"Формирование профессиональной компетентности и совершенствование деятельности педагогов в вопросах внедрения ФОП ДО!
презентация

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству.

ТЕРМИНЫ

В словаре С. И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Понятие «педагогическая компетентность» включает в себя знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Т.Г. Браже  определение понятия «профессиональная компетентность»- определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)».

В. И. Андреев предлагает включить в профессионально-педагогическую компетентность педагога знание базовых понятий; закономерностей учебного процесса и дидактических принципов; современных теорий и технологий обучения; требований к подготовке и эффективному проведению различных форм организации обучения; основных образовательных и воспитательных систем и теорий; методологии и методологических принципов обучения; методов педагогического исследования. 

ПОНЯТИЯ

В педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности.

Понятие «компетенция» рассматривается как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Таким образом, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию.

Компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:

1. Компетенция в ведении образовательного процесса


· Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
· Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
· Уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.
· Знать образовательные и парциальные программы.
· Владеть современными образовательными технологиями.
· Уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

· Уметь проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов

· Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
· Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
· Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
· Знать цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников. Уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
· Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
· Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

2. Методологическая (методическая) компетентность.


· Понимать различные подходы к образованию и выбора методов.
· Иметь собственную педагогическую позицию, осознавать свой опыт на уровне теории.
· Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
· Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

3. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ.


· Уметь расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.


4. Компетентность в организации воспитательной работы.


· Уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера).
· Уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.
· Проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.

5. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.


· Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.


6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.


· Владеть технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
· Владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.
· Уметь организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

7. Компетентность в установлении контактов с родителями.


  Знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей.

   Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.


8. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.


· Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
· Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.


· Быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию.
· Обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности. Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.
· Владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
· Уметь выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
· Владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

10. Креативная компетентность педагога (исследовательская).


· Иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач.
Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
· Владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала.
· Уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

11. Коммуникативная компетентность.


· Быть способным осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса.
· Практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».
· Уметь сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом.
· Владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством.
· Уметь публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.
· Уметь выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей.
· Уметь объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
· Уметь проявлять экстраверсию и эмпатию.

12. Регулятивная компетентность.


· Уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции.
· Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.
· Быть способным к саморегуляции.
· Владеть способностью к рефлексии, стрессоустойчивостью.


13. Социальная компетентность.


· Уметь выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.
· Уметь работать в команде педагогов
· Уметь анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
· Владеть различными социальными ролями.


14. Специальная компетентность.


· Владеть профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне.
· Быть способным проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2_noyabr_2023.pptx802.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55» ЭМР Саратовской области ________________________________________ Формирование профессиональной компетентности и совершенствование деятельности педагогов в вопросах внедрения ФОП ДО ________________________________________

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству.

Слайд 3

ТЕРМИНЫ В словаре С. И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области ». Понятие «педагогическая компетентность» включает в себя знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Т.Г . Браже определение понятия «профессиональная компетентность »- определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)». В . И. Андреев предлагает включить в профессионально-педагогическую компетентность педагога знание базовых понятий; закономерностей учебного процесса и дидактических принципов; современных теорий и технологий обучения; требований к подготовке и эффективному проведению различных форм организации обучения; основных образовательных и воспитательных систем и теорий; методологии и методологических принципов обучения; методов педагогического исследования.

Слайд 4

ПОНЯТИЯ В педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности . Понятие «компетенция» рассматривается как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности . Таким образом, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию.

Слайд 5

Компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения : Компетенция в ведении образовательного процесса · Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. · Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте. · Уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс. · Знать образовательные и парциальные программы. · Владеть современными образовательными технологиями. · Уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка . · Уметь проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов

Слайд 6

К омпетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения : 1. Компетенция в ведении образовательного процесса · Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно- манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. · Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. · Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. · Знать цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников. Уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой. · Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. · Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

Слайд 7

2. Методологическая (методическая) компетентность . · Понимать различные подходы к образованию и выбора методов. · Иметь собственную педагогическую позицию, осознавать свой опыт на уровне теории. · Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения. · Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Слайд 8

3. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ . · Уметь расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности . 4. Компетентность в организации воспитательной работы . · Уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера). · Уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. · Проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.

Слайд 9

5. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса . · Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации . 6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников . · Владеть технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. · Владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. · Уметь организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Слайд 10

7. Компетентность в установлении контактов с родителями. Знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач . 8. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников . · Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. · Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Слайд 11

9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования . · Быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию. · Обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности. Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию. · Владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. · Уметь выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. · Владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Слайд 12

10. Креативная компетентность педагога (исследовательская ). · Иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта. · Владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала. · Уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Слайд 13

11 . Коммуникативная компетентность . · Быть способным осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса. · Практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель». · Уметь сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом. · Владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством. · Уметь публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации . · Уметь выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей. · Уметь объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия. · Уметь проявлять экстраверсию и эмпатию .

Слайд 14

12. Регулятивная компетентность . · Уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции. · Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда. · Быть способным к саморегуляции . · Владеть способностью к рефлексии, стрессоустойчивостью . 13. Социальная компетентность . · Уметь выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами. · Уметь работать в команде педагогов · Уметь анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. · Владеть различными социальными ролями . 14. Специальная компетентность . · Владеть профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне. · Быть способным проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с педагогами по формированию профессиональной компетентности в вопросах безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Краская информация по формированию профессиональной компетенции у педагогов ДОУ в вопросах безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста....

Профессиональная компетентность и культура деятельности педагога в контексте введения ФГОС в ДОУ.

Профессиональная компетентность и культура деятельности педагога в контексте введения ФГОС в ДОУ. Образовательная область «Речевое развитие». (Опыт работы с детьми 5-7 лет)...

Профессиональная компетентность и культура деятельности педагога в контексте введения ФГОС в ДОУ.

Профессиональная компетентность и культура деятельности педагога в контексте введения ФГОС в ДОУ. Образовательная область «Речевое развитие». (Опыт работы с детьми 5-6 лет)...

Педагогический совет: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС дошкольного образования"

Цель: оценка роли инновационной деятельности педагогами, как важнейшего фактора повышения качества образования при реализации ФГОС дошкольного образования....

«Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов»

laquo;Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов»...

«Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Слайд 1Титульный листСлайд 2. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре осн...