Проект по адаптации детей раннего возраста к детскому саду "Здравствуй, детский сад!"
проект

Бугаева Мария Петровна

Цель проектной работы – создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- развитие игровых навыков;

- осуществить организацию взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию эмоционально-чувственной сферы воспитанников раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rann_adap.docx538.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Тарасковская СОШ»

Проект по адаптации детей раннего возраста  к детскому саду

«Здравствуй, детский сад!»

Выполнила: воспитатель

Бугаева Мария Петровна


Содержание

1.Описание проекта

2.Цели и задачи проекта

3. Принципы и содержание деятельности по реализации проекта

4.Этапы реализации проекта

5.Взаимодействие с родителями

Список литературы

Приложения        

Описание проекта

Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Очень часто в этом возрасте дети начинают посещать детский сад.

В детском саду ребенок начинает общаться с новыми детьми и взрослыми, осваивать новые знания и навыки, а также привыкать к новому режиму и распорядку дня. Адаптация детей к детскому саду – это сложный и постепенный процесс, который требует времени и терпения как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

Для успешной адаптации ребенка в детском саду родители могут принять несколько важных мер. Во-первых, они должны обеспечить плавный и постепенный переход от привычной среды дома к новой среде детского сада. Например, можно посещать детский сад вместе с ребенком на небольшой промежуток времени, чтобы он мог привыкнуть к новому месту и познакомиться с воспитателями и другими детьми.

Во-вторых, родители должны проявить понимание и поддержку к ребенку в этот период. Они должны объяснить ему, что детский сад – это место, где он сможет играть, учиться и общаться с другими детьми. Также они могут рассказать о своем опыте похода в детский сад в детстве, чтобы ребенок понял, что это нормальное и важное развитие.

В-третьих, родители должны создать благоприятную атмосферу и комфортные условия для ребенка в детском саду. Это может включать подготовку его к походу в сад (например, выбор одежды и обуви, упаковка его любимых игрушек и предметов), а также установку домашнего распорядка, который будет удобен как для ребенка, так и для родителей.

Важно помнить, что каждый ребенок адаптируется по-разному, и некоторым может потребоваться больше времени и поддержки, чтобы привыкнуть к новому месту. Однако, с помощью любви, понимания и терпения родителей, дети могут успешно пройти этот период адаптации и полноценно наслаждаться своим пребыванием в детском саду, получая новые знания и развиваясь физически и психически.

Адаптационный проект «Здравствуй, детский сад» предназначен для детей раннего возраста.      


Цели и задачи проекта

Цель проектной работы – создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- развитие игровых навыков;

- осуществить организацию взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию эмоционально-чувственной сферы воспитанников раннего возраста;

Вид проекта: групповой.

Работа по детскому проекту осуществлялась по трем направлениям:

- совместная игровая деятельность с детьми.

- развивающая среда;

- взаимодействие с родителями.


Принципы и содержание деятельности по реализации проекта

      Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Многие вновь поступающие дети очень тяжело переживали отрыв от семьи, от мамы. Когда слова, убеждения взрослого бессильны, на помощь мне приходила игрушка. В адаптационный период мне помогал сгладить переживания детей кукольный театр. А именно куклы из театра бибабо (Лисичка, Зайчик, Волк). Большой популярностью у детей пользовалась Лисичка. Лисичка помогала установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Лисичка вызывала у детей радостные эмоции, с ней малыш быстрее шел на контакт, чем со взрослыми. Когда Лисичка разговаривала с детьми, они сразу затихали, слушали ее внимательно. Дети, которые избегали прикосновений скорее соглашались дать руку и поздороваться с Лисичкой. Затем Лисичка предлагала детям поиграть. Дети с удовольствием с ней играли, забывают о своих комплексах.

Так же мы использовали театрализацию в других видах деятельности педагогического процесса: в воспитании культурно-гигиенических навыков; во время еды; при подготовке ко сну; в качестве сюрпризного момента во время занятий; для организации сюжетно-ролевых и подвижных игр.

