкольных образовательных организациях, как форма работы с молодыми специалистами и фактор становления их профессиональной деятельности». - 2023
консультация

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo._mbdou_skazka.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Сказка» с. Становое

«Наставничество

в дошкольных  образовательных организациях,  

как форма работы с молодыми специалистами

и фактор становления  их профессиональной деятельности».

Подготовила ст. воспитатель    Лаухина В. Н.

С. Становое

Август 2023 г.

Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги!

Так как у нас 2023 год - обьявлен годом  Педагога и наставника, я хочу поделиться своим  опытом работы педагога – наставника.

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.

Слайд 3.      Что же такое наставничество?

Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.

Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе?

Конечно же, наставники – опытные педагоги, готовые прийти на помощь, подсказать, направить, научить.

Роль педагога-наставника в этой системе работы неоценима.

Кто же такой наставник и каким он должен быть?

Наставник должен обладать:

- высокими профессиональными и нравственными качествами;

- знаниями в области методики воспитания и развития детей дошкольного возраста по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;

- богатым опытом организации работы с родителями детей.

К педагогу-наставнику предъявляется немало требований:

        - компетентность и опыт работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами (доброжелательность и взаимное уважение, уважительное отношение к мнению подшефного);

        - наставник – человек, который пользуется доверием коллектива, способный организовать процесс профессионального роста стажёра, поддержать его желание к самостоятельной деятельности, имеющий желание совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Наставник также развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

При этом используются разнообразные формы работы, так например:

       - педагог-наставник предлагает совместно спланировать образовательную деятельность, оказывает помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности (далее ООД);

       - рекомендует методическую литературу, знакомит с методической копилкой группы и ДОУ;

       - посещает режимные моменты, ООД у молодого педагога и анализирует их,

       - приглашает понаблюдать за своей работой – проводит открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, ООД и других видов деятельности с обсуждением увиденного;

      - проводит консультации, беседы;

      - знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывает помощь при подготовке консультативного материала для родителей;

     - помогает в работе по самообразованию, при подготовке к педсоветам.

Почему новые кадры приходят в детский сад неохотно?                                                С чем это связано?

Со многими факторами: это и высокая утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.

Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Тема Наставничества выбрана мною не случайно. В нашем детскому саду работает  дружный коллектив. Педагогический состав дошкольного учреждения стремительно «взрослеет»,  а молодые специалисты приходят, к сожалению, редко. Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Поэтому воспитатели, которые в первый год своей работы не получают поддержки от коллег и администрации, могут чувствовать себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок.

За 35 лет моей педагогической деятельности из которых я 35 лет проработала воспитателем и по совместительству 13 лет  старшим воспитателем в нашем ДОУ, через действующую  систему наставничества прошло немало педагогов, не имеющих опыта работы в детском саду, и все  педагоги уже вышли на ступень самосовершенствования и саморазвития и сами уже стали наставниками (Соломатина Е. В. – Неклюдова А. Г.,  Селиванова Н. М.; Лаухина В. Н. – Болгова Ю. А., Дмитриева А. В.,) .

Слайд 4.  Цель моей работы в качестве наставника: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:
-     
оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно – образовательной деятельности;

-    создание  условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

-    развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании,

-    совместно планировать работу с молодым педагогом.

 Слайд 5. Предполагаемые результаты деятельности по наставничеству:

  • Познание молодым воспитателем себя и его ориентация на ценности саморазвития.
  •  Изменение отношений к молодому воспитателю в коллективе.
  • Рост профессиональной и методической компетенции молодого воспитателя, повышение уровня готовности к профессиональной, личностно-значимой деятельности.

В  своём профессиональном становлении, молодой специалист  в нашем ДОУ проходит несколько ступеней:

I ступень Стажировка - самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Стажировка в группе у наставника, т. е. наставник и наставляемый работают вместе с группой детей наставника. Подготовка и демонстрация режимных моментов, занятий, прогулки детей и т. д.;                                                                                                                                                                                          Осознание своих возможностей как педагога. Начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

ІІ ступень Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога.

– процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. Молодой педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей.  А так же они активно привлекаются к демонстрации занятий на уровне детского сада (ООД, проведение детских праздников и развлечений и т.п.). Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а так же «энергетика». Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации. происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. На этом этапе я своим молодым специалистам предлагаю определить методическую тему самообразования, над которой они будет работать более углубленно.

ІІІ ступень Вхождение в профессию – у молодого специалиста складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. На этапе «Вхождения в профессию», мы постепенно привлекаем молодых специалистов к посещению открытых районных мероприятий: методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства; приобщаем их к подготовке и посильному участию в проведение педагогических семинаров, педагогических советов и т.п.

Слайд 6. Эти ступени самосовершенствования, профессионального становления молодого педагога я считаю наиболее приемлемыми в своей работе. Из опыта своей работы, хочется отметить, что время прохождения всех этапов   сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д. Поэтому важно, и администрации и наставнику к каждому педагогу подходить дифференцировано.

Слайд 7. Формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышению его профессиональной компетентности:

  • Обучение на рабочем месте
  •  Осуществление практики наставничества.
  •  Участие в работе методических объединений .                                                                   
  •  Самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы и современных технологий.
  • Обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах и конференциях.
  • Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов (Кейс метод).

Слайд 8. Наставники в нашем ДОУ, назначенные для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости), а может быть и меньше). Наставник назначается  из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.                                              Слайд 9. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет.

Слайд 10. Новизна моего опыта  заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.

Слайд 11. Хочется отметить, что много  начинающих педагогов  успешно прошли адаптацию в ДОУ. Этому способствовали:

- Разработанные методические рекомендации по организации работы с молодыми педагогами в ДОУ.

-  Грамотное применение методов и приёмов в работе педагога-наставника.

Слайд 12. Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодых педагогов в профессиональных конкурсах, проектах на  муниципальном и областном уровне.

В нашем ДОУ молодые педагоги приобретают навыки работы с использованием интернет- ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты.

Все молодые специалисты закрепились на рабочих местах.

Слайд 13.Сегодня я уже  смело могу говорить о результатах  своей  работы:

      - создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;

     - применяются эффективные  формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

  Слайд 14.    - молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

   Слайд 15.   - у молодого педагога  формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний,  гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса;

  Слайд 16.     - молодому воспитателю обеспечена   необходимая помощь  и поддержка  на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

Слайд 17. Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику.

Слайд 18. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей.

Слайд 19.

«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

Организация активных форм работы с педагогическим коллективом по введению профессионального стандарта «ПЕДАГОГ»

Перед руководителем каждой образовательной организации стоит вопрос, как подготовить педагогов к соотвествию профессиональным стандартам? В методической разработке представлены методы активного обучен...

Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально – личностного роста

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех. Компетен...

Презентация "Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста"

В нашем учреждении нашли широкое применение такие активные формы как:Дискуссия;Проблемная лекция;Исследовательский метод;Консультация-диалог;Экспресс-опрос;Педагогическая викторина;Педагогический крос...

Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет х...

Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально – личностного роста

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех. Об этом ...