ЯНВАРЬ 2024 год Консультация для педагогов ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
консультация

Еськова Наталья Владимировна

Создание цифровой образовательной среды в ДОО сопряжено с рядом проблем, поскольку это абсолютно инновационная, прорывная образовательная технология, аналогов которой в прошлом нет. У педагогов и родителей возникает очень много вопросов, сопряженных с позитивным и негативным последствием развития дошкольников, это здоровье ребенка – психическое и физическое, а также на его воспитание.

 

       Современные условия развития цифровых технологий не стоят на месте. Человек идет в ногу со временем и приобретает электронные устройства необходимые ему для жизнедеятельности. Они несут в себе как отрицательные, так и положительные аспекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Мы живем в современном мире, в   период расцвета информационных и цифровых технологий, трудно представить какую-либо сферу жизни без цифровизации; цифровые технологии с огромной скоростью врываются в жизнь современного человека с малых лет, меняя традиционные взгляды и устои.

Ребенок - дошкольник, в силу своих физиологических и психологических особенностей, оказываются наиболее подверженный к информационному влиянию окружающей среды. Современные дети, уже с раннего детства знают, что такое электронные устройства (компьютер, планшет, телефон), которые им дарят на различные праздники.  Всё это привлекает огромное внимание ребенка: звуки, яркие картинки, то есть жизнь в условиях интернета. Дети намного быстрее овладевают компьютерными технологиями, чем чтением, счетом и обучением грамоте. Цифровая культурная среда является естественным окружением нового поколения детей.

Создание цифровой образовательной среды в ДОО сопряжено с рядом проблем, поскольку это абсолютно инновационная, прорывная образовательная технология, аналогов которой в прошлом нет. У педагогов и родителей возникает очень много вопросов, сопряженных с позитивным и негативным последствием развития дошкольников, это здоровье ребенка – психическое и физическое, а также на его воспитание.

       Современные условия развития цифровых технологий не стоят на месте. Человек идет в ногу со временем и приобретает электронные устройства необходимые ему для жизнедеятельности. Они несут в себе как отрицательные, так и положительные аспекты.

Рассмотрим позитивные стороны:

  • Обучение дошкольников происходит с помощью специальных обучающих программ, интерактивных плакатов и игр, использующих зрительные образы и активные формы самого ребенка. Очень хороши игры, в которых ребенку предлагается проблемная ситуация и требуется найти ее разрешение, вызывает огромный и эмоциональный интерес у детей, движение и мультипликация привлекает внимание, а значит, повышает уровень воспитательного и образовательного процессов.
  •  Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации. В Интернете дошкольники могут слушать сказки, читать книжки, отыскать интересную информацию об открытиях, путешественниках. То есть -  Интернет, на данный момент, может заменить библиотеку – краткой и быстрой и новой информацией.
  • Формирование у дошкольников навыка поиска информации развивает также способность к критическому мышлению. Данное умение формируется в старшем дошкольном возрасте.  
  •  Связь с родственниками, родителями, друзьями и воспитателями. Очень хороши специальные чаты и группы в социальных сетях, создаваемые для родителей и в которых хорошо ориентируются сами дети. Здесь воспитатель и родители могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по различным вопросам. Особенно данный плюс проявил себя в периоды дистанционного обучения, когда ребята выполняли задания, упражнения, данные в чате воспитателем.
  •  Также положительная сторона использования гаджетов, в те моменты жизни, когда необходима тишина и спокойствие. Например, как   очередь к врачу, дальняя поездка на отдых, на поезде или на машине.

Невзирая на такое количество плюсов, цифровые технологии в крошечных наивных, юных руках могут стать опасным оружием, нацеленный в первую очередь против ребенка, его дальнейший рост и жизнь в целом.

Рассмотрим негативные стороны:

             Необходимо учитывать риски для здоровья, которые несёт цифровизация.

           Исследователи доказали, что цифровая зависимость в дошкольном возрасте может повлечь риск формирования других видов зависимости: игровой, стресс, растерянность при потере информации, электромагнитные излучения, нагрузки (слуховая, зрительная, нервно-психическая).