Любимым театром детей раннего возраста стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем! Дед бил, бил, не разбил! Тянут, потянут).

При решении поставленных задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. В содержание занятий по театрализованной деятельности включала:

- Игры–имитации образов животных, людей;

- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета;

- Инсценировки произведений;

- Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

- Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило мне в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Теремок», «Колобок», «Кот, Петух и лиса», «Репка»).

Для развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста, в своей работе мы использовали потешки, заклички, стихи, сказки.

Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью движений с куклами би-ба-бо. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, Е. Благиной и др.

Использование театрализованных игр происходило в разных видах деятельности: в режимных моментах.


Этапы реализации проекта

  1. Организационно-подготовительный этап:                                                                  - Подбор методической и художественной литературы по теме;                                      - Подбор различных видов театра;                                                                                 - Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями;                                                                                                               - Информирование родителей о теме предстоящей работы;          

        2. Основной этап:

Месяц

Образовательная область

Вид деятельности

сентябрь

Речевое развитие

Чтение РНС «Репка» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказывание-проигрывание потешки «Тили-бом»; игра на развитие речевого дыхания «Ветерок»

Социально-коммуникативное развитие

Игра-инсценировка сказки «Репка» (настольный театр); д/и «Репка»

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Музыкальное развитие

Чтение РНС «Курочка Ряба» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказ-проигрывание потешки «Солнышко-ведрышко»; игра на развитие речевого дыхания «Ау!»                                                     Игра-инсценировка сказки «Курочка Ряба» (наручный театр «Би-ба-бо»)

Музыкальная игра «Кто как идет»; слушание и подпевание русской народной песни «Петушок»

Октябрь

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Игра-драматизация воспитателем: «Цыпленок хвастунишка» (по книге Шорохова О.А «Играем в сказку»)

Чтение РНС «Колобок»  и рассматривание иллюстраций к ней                                                Игра-инсценировка фрагмента сказки «Колобок» (настольный театр)

Пальчиковая гимнастика «Курочка»; п/и «Зайка серенький сидит» (театр масок)

Ноябрь

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Чтение фрагмента РНС «Теремок» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Волк»; рассказ-проигрывание потешки «Солнышко - ведрышко»        Игра-инсценировка фрагмента сказки «Теремок» (стендовый театр – фланелеграф)                                                                                                          П/и «Мишка косолапый»; пальчиковая игра «Лисята»

Музыкальная игра «Лесные гости»

Декабрь

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Игра-драматизация воспитателем: «Ласковый цветок и сердитые тучки»  (по книге Шорохова О.А «Играем в сказку»)

Чтение фрагмента РНС «Маша и Медведь» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Медведь рычит»                                 Игра-инсценировка сказки «Маша и Медведь» (наручный театр – куклы «Би-ба-бо»)                                                             Прослушивание русской народной песни «Полянка» муз. в обр. Г.Фрида

Январь

Речевое развитие

Социально-                             коммуникативное развитие                      Физическое развитие

Сказкотерапии: «Корова Буренка» (по книге Шорохова О.А «Играем в сказку»)

Чтение фрагмента РНС «Варежка» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Ветер дует»

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Варежка» (стендовый театр – фланелеграф)                                             Подвижная музыкальная игра «К нам гости пришли!»; пальчиковая игра «Курочка»

Февраль

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Сказкотерапии: «Как Зайчик пошел в детский сад»

Чтение фрагмента РНС «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к ней                              Игра-инсценировка фрагмента сказки «Три медведя» (стендовый театр – фланелеграф)

П/и «Мишка косолапый» (театр масок); гимнастика после сна «Мишки»

Слушание песни «Верхом на лошадке» муз. А.Гречаникова

Март

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Сказкотерапии: Сказка про то, как Алла полюбила в садик ходить

Чтение сказки «Кот, Петух и лиса» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказывание-проигрывание потешки «Петушок-петушок, золотой гребешок…»

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Кот, Петух и лиса» (театр би-ба-бо)

Игровое упражнение «Петушок»

Апрель

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Сказкотерапии: Как Марина в садик ходила.

НОД по речевому развитию на тему: «Как Таня пришла в детский садик»

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Волк и семеро козлят» (наручный театр – куклы «Би-ба-бо»)                                                      Прослушивание песни «Собачка» муз. Насауленко с музыкально-ритмичными движениями

Май

Интеграция образовательных областей

Сказкотерапии: Сказка про Славика

Проведение итогового мероприятия: развлечение «Сказка в гости к нам пришла»

3. Заключительный:                                                                                                            - Итоговое развлечение «Сказка в гости к нам пришла»;                                                     - Презентация проекта «Театрализованная деятельность в группе раннего возраста» для родителей.


Взаимодействие с родителями

Одно из важнейших направлений в нашей деятельности - взаимодействие с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к занятиям с их детьми. С помощью родителей были изготовлены куклы для театра к разным русским народным сказкам: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок», «Заяц и лиса» и др.

Сотрудничество с родителями мы осуществляли в следующих формах:

- выступление на родительских собраниях,

- в изготовлении дидактических игр, книжек-малышек, атрибутов, театральных костюмов и декораций (домик, настольная и напольная ширмы);

- тематические выставки, беседы, оформление папок – передвижек с консультациями;

- участие в праздниках, развлечениях (папа воспитанника сыграл роль Деда Мороза).

В родительском уголке оформила наглядный материал.

Мной были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы, которые возникали у родителей в период адаптации:

- «Советы родителям по адаптации детей в детском саду».

Провела для родителей мастер-класс «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду».

 Мастер-класс способствовал сближению и взаимопониманию между родителями.

В ходе реализации проекта родители собрали альбом с фотографиями детей группы: «Настроение моего ребенка».


Список литературы

  1. Артемова Л. В.  Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва:  Просвещение, 2011. – 192 с.
  2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, 2004
  3. Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет.- М.: Сфера, 2008
  4. Давыдова О. И., Майер А. А Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. М, 2005.
  5. Доронова Н., Ерофеева Т. И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. М.: Владос, 2010
  6. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Тренинг по сказкотерапии», СПб.: Речь, 2010.
  7. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Развивающая Игра-драматизация воспитателем», СПб.: Речь, 2011.
  8. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008.
  9. Капская А.Ю., МирончикТ.Л. «Планета чудес» (Развивающая Игра-драматизация воспитателем для детей) - М.:ТЦ Сфера, 2008.
  10. Кошманская И.П. Театр в детском саду. - Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс». -2005.
  11. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Игра-драматизация воспитателем в ДОУ и семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;
  12. Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва:  Обруч, 2012. – 107 с.
  13. Мухина В.С. Детская психология: учеб. для пед. ин-тов / В. С. Мухина. – Москва:  Просвещение, 2012. – 187 с.
  14. Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007.
  15. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007.
  16. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л. Ф. Обухова. – Москва :  Российское педагогическое агентство, 2012. – 143 с.


Приложение 1

Сказки для адаптации детей раннего возраста к детскому саду

СКАЗКА №1 «Как Зайчик пошел в детский сад»

Однажды Зайка и мама-зайчиха шли в детский сад. Зайка очень переживал и расстраивался, что мама его не заберет вечером из детского сада.

Он все время спрашивал: мама, а ты вечером меня заберешь?
— Конечно, заберу тебя, Зайка. Я обязательно приду за тобой после работы.
Но зайка все никак не мог в это поверить и спрашивал все снова и снова.
Случайно этот разговор услышал Слоненок. Он ходил в ту же группу, что и зайка и спросил у Зайки на прогулке:

“Привет, Зайка! Почему ты так переживаешь, что тебя не заберут из детсада вечером? Твоя мама обещала, что придет за тобой, и она обязательно это сделает”.

СКАЗКА №2

Сказка про то, как Алла полюбила в садик ходить

— Мама, ну мама!!! Я больше не хочу ходить в детский садик, — упрашивала маму Алла. — Давай останемся дома! Ну давай!

— Хорошо, — ответила мама.

И с этого момента Алла перестала ходить в детский сад. Так прошло две недели. Однажды Аллочка с мамой пошли вместе в магазин за продуктами.

В магазине Алла увидела свои любимые сладости и попросила маму купить ей их. Мама согласилась, но сказала, что они не будут покупать сладости в магазине, потому что они слишком дорогие. Вместо этого они пойдут на рынок и купят там продукты по более низкой цене.

Алла была очень разочарована и начала плакать. Она не хотела идти на рынок, где было много людей и где было грязно. Но мама была непреклонна и сказала, что только так они смогут сэкономить деньги.

Наконец, Алла согласилась пойти на рынок вместе с мамой. Там она увидела много интересных вещей и купила себе несколько игрушек.

- Мама, мне очень грустно играть с этими игрушками одной, - сказала Алла.

Тогда мама сказала:

- Доченька, можете тебе пойти в детский сад? Там есть много детей, с которыми ты сможешь поиграть.

На следующее утро Алла сама проснулась очень рано и попросила маму отвести ее в садик.


СКАЗКА №3

Жили-были в лесу разные звери

В одном доме жила семья медведей: папа-медведь, мама-медведица, медвежонок Мишутка. В другом доме жили зайцы: мама-зайчиха, папа-заяц, старенькая бабушка Зая и маленький зайчонок. А в третьем доме жили лисы: папа, мама и дочка-лисичка. А ещё жили в лесу Волчица с Волчонком, Мышка с Мышонком и многие другие звери, большие и маленькие.

Пока малыши не подросли, они играли каждый возле своего домишка, у своей норки или у своего логова. Но вот стали они постарше, и родители решили, что пора детям друг с другом познакомиться, чтобы было им веселее играть. И устроили в лесу детский сад для зверят!

В детском саду зверят учили читать, писать, считать, рисовать, лепить, петь и танцевать. Все занятия проходили весело и интересно. Дети с удовольствием учились новым навыкам и занимались спортом.

Каждый день в детском саду был наполнен новыми приключениями и открытиями. Зверята играли в игры, пели песни, танцевали и рисовали. Они учились дружить и помогать друг другу.

Кроме того, в детском саду были организованы различные мероприятия, такие как праздники, конкурсы и соревнования. Зверят учили быть добрыми, смелыми и умными.

В конце учебного года дети получили дипломы об окончании детского сада и отправились в школу, где продолжили учиться и развиваться.

СКАЗКА №4

Как Марина в садик ходила

Жила — была на белом свете девочка Марина. Было Марине три годика, и она ужасно не любила ходить в детский садик. Каждое утро просила она родителей разрешить ей остаться дома. Родители очень расстраивались от таких слов дочери.

И вот однажды мама разрешила Марине остаться дома.

Марина была очень рада, что не нужно идти в детский сад, и весь день провела за игрой в куклы. Вечером она попросила маму рассказать ей сказку, и мама рассказала ей про Красную Шапочку.

Марина очень любила слушать сказки, и ей понравилась история про девочку, которая пошла в лес собирать ягоды и встретила там волка. Марина заснула, слушая сказку, и когда проснулась, то обнаружила, что ее подушка стала мягкой и пушистой.

На следующий день Марина попросила маму рассказать еще одну сказку, и мама снова рассказала ей про Красную Шапочку, но на этот раз Марина не заснула. Когда мама закончила рассказывать, Марина спросила:

“Мама, а что стало с Красной Шапочкой?”

Мама ответила: “Она вернулась домой и жила долго и счастливо”.

Марина была очень довольна и решила, что тоже хочет жить долго и счастливо. Она стала хорошо вести себя в детском садике и не просила разрешения остаться дома.

С этого самого дня Марина всегда ходила в детский садик.


https://kidbooms.ru/wp-content/uploads/9/7/b/97b4d26f07fbb1c2659d6bc9a8860fc7.jpg

https://vip-divan.su/800/600/https/skorohod-nn.ru/wp-content/uploads/c/8/2/c82fac4cd86924e2aa9531456c3f69e4.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие....

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"...