Занятие "С. Прокофьев"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Занятие в детском саду для старшей и подготовительной группы "Компазитор С. Прокофьев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.s.prokofev.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

1 занятие: Знакомство с С.С.Прокофьевым.

М.р.- Сегодня мы познакомимся с русским композитором С.С. Прокофьевым. (показ. Портрета).

С.С. Прокофьев известен во всём мире. Свои первые музыкальные уроки он получил от мамы, которая была блестящей пианисткой. Играть он начал с пяти лет, а в девять он уже мог исполнять большие музыкальные произведения, как сонаты Людвига Бетховена. В одиннадцать лет он написал две оперы. Что такое опера? Это спектакли, в которых артисты поют.

Всего Сергей Сергеевич создал больше 130 музыкальных произведений: оперы, симфонии, концерты для пианино и виолончели, балеты, романсы, песни, музыку для кино и театра.

Сочинял композитор не только серьёзные произведения для взрослых, но и пьесы для детей. Его музыка разная, но основную мысль и послание автора я бы сформулировала так: «Мир прекрасен!»

Послушаем произведения Сергея Сергеевича Прокофьева и прислушаемся, как он рассказывает о нашем мире.

Знакомство со сборником «Детская музыка».

М.р.- Познакомимся со сборником пьес для фортепиано С.С.Прокофьева. Сам он называл этот сборник «Двенадцать лёгких пьес». Все 12 пьесок можно назвать музыкальными зарисовками об одном летнем дне глазами ребёнка. Этот ребёнок - наверное, сам Сергей Прокофьев, когда он был маленьким мальчиком, примерно такого же возраста как вы. В течении дня с ним происходят разные события: он встречает летнее утро, гуляет, читает, а может придумывает собственную сказку, веселится и грустит, танцует и наблюдает за дождём, провожает день и любуется тёплым вечером.

Давайте послушаем это пьески, и вы попробуете угадать, что передаёт, о чём рассказывает музыкой С.С. Прокофьев в той или иной части произведения.

«Утро». Послушаем первую пьесу из сборника. Какие картинки рисует нам эта музыка? Что вы представляли, когда её слушали? Как она звучит? (тревожно, взволновано или спокойно и светло?). Как вы думаете, про что эта пьеса? Это маленькое произведение рассказывает о пробуждении всего живого на земле – растений, животных, людей – светлым летним утром. Можно представить, что солнце ещё не взошло, но его первые прозрачные лучи мягко освещают природу.

«Прогулка». А теперь следующая пьеса, попробуйте догадаться, о чём она? (ответы). Пьеса называется «Прогулка». Как вы считаете, хорошо погуляли дети, они довольны своей прогулкой? Им нравиться гулять? Какое настроение у них было во время прогулки? Музыка в этой пьеске бодрая, радостная, как наше настроение утром, когда всё кругом светлеет и заливается солнцем. Так и слышится упругая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка. Давайте пофантазируем, кого встретили ребята, когда отправились гулять, что их порадовало? Давайте и мы с вами прогуляемся под эту музыку.

«Гуляют», бегают, веселятся – под настроение музыки.

«Сказочка». А вот и следующая пьеса, давайте послушаем. (слушают). Что вы можете рассказать об этой музыке? Какая она? (завораживающая, таинственная, задумчивая). Мы говорили, что музыка певучая, протяжная. Её хочется напеть, правда? Вы заметили, какое медленное, тихое вступление? Оно немного напоминает русскую песню, правда? Мелодия неспешная, как будто таинственная речь рассказчика сказочника. Какое название вы бы дали этой пьесе.? С.С. Прокофьев назвал её «Сказочка». А как вы думаете, эта сказка добрая или страшная? (Конечно, добрая).

«Тарантелла». (слушают). Что отличает эту музыку, какая она по звучанию? Что хочется делать под эту музыку? (танцевать). Точно, эта музыка итальянского танца со стремительными, яркими движениями. Всё здесь весело, красочно, как на карнавале! А как бы вы исполнили этот танец? (бойко, задорно, смело. Дети могут показать какие то движения, взять бубны и импровизировать под музыку).

«Раскаяние». Следующая пьеса – самая серьёзная в сборнике. Какая эта музыка по настроению? (грустная, жалобная). Как бы вы её описали? Послушайте, какую историю рассказал сам С,С. Прокофьев: «В доме меняли полы, грунтовали, красили их. Но что-то не рассчитали, и полы стали ссыхаться, между досками образовались щели, и в этих местах краска лупилась. Я с восторгом собирал её, грузил в игрушечные вагончики и отвозил к себе в комнату. Родители сердились и строго запретили ковырять полы. Однажды ночью я проснулся и увидел отца со свечою. Меня грызла совесть. «Папа, - сказал я тоном, которым признаются в убийстве, - вечером я наколупал под роялем!» Отец молчал. «Совсем немного!» Отец молчал. «Это ничего?». Отец сказал: «Не надо, в другой раз, - и добавил – хочешь я принесу тебе шоколадку?». Это был самый вкусный шоколад, который я съел в моём детстве!». Маленькому Серёже было стыдно и горько за свой проступок, но отец его простил. Композитор назвал  пьесу «Раскаяние». А что такое «раскаяние»? Что мы чувствуем, когда раскаиваемся? Какие интонации вы слышали в этой музыке? (задумчивые, обнадёживающие, светлые).

«Вальс». Послушайте, как бы вы танцевали под эту музыку? Какие движения к ней подойдут? (изящные, мягкие, как полёт).

Предложить детям потанцевать под «Вальс», взять лёгкие шарфы, цветы.

«Шествие кузнечиков». (слушают). На какое произведение похожа эта музыка? У неё яркие акценты и ритм, правда? (похожа на марш и на танец). Как бы вы представили и рассказали о событиях этой пьесы? А как она может называться? Эта пьеса «Шествие кузнечиков». Как они передвигались? (подпрыгивали). Верно, поэтому и можно сказать, что и  музыка скачущая, даже немного танцевальная. В ней энергичные фанфарные акценты, она задорная и напоминает весёлый, несколько угловатый галоп.

Предложить детям ритмические палочки и маршировать, как кузнечики, передовая ритм.

«Дождь и радуга». (слушают). Музыка звучала одинаково или как то менялась? (менялась: сначала звучала уныло, затем светло). Сколько частей в этой пьесе? (две). В начале пьесы музыка рисует унылое, грустное настроение – нельзя из- за дождя выйти на улицу! А затем причудливые узоры мелодии вдруг осветят этот скучный пейзаж радужными бликами. Напевная, широкая мелодия, действительно, похожа на радугу!

Предлагает поиграть в игру «Солнышко и дождик».

«Пятнашки». А теперь пятнашки! (дети играют в догонялки, в какой- то момент муз.рук. включает запись пьесы.) Ой, что же это? Радуга всегда приносит хорошее настроение, правда? Эта пьеса – одна из самых весёлых и энергичных из всего цикла. Она иллюстрирует игру детей, давайте послушаем и попробуем представить. Как движения детей передавала музыка? (была быстрой, стремительной, озорной). Под эту музыку легко представить, как бегают, пытаясь догнать друг друга, дети, играя и резвясь, правда? (после обсуждения игру можно повторить).

«Марш». Ребята, а какие марши вы знаете? Теперь давайте послушаем марш С.С. Прокофьева и пофантазируем, какие сказочные персонажи могут маршировать под эту музыку? (мишки, зайки, куклы, мышки). Марш праздничный, торжественный или игрушечный, кукольный? (кукольный). Как звучит музыка этого марша? (чётко, вкрадчиво, сказочно) Давайте попробуем изобразить персонажей Прокофьева? (дети придумывают персонажей и маршируют под музыку.)

«Вечер». Это пьеса напоминает маленький поэтичный ноктюрн (маленькое лирическое произведение), похожий на пейзаж, написанный акварелью. Какие чувства навевает эта музыка? (светлые, мечтательные). Расскажите, как звучало произведение? (переливчато, мелодично, плавно). Какое время суток можно проиллюстрировать такой музыкой? (темнеет, на небо восходит луна, появляются звёзды). Да, эта пьеса называется «Вечер».

«Ходит месяц над лугами». А вот и последняя пьеса сборника «Детская музыка» С.С. Прокофьева. Она называется «Ходит месяц над лугами». Давайте попробуем описать эту музыку: какие настроения, чувства она передаёт, изображая картину ночной природы? (музыка ласкавая, спокойная, нежная).

Послушайте стихотворение русского поэта Сергея Александровича Есенина «Ночь», оно передаёт тоже настроение, что и пьеса С.С. Прокофьева:

Ночь. Вокруг тишина. Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна всё вокруг серебрит.

Серебрится река. Серебрится ручей.

Серебрится трава орошённых степей.

Ночь. Вокруг тишина. В природе всё спит.

Своим блеском луна всё вокруг серебрит.

Завершающая часть.

Вместе с пьесами С.С. Прокофьева мы с вами прожили целый день! Давайте вспомним, какие пьесы мы слушали, как они назывались? (ответы). Я предлагаю вам нарисовать понравившуюся пьесу из сборника «Детская музыка».

2 занятие. Знакомство с симфонической сюитой – сказкой «Петя и волк».

На экране презентация к занятию, слайд – портрет С.С. Прокофьева, его имя и даты жизни.

М.Р.- Во всём мире взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку С.С.Прокофьева «Петя и волк». Композитор назвал своё сочинение сюитой. Сюита – это произведение, которое состоит из нескольких разнохарактерных частей. Впервые сказка была исполнена 85 лет назад в московской филармонии.  

Слайд с фотографией Московской филармонии.

    Филармония – это концертный зал, где походят концерты классической музыки.

    Исполняется сказка «Петя и волк» так: Чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке.

С.С. Прокофьев хотел, чтобы дети научились различать голоса оркестра, поэтому каждого героя его пьесы сопровождают «свои» инструменты.  

    Например, когда появляется главный герой пьесы, мальчик Петя, мы слышим струнные инструменты: скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

Слайд с изображением струнных инструментов и микшер с фрагментом пьесы.

    Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая озорную, лёгкую мелодию. Светлая жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика.

    Для старого дедушки Пети звучит «хриплый» фагот, хитрой кошке соответствует гнусавый, но мягкий, вкрадчивый голос кларнета. Неповоротливую утку сопровождает музыка гобоя. Весёлую птичку «озвучивает» высокий звук флейты.

Слайд с изображениями деревянных духовых инструментов.

    Все эти инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот – деревянные духовые. Давайте познакомимся с инструментами всех персонажей сказки и послушаем, как они звучат.

Слайд с изображениями всех персонажей сказки, рядом с каждым – Микшер, Звучание соответствующего инструмента).

«Птичка». Вот птичка весело чирикает: «Всё вокруг спокойно». (слушание флейты, инструмента птички).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математикадан йомгаклау занятиесе

Зурлар төркемендә микъдәр һәм саннар тәртибен, геометрик фигураларны ныгыту....

Занятиес детьми младшего школьного возраста: « Весёлые человечки из бельевых прищепок».

Занятие с использованием бельевых прищепок. Для детей демонстрируется способ обыгрывания историйц со  сказочными человечками...

Папка-передвижка С. С. Прокофьев "Балет "Золушка"

       У С.Прокофьева — свобода, раскованность, своеобразный восторг, охватывающий ребенка на природе. Герой его музыкального альбома — само движение, он...

"С.С. Прокофьев Симфоническая сказка "Петя и волк"

Познакомить детей с симфонической сказкой "Петя и волк", с инструментами симфонического оркестра....

Беседы о музыке. С.С. Прокофьев "Петя и волк"

Занятие по ознакомлению с симфонической сказкой С. Прокофьева "Петя и волк"....

Прокофьев Сергей «Детская музыка»

Презентация для проведения занятий в детском саду старшей группе. Содержит краткую биографию композитора, историю создания детской музыки. Презентацию и аудиозаписи можно скачать по ссылке h...