Недостаточная двигательная активность 

 проблемы в развитии речи и мышления 

 Существуют проблемы с контролем и волевой регуляцией. 

Данный механизм в работе мозга очень важен для постановки цели и самоконтроля. 

Огромное число услуг сейчас предоставляется через интернет, а дошкольники уже знакомы с дистанционным обучением. Сам человек подвергается изменениям (трансформации) — активное взаимодействие становится отягчающим. В отличие от взрослых, которые ещё помнят реальное детство без «цифры» (Прятки; Резиночки; Лапта; Я знаю пять имён; Кис-Брысь-Мяу; Я садовником родился; Колечко – колечко), дети, нынешние подростки «родились со смартфоном в руках».

          Современное молодое поколение, стало больше сидеть дома и меньше гулять. Играть в совместные подвижные игры дети не умеют. Они теряют навык командного взаимодействия, лишившись общения на площадках и во дворах. Теперь ребёнка надо упрашивать, чтобы он вышел на прогулку, подышать свежем воздухом.

           Физическую активность, общение с друзьями, близкими взрослыми, предметную и продуктивную деятельность всё больше подменяет компьютер, планшет или сотовый телефон.

           Родителям кажется, что просмотр ярких, красочных мультфильмов как-то стимулирует фантазию ребенка, помогает познавать что-то новое вокруг себя, однако это не так. Неограниченный просмотр мультфильмов и выполнение игровых действий в планшете не вызывает у ребенка дошкольного возраста побуждений и мотивации к развитию речи, приводя лишь к перевозбуждению и переутомлению. Ребенок становится капризным, вялым, реагирует только на звук любимого мультфильма и игнорирует обращенную к нему речь взрослого.

          Если гаджет – единственный источник информации, то у ребенка ухудшается способность отличить реальность от вымысла.

С помощью родителей у детей должно сформироваться понимание того, что такое современные цифровые технологии, для чего они нужны. В связи с этим, на плечи родителей и педагогов дошкольного образования должно ложиться воспитание правильного отношения к техническим устройствам [8].

Применение универсальной компьютерной техники связано с рядом ограничений, содержащихся в СанПин (в частности, таких, как использование в образовательном процессе с детьми от 5 лет, а также ограниченно по времени – не более 5–7 минут).

 Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от компьютера у детей и снизить возможное отрицательное влияние гаджетов, нужно правильно их использовать, придерживаясь определенных правил. Несмотря на все плюсы гаджетов, помните, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники», но если вы все-таки хотите порадовать своего дитя, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать возрастной категории. Детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для этого возрастного периода.       Не используйте компьютер, в целях увлечения ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так, детям до трех лет не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, а каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку, гимнастику (разгрузку), чтобы отдохнули глазки. Деткам постарше можно разрешить проводить больше времени за монитором, однако перерывы также обязательны. И в заключение - все же не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники. Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем. Чтобы избежать возможных проблем, следите за временем, которое ваш ребёнок проводит за планшетом или смартфоном. И не забывайте, что реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными, устройствами.

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре

            Разработанная программа развития творческих способностей  через восприятие народного искусства «Завиток» рассчитана на два года обучения и яв...

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

quot;Красота созданная человеком!" доклад на тему" Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре"...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к миру природы родного края.

Патриотическое воспитаниедошкольников через приобщение детей к миру природы родного края.  «Мир, окружающий ребенка -  это, прежде  всего мир природы с безграничным богатство...

Консультация для педагогов ДОО на тему: " Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность"

Данная презентация знакомит педагогов с видами проектов в ДОО, которые можно использовать в своей работе. Подробнее останавливается на каждом из видов проетка. Надеюсь, что данная консультация поможет...

Педагогический совет по теме "Речевое развитие дошкольников через приобщение к художественной литературе"

Это презентация педагогического совета, которая транслируется во время  проведения педсовета. Начинается она с актуальности темы - это результаты анкетирования  родителей и опроса детей. Зат...