ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ «Влияние использования пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

С раннего возраста начинается жизнь человека, самый важный период, когда формируются самые фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их формирование требует адекватного влияния взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком [3].

Речь является неотъемлемой частью характера и определяет человека в широком смысле. Сегодня, как никогда, речь является главным средством, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местном, национальном и даже международном масштабе. [6]

Язык и слово традиционно трактуются в психологии, философии и педагогике как союз, в котором меняется психическое развитие различных линий - мышления, воображения, памяти, эмоций. Язык служит духовным культурным ценностям, основным каналом приобщения от поколения к поколению, а также воспитания и обучения необходимым условиям, так как человек общается важнейшими средствами, реальностью познания.

Развитие речи ребенка неотделимо от его двигательного развития. Движения рук тесно связаны с речью, что подтверждает вся история развития человечества. Жесты были первой формой общения между первобытными людьми. В то же время ребенок не сразу начинает контролировать все движения своих мышц и ему нужна помощь, чтобы научиться это делать [11].

Психологи, педагоги, лингвисты Н. М. Акарина, А. Валон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, Е. С. Пилюгина, А. М. Фонарев, н. М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие является основой психического развития. Как правило, ребенок с высоким уровнем мелкой моторики может рассуждать логически, у него достаточно развиты речь, внимание и память [13].

Речевое развитие детей пальчиковая игра для использования в работе соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей, обусловленным: ранним возрастом и ранним дошкольным возрастом, интенсивно развивается структура и функции мозга ребенка, что расширяет его возможности познания окружающего мира. Под влиянием актильно-моторного восприятия, поскольку оно является основанием чувственного познания, формируется всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека.

Пальчиковые упражнения необходимы с раннего возраста детям как сильный стимул для развития речи и один из вариантов веселого, радостного, телесно - эмоционального развитию ребенка.

Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы работы «Влияние использования пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего дошкольного возраста».

Целью работы является создание условий для развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Объект работы: речевое развитие детей раннего возраста

Предмет работы: процесс речевого развития детей раннего возраста посредством использования пальчиковой гимнастики.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

- разработать систему педагогической деятельности по развитию речи у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр;

- обогатить развивающую предметно – пространственную среду, способствующую развитию речи детей раннего возраста;

- создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам речевого развития детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся темы работы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._tvorcheskiy_otchet.docx885.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Вишенка» Калужская область, Сухиничский район, деревня Бордуково

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

«Влияние использования пальчиковых игр

 на речевое развитие детей раннего

дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель:

Т. П. Птушкина

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность

3-4 стр.

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития речи детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр.

5 стр.

1.1.        Особенности развития речи в раннем дошкольном возрасте

5-9 стр.

1.2.        Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста

10-13 стр.

1.3.        Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

14-17 стр.

Глава 2 Практическое применение системы работы по развитию речи детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр.

17 стр.

2.1.        Описание системы работы по развитию речи детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр

17-28 стр.

2.2.        Динамика и результаты работы по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

25-32 стр.

Заключение

32-33 стр.

Список литературы

34-36 стр.

АКТУАЛЬНОСТЬ

С раннего возраста начинается жизнь человека, самый важный период, когда формируются самые фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их формирование требует адекватного влияния взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком [3].

Речь является неотъемлемой частью характера и определяет человека в широком смысле. Сегодня, как никогда, речь является главным средством, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местном, национальном и даже международном масштабе. [6]

Язык и слово традиционно трактуются в психологии, философии и педагогике как союз, в котором меняется психическое развитие различных линий - мышления, воображения, памяти, эмоций. Язык служит духовным культурным ценностям, основным каналом приобщения от поколения к поколению, а также воспитания и обучения необходимым условиям, так как человек общается важнейшими средствами, реальностью познания.

Развитие речи ребенка неотделимо от его двигательного развития. Движения рук тесно связаны с речью, что подтверждает вся история развития человечества. Жесты были первой формой общения между первобытными людьми. В то же время ребенок не сразу начинает контролировать все движения своих мышц и ему нужна помощь, чтобы научиться это делать [11].

Психологи, педагоги, лингвисты Н. М. Акарина, А. Валон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, Е. С. Пилюгина, А. М. Фонарев, н. М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие является основой психического развития. Как правило, ребенок с высоким уровнем мелкой моторики может рассуждать логически, у него достаточно развиты речь, внимание и память [13].

