Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: "Народная игрушка. Тряпичная кукла"
план-конспект занятия (старшая группа)

Заболотских Ирина Алексеевна

Конспект разработан с учётом возрастных особенностей детей, в старшей группе, с учётом ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx91.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему:

"Народная игрушка. Тряпичная кукла"

Конспект разработан с учётом возрастных особенностей детей, в старшей группе, с учётом ФГОС ДО.

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Образовательные:

• Знакомить детей с традициями русского народа, через народные игрушки,

• Учить делать детей тряпичную куклу;

• Активизировать словарь прилагательных,

Развивающие:

• Развивать свободное общение между детьми и взрослыми, точно отвечая на поставленные вопросы,

• Развивать умение внимательно слушать новый незнакомый материал,

• Развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

• Воспитывать интерес и бережное отношение к русским традициям.

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

  • Практические: изготовление куклы, физкультминутка «У Меланьи, у старушки»;
  • Наглядные: рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
  • Словесные : игра «Опиши игрушку» , загадки, вопросы, ответы детей;

Оборудование:

  • игрушки деревянные, глиняные («Дымковская роспись», «Гжель», куклы (обереговые, игровые, обрядовые),
  • фоновая русская народная музыка,
  • ширма (изба), карточки со схемами изготовления кукол,
  • запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»,
  • фонограмма русской народной песни,

Раздаточный материал: 2 цветных круглых отрезков ткани, колокольчики, нитки.

Предварительная работа:

  • Беседа «Откуда берутся игрушки?»
  • Чтение русской народной сказки “Василиса Премудрая”

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент

Под музыку дети с воспитателем заходят в зал,

Марья : (обращается к детям и гостям): Ребята давайте с вами поздороваемся с гостями. Здравствуйте гости дорогие! (низко кланяется). Очень рады встрече с вами. Улыбнитесь ребята, пошлите гостям своё хорошее настроение.

- Ребята хотели бы вы сегодня со мной отправится в небольшое путешествие. (ответы детей)

-У меня есть волшебный клубочек, с помощью которого мы сможем отправится путешествовать (дети берутся за нить клубочек у воспитателя в руках)

Ты клубочек нас веди,

Старину нам покажи

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

(встают в круг, в кругу лоскутное одеяло, в одеяле завёрнута кукла)

Смотрите деревенский мальчишка играл одеяло потерял.

Кто загадку отгадает тот одеяло раскрывает.

Закрывает она глазки.

Ей рассказывают сказки,

Может «Мама!» закричать.

И в коляске полежать. (Кукла)

Дети: это кукла.

(Разворачивают одеяло там современная кукла)

Марья: Правильно, кукла. У нас в детском саду, у вас дома, у всех есть игрушки. Все они продаются в магазинах.

-Скажите ребята, а где делают такие игрушки (на фабрике)

-А как такие игрушки называются (фабричными)

-А есть еще, ребята, народные игрушки, их в магазине не продают.

Марья: Давайте сядем- рядком и поговорим ладком. Послушайте сказку-быль об игрушках, в которые играли ваши прабабушки и прадедушки, когда были маленькими.

(презентация)

Марья: Много лет назад, когда еще не было пластмассы, ни стекла, ни металла, дети играли - деревянными игрушками (1 слайд -деревянные игрушки, Мишка с зайчиком, свистульки, дудочки), ведь дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Самой известной деревянной игрушкой была матрешка. Она совсем не похожа на современных кукол, но дети очень любили сестричек-матрешек.

2-й слайд: Позже человек догадался, что можно добывать глину и помесив ее в воде можно что-то вылепить.

- Как ты думаешь Соня, что можно вылепить из глины, например?

Дети: можно было вылепить посуду, игрушки, кукол.

3-й слайд : Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками, Они стали красивыми и яркими, их стали продавать на ярмарках. Эти куклы сохранились до наших дней.

Марья: Матвей как ты думаешь, глиняной игрушкой удобно было играть?

Дети: Нет.

-Почему?

-Они могут разбиться.

2. Словесная игра с мячом «Игрушка, какая она?»

Матвей: Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг и отвечайте мне на вопрос: «Игрушка, какая она?». Старайтесь не повторяться, и не подсказывать. (слова: машинка, кукла, медвежонок.)

Марья: Продолжим наше путешествие. Ребята посмотрите у меня есть вот такой сундучок, но я не могу его открыть может мы с вами попробуем сказать дружно заветные слова:

Сундучок, сундучок покажи нам свой бочок (звучит музыка)

Марья: Посмотрите, а тут лежит письмо. Давайте прочтём его.

Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (тряпичная кукла)

Достает тряпичную куклу

Описание:

Рассказ про куклы.

