Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности"
статья

Мурка Елена Николаевна

В статье рассматривается организация работы по нравственно - патриотическому  воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы по использованию проектной деятельности с целью формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл murka_e.n.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                    Е.Н. Мурка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашов Саратовской области»

                                      E-mail:2503myrkae@mail.ru

MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION

OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE IMPLEMENTATION

OF PROJECT ACTIVITIES

E.N. Murka

Municipal autonomous preschool educational institution "Kindergarten of the combined type "Jubilee" of the city of Balashov, Saratov region"

E-mail:2503myrkae@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается организация работы по нравственно - патриотическому  воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы по использованию проектной деятельности с целью формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников.

Annotation: The article discusses the organization of work on the moral and patriotic education of children in a preschool institution. The experience of using project activities in order to form moral and patriotic qualities in preschoolers is presented.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, проект, дети дошкольного возраста, город Укек.

Keywords: moral and patriotic education, project, preschool children, Ukek city.

Патриотическое воспитание ребенка достаточно сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.  Будет ли ребенок добрым или злым, нравственным или безнравственным, это зависит от того, какими чувствами и знаниями обогатят его окружающие  взрослые.

В дошкольных учреждениях работа по формированию патриотизма и нравственных ценностей детей должна быть систематической и целенаправленной, основанной на ознакомлении их с окружающим миром родного края. Весь образовательный процесс должен быть организован с учетом особенностей восприятия детей соответствующего возраста, так как в дошкольном возрасте невозможно привить ребенку определенные убеждения, но можно заложить эмоциональную основу патриотических чувств [2].

 В этом плане метод проектов является наиболее действенным для решения задач нравственно - патриотического воспитания, поскольку его значимость заключается в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка.

Основная цель использования метода проектов в дошкольных учреждениях заключается в развитии свободной творческой личности. Для этого определяются задачи развития и исследовательской деятельности детей. Применение метода проектов в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников целесообразно, так как он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем на протяжении всего проекта.

При  правильно организованной проектной деятельности дети с легкостью осваивают навык определения проблемы, предполагают возможные пути ее решения, проводят эксперимент, формулируют выводы, обобщают полученные результаты.

Немаловажное значение при планировании проектной деятельности в дошкольном учреждении имеет привлечение  родителей  (законных представителей), что позволяет создавать дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей и творческого потенциала детей.  Использование метода проектов при осуществлении процесса воспитания детей в дошкольном учреждении является наиболее оптимальным, потому как учитываются интересы всех его участников: 

  • педагог получает возможность для самореализации и творчества, может использовать современные формы работы для достижения необходимых результатов;
  • деятельность детей организуется с учетом их интересов, желаний и потребностей;
  • родители имеют возможность активно участвовать в образовательном процессе [1].

Одним из наглядных примеров эффективности метода проектов по формированию нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста является региональный социально - значимый проект для детей старшего дошкольного возраста «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям», который проходил при поддержке Фонда Президентских Грантов в 2021-2022 учебном году.

Цель проекта: приобщить детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на территории Саратовской области к познанию и сохранению окружающего мира природы, истории и традиций родного края.

В рамках данного проекта был реализован краткосрочный мини - проект «Укек - город Золотой Орды». Актуальность, которого заключалась в том, что во время посещения краеведческого музея, дети узнали, что некоторые музейные экспонаты были обнаружены в ходе археологических раскопок. В связи с этим у них возник вопрос, какие раскопки ведутся в настоящее время в Саратовском крае?

На начальном этапе проекта дети познакомились с уникальной историей возникновения древнего города Укек, его культурой, природой. На тематическом  занятии - экскурсии благодаря наглядному пособию дети узнали, люди каких национальностей, профессий и религий жили в городе и почему город не сохранился до наших дней.

 В середине проекта детям стало интересно узнать, а как выглядел их родной город Балашов много лет назад. На занятии по познавательному развитию «Город: прошлое, настоящее и будущее» дети вспомнили, как город их малой родины выглядел раньше, как он выглядит сейчас и с помощью рисунков представили, каким он будет в будущем. 

На заключительном этапе проекта дети совместно с педагогом  изготовили познавательный лэпбук "Укек  -  город под землей ", презентация которого была организована на родительской встрече «Проект «Укек - город Золотой Орды», как это было».

На протяжении всего проекта родители принимали активное участие в  сборе материалов и информации для изготовления лепбука. Особенно детям понравился семейный просмотр фильма «Укек», где вместе с родителями они приобрели новые знания о богатом историческом наследии нашего региона.

По итогам реализации проекта среди родителей был проведен опрос по выявлению уровня удовлетворенности совместной проектной деятельности. На основе анализа полученных данных стало очевидно, что полученный  опыт был, не только им интересен, но и высоко оценен. Многие родители отметили, что их дети пополнили словарный запас, расширили кругозор, стали чаще рассуждать и задавать вопросы об окружающем их мире.

Также нельзя не заметить, что мировоззрение детей принимающих участие в данном проекте расширилось, у них появилось еще большее желание изучать историю своего родного края, сформировалось бережное и уважительное отношение к своему родному городу. И что немаловажно, у детей зародилось осознание важности сохранения для будущего поколения археологических памятников, которыми богата наша Саратовская земля.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что проектная деятельность, проводимая в дошкольном учреждении, является важной частью в системе педагогического воспитательного воздействия, особенно в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, и способствует формированию чувства принадлежности детей к своей Родине.

Список использованных источников:

  1. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -72с.
  2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Описание  опыта работы по нравственно-паттриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Презентация практики "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности"

Применение технологии проектной деятельности в воспитательно - образовательном процессе ДОУ способствует формированию сознательного человека, который любит свою Родину, землю, гордится историческими д...