Речевое развитие детей пальчиковая игра для использования в работе соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей, обусловленным: ранним возрастом и ранним дошкольным возрастом, интенсивно развивается структура и функции мозга ребенка, что расширяет его возможности познания окружающего мира. Под влиянием актильно-моторного восприятия, поскольку оно является основанием чувственного познания, формируется всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека.

Пальчиковые упражнения необходимы с раннего возраста детям как сильный стимул для развития речи и один из вариантов веселого, радостного, телесно - эмоционального развитию ребенка.

Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы работы «Влияние использования пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего дошкольного возраста».

Целью работы является создание условий для развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Объект работы: речевое развитие детей раннего возраста

Предмет работы: процесс речевого развития детей раннего возраста посредством использования пальчиковой гимнастики.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

- разработать систему педагогической деятельности по развитию речи у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр;

- обогатить развивающую предметно – пространственную среду, способствующую развитию речи детей раннего возраста;

- создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам речевого развития детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся темы работы, заключение, список использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР.

  1. Особенности развития речи в раннем дошкольном возрасте

Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития организма. Качественные изменения, которые ребенок проходит в первые три года жизни, очень важны. Развитие речи-одно из главных новообразований этого возраста.

Речь-это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка [25]. В общении со взрослыми ребенок учится речи. Первоначальная функция речи-коммуникативная. Речь-это, прежде всего средство общения, средство речи и понимания.

Отечественные ученые рассматривают речевые действия как завершенный акт деятельности (если он имеет определенную мотивацию, которая не осуществляется другими видами деятельности), или как речевые акты, участвующие в речевых действиях [21].

Структура речевой деятельности или речевого действия в основном совпадает со структурой любого действия, т. е. включает в себя фазы ориентации, планирования (в форме "внутреннего программирования"), осуществления и контроля. Речь может быть активной, каждый раз строящейся заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов [21].

Проблемами речевого развития занимался и Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речевого развития, основные этапы его развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений.

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка. В первые годы жизни проходит процесс формирования первой функции речи у детей, то есть овладения речью как средством общения. Он состоит из нескольких этапов:

до вербальный этап (первый год жизни).

Постепенно обеспечиваются условия, влияющие на будущее овладение речью, но ребенок еще не понимает речь окружающих взрослых и не умеет говорить сам;

этап возникновения речи (ранний возраст).

Переход совершается от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. По мнению Л. С. Выготского согласно этому способу мышления и речи происходит встреча, которая приводит психическую жизнь в совершенно новую форму, так что характерно для человека [5];

этап развития речевого общения (дошкольный возраст 3-7 лет).

Ребенок овладевает речью, использует более полно и разнообразно для общения с окружающими взрослыми. Коммуникативные факторы являются важнейшим условием возникновения и развития речи у детей, так как влияют на речевое развитие в его межличностной функции всех трех этапов (доречевого периода, его зарождения во время и после развития). Но это влияние не одинаково выражено и влияет на каждую стадию. И это в первую очередь связано с тем, что сам коммуникативный фактор меняется у детей дошкольного возраста в разные периоды [9].

Как показывают многочисленные исследования жизни ребенка, первые три года формирования речи не только количественно накапливается словарный запас. Это сложный нейропсихологический процесс, возникающий в результате взаимодействия детской среды и условий общения со взрослыми.

Еще в детстве малыши прислушиваются к звукам, следят за движениями губ матери и отца и радуются, когда слышат знакомые звуки. С первого дня они воспринимают звуки речи, собирают и собирают слова. Так, постепенно у ребенка развивается его пассивный словарный запас, который впоследствии начинает активно использовать.

На втором году жизни у ребенка интерес ко всему растет: он хочет все видеть, все знать, все брать в руки. Это желание превышает возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако для того, чтобы ребенок понимал общение, имеющихся средств (жестов, мимики, отдельных слов) уже недостаточно для удовлетворения его возросшей потребности в общении. Возникает противоречие, которое разрешается новой формой общения – активной самостоятельной речью. Этот скачок в развитии обычно происходит через 1 год 5 месяцев в возрасте 2 лет. Важным этапом во всем психическом развитии ребенка является переход к самостоятельной речи Прежде всего, это переход от младенчества к раннему возрасту.

На этом этапе развития речь ребенка носит ситуативный характер. Она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, и чаще всего принимает форму диалога. Диалог, как форма речевого общения, чрезвычайно важен, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Через диалог дети вовлекают друг друга в общую игру, деятельность, устанавливают контакт

Вторая половина второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словарного запаса ребенка. В три года, помимо быстро растущего словарного запаса, происходит усвоение грамматической структурой предложения. В этом процессе есть два периода: от 1 до 3, от 1 до 10 месяцев и от 1 до 10 до 3 лет.

Первый-это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одной неизмененной форме. Здесь четко различают стадию однословного предложения (1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев) и стадию двух-трехсловного предложения.

Первые предложения ребенка однословны и имеют несколько разновидностей:

- предложение – наименование предмета типа назывного (дядя, папа);

- предложение – обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание;

- предложение, выражаемое каким – либо междометием или автономным словом (чик – чик, ам – ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).

- слова – предложения по своему значению представляют законченное целое, выражающее какое – либо сообщение. Дети говорят о том, что в данный момент происходит, о том, что делают, видят.

- однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.

 - двухсловное предложение, его появление вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания.

Второй период в овладении грамматикой - это период овладения грамматической структурой предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешним выражением. Она характеризуется быстрым ростом различных типов простых и сложных предложений, усвоением служебных слов.

грамматическая структура речи формируется у детейк началу 3-го года жизни. Ребенок усваивает почти все случаи и все предметные отношения, которые выражаются с их помощью. Например, где моя мама?

Ситуативность речи (фрагментарная и понятная только в конкретных условиях, привязанность к данной ситуации) становится менее выраженной. Существует связная контекстуальная речь - развернутая и грамматически оформленная [14].

Но в то же время в возрасте 3 лет произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Есть еще некоторые недостатки в произношении звуков, многосложных слов, слов со слиянием нескольких согласных. Произношение слов влияет отсутствие большинства звуков, поэтому детская речь еще недостаточно ясна и понятна. В этом возрасте дети не всегда умеют правильно использовать свой голосовой аппарат, например, они не умеют отвечать на вопросы взрослого достаточно громко и в то же время говорить негромко, когда того требует ситуация (при подготовке ко сну, во время еды) [14].

В этом возрасте дети имеют большую склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи у ребенка. Взрослый следит за повторениями слов и фраз, ребенок не только запоминает их; практикуя правильное произношение звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат [14].

Существует также описательная речь ребенка. Её появление связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений и ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания. В формировании речи важная роль принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с речевыми нормами (сказкам, рассказам). Понимание речи увеличивается в объеме и качестве на третьем году жизни ребенка. Дети понимают не только речевые инструкции, но и речевой рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении содержится много сведений об объектах и событиях, недоступных непосредственному опыту ("Репа", "Три медведя", "Курица Ряба").

Совершенствуется звуковая сторона языка. Она включает в себя правильное произношение звуков языка (фонетический слух) и звуков речи. Во-первых, ребенок улавливает общую ритмическую и мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, третьего года жизни-выстраивается правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи не слишком быстрым.

Таким образом, речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления поведением, логического и образного мышления и, конечно, новых форм общения.

  1. Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста

Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей - хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче ему выражать свои мысли, чем шире его возможности в познании окружающей действительности, чем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Моторика-это целая сфера двигательных функций (то есть функций двигательного аппарата) организма, сочетающая в себе их биомеханические, физиологические и психологические аспекты [20]. Развитие руки, кисти и ручных навыков или, как это принято называть, мелкой пальцевой моторики ребенка является одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития [24].

"Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человека, были тесно связаны с речевой функцией" - пишет известный исследователь детской речи М. М. Кольцова. [14]

Педагоги и психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Монтессори, В. А. Сухомлинский и другие, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, так как через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и моторная память, речь [10].

То что уровень речевого развития детей напрямую зависит от формирования мелкой моторики рук было установлено еще в середине прошлого века. Если развитие движений пальцев отстает, то развитие речи также задерживается, хотя общая моторика может быть выше нормы. Многочисленные исследования доказали, что движения пальцев стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка [14]. Таким образом, педагог активизирует соседние отделы, отвечающие за речь развивая у ребенка мелкую моторику и тем самым стимулируя центры мозга, отвечающие за движения пальцев и речь, которые расположены очень близко друг к другу.

Тесную связь между развитием тонких движений рук и речью детей отмечала известный педагог Мария Монтессори. Она обратила внимание на то, что, если у ребенка не все в порядке с речью, значит, у него недостаточно развита мелкая моторика, требующая особого внимания взрослых вокруг ребенка.

Ученые - биологи установили, что в мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев, которые расположены очень близко [14]. Еще в 11 веке нашей эры в Китае было известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга. Восточные врачи утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. На руках много акупунктурных точек.

Игры с участием пальцев и рук способствуют гармоничному развитию тела и ума, поддерживают правильное состояние систем мозга. Регулярные упражнения для развития моторики, пальчиковые упражнения улучшают развитие познавательных процессов, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, умственные способности ребенка, снижают эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус [20, с. 7]. Они помогают улучшить произношение многих звуков, а значит - и развитие речи ребенка.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то речь развивается правильно, и интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, следует рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими инструментами (ложкой, карандашом и т. Д.) [22]

Как показывают наблюдения, подражание играет важную роль в овладении движениями рук. Э. Франус выделяет три типа подражательных реакций: 1) повторение собственных движений; 2) повторение знакомых движений взрослого; 3) повторение новых движений. Повторение собственных движений выражается в том, что ребенок начинает поворачиваться перед лицом то одной рукой, то другой, то снова первой и так далее. Есть много примеров такого подражания. Знакомые, ранее выученные движения (например, игра в "ладушки") ребенок подражает очень охотно, когда взрослый начинает их делать [9]. В народной педагогике издавна придавалось большое значение развитию движений рук и пальцев без предметов у детей раннего и младшего дошкольного возраста, так как развитие мелкой моторики включалось в различные трудовые процессы, а детей готовили к их выполнению с раннего возраста. Для этого детям в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с детскими стишками [11].

Ученые отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами по себе, а по мере расширения его деятельности, в том числе общемоторной и ручной. Развитие его кисти, двигательных навыков или, как ее принято называть, мелкой пальцевой моторики является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. По навыку работы детской руки специалисты, основываясь на данных самых современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга [9].

Развитие тонких движений пальцев предшествует появлению слоговой артикуляции. В мозге формируется проекция "схемы человеческого тела", благодаря развитию пальцев, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев [26, с. 11].

Мощным инструментом для развития ребенка является тренировка движений пальцев и кистей рук с помощью пальцевых упражнений. В момент выполнения таких упражнений эффективность работы коры головного мозга повышается. То есть при выполнении этой гимнастики тренируются не только руки, но и мозг. Эти игры очень интересны детям, они эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности, их можно проводить где угодно, они не нуждаются в специальном оборудовании. "Пальчиковые игры" как бы изображают различные сюжеты из окружающего мира – деятельность людей, природные явления, животных, предметы с помощью движений пальцев.

Выбор игр, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рекомендуется проводить во время утренней гимнастики, занятий физкультурой, в свободное время и после сна-в течение 2-3 минут. Таким образом, каждый ребенок занимается пальчиковой гимнастикой по 7-10 минут в день. Упражнения следует подбирать так, чтобы они содержали как можно больше различных движений пальцев.

С помощью специальных упражнений и игр осуществляется овладение тонко скоординированными движениями с помощью пальцевой гимнастики. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронное взаимодействие движений и речи, запоминание ряда двигательных актов, развитие мелкой моторики, необходимой для полноценного развития навыков письма [28]. Дети учатся точно выполнять произвольные движения в простых, удобных для выполнения упражнениях. При этом следует следить за тем, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения.

Таким образом, мелкая моторика рук связана с формированием всех психических процессов, а также формирует самостоятельность ребенка, а, следовательно, развивает мелкую моторику, координацию движений, концентрацию внимания, умение доводить выбранную работу до конца.

  1. Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Неэффективность любых чисто вербальных методов воздействия является особенностью работы с маленькими детьми Любые инструкции, объяснения правил, призывы к повиновению бесполезны. Даже не потому, что дети еще плохо их понимают, а потому, что до 3-4 лет малыши не могут регулировать свое поведение с помощью слов. Они живут только настоящим, и воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными мотиваторами, чем смысл слов взрослого [24]. Поэтому очень важным принципом формирования активной речи является включение слов в конкретные действия (или "единство слова и дела"). Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести определенный смысл и основываться на конкретной ситуации.

И. П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям, поскольку они несут дополнительную энергию к речевому центру, к его двигательной части, что способствует его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а, следовательно, и мышление. Таким образом, рука учится, а мозг записывает ощущения и восприятия, связывая их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления [10].

В народной педагогике созданы игры, основанные на развитии движений рук: "Ладушки", "Сорока-белобока", "Рогатый козел", "Угадай на ощупь", " Что это за предмет?", "Чудесный мешок" и др. Их значение до сих пор недостаточно понято взрослыми. Многие взрослые видят в них скорее развлекательный, а не развивающий оздоравливающий эффект [26].

Для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях используются: шнуровка; пряжки; мозаика; бусины, пуговицы разных цветов и размеров; мелкие камешки, ракушки для