Марья: Самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок, лоскутков. Маленькие дети сами могли «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (показывает куколку, и кладет на стол). В народной традиции куколка играла разные роли: кукла-игрушка; обрядовая кукла, кукла- оберег. Куклам в древности приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, от пожара принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю и даже исполняли желания.

Марья: Ребята, а вы заметили почему у куколки нет лица?

(ответы детей)

Марья: Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные, и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, то человеку может быть плохо.

Марья: Посмотрите ребята, что я вам приготовила (достаёт из сундука бусы, платки, кушак,) Наряжает и приглашает сходить в гости к Меланье -старушке.

3. Физкультминутка: «У Меланьи, у старушки»

У Меланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Жили Семь сыновей
(семь пальцев)

Жили Семь дочерей(семь пальцев)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
С такими глазами
(показываем круглые глаза)
Вот с такой головой
, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой,
(показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели
(поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

Ничего не пили
На неё глядели,
(держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так…
(Любое движение)

Повтор игры:

Марья: Ребята, вспомните мы с вами читали русскую народную сказку «Василиса Прекрасная». У Василисы была куколка.

-Оля а, что куколка делала, вспомни, пожалуйста.

Дети: Куколка оберегала, защищала.

Марья: Правильно, куколка утешала Василису, помогала ей в работе.

-Соня хотела бы ты поиграть с такими куклами? (ответы детей)

А продолжить учиться их делать своими руками? (ответы детей)

предлагаю самим сегодня свертеть тряпичную куколку. Колокольчик.

Колокольчик - кукла добрых вестей, оберег хорошего настроения. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.

Приглашаю вас в свою мастерскую, (обращает внимание на полку там стоят куклы (деревянные, тряпичные, глиняные игрушки)

Марья : Присаживайтесь посмотрите на стол, у вас на столе лоскутки из ткани.

-Какой формы лоскутки ткани?

- Одинаковые они по размеру и форме?

Дети: Лоскуты круглые. Один меньше, другой больше.

Марья: Перед тем как начать нашу работу давайте разомнем наши пальчики:

4. Пальчиковая гимнастика:

Дом мы строим выше, выше! (пальчики подымаются)

Есть окошки в нем и крыша! (колечко крышу из пальчиков)

Вот помощники мои

Каких хочешь поверни (показать руки)

Раз, два, три, четыре, пять. (загибать пальцы)

Не сидится им опять. (поднять пальчики)

Постучали по вертели,

И работать захотели. (сжать кулачок)

5. Продуктивная деятельность.

Марья: Вот мы и размяли свои ручки. А теперь можно приступать к выполнению работы. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, это же кукла хорошего настроения. И все у нас получится.

Марья: Сначала берем круглый лоскуток меньшего размера, сверху кладем круглый лоскут большего размера. Теперь берем колокольчик кладем его в центр нашего круга. Далее зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка. На счастье, на здоровье, на благополучие!» Получилась головка у куколки!
И разноцветные сарафанчики. Если кому нужна помощь. Поднимите руку.

Описание:

Марья: Какие красивые куколки у вас получились! Как вы думаете почему эту куклу называют Колокольчиком?

Дети: Потому что сарафан напоминает форму колокольчика и внутри куколки колокольчик.

Марья: Теперь ваши куколки могут занять своё место в нашем мини музее

3. Итог занятия

Марья: -А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам со мной путешествовать? (ответы детей)

  • Артём чем мы с вами говорили? (сегодня мы говорили об игрушках)
  • Коля о каких игрушках, мы сегодня вспомнили? (деревянных игрушках, глиняных игрушках, тряпичных)
  • Маша какую куклу смастерили? (мы смастерили куклу колокольчик)

Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы заглянули в прошлое, ведь без него невозможно будущее. Пусть та кукла, которую вы сегодня сделали своими руками будет кому-то игрушкой, кому-то оберегом в дальнейших делах. Мне хочется, чтобы вы как можно больше обращались к традициям наших предков. Спасибо всем за работу и теплую нашу встречу. Вас ребята за ваши старания угощу сладким подарком. Можете пройти в группу и попить чай.

(Звучит русская народная музыка дети проходят в группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» «Гроздья рябины»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» тема «Гроздья рябины»...

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию по теме: «Что нам стоит дом построить…» (образовательная технология «Ситуация»)

Данная публикация является планом конспектом непосредственнно образовательной деятельности в старшей группе. Конспект построен с учетом образовательной технологии "Ситуация", разработанной в соответст...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Весеннее настроение»

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитиюна тему: «Весеннее настроение»Цель:Развивать художественно-творческие спо...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Роспись ложки»

Конспект  непосредственно-образовательной деятельностив старшей группепо художественно-эстетическому развитиюна тему: «Роспись ложки»...

Конспект проведения образовательной деятельности в старшей группе по художественно- эстетическому развитию (рисование) Тема: «Оренбургский пуховый платок»

Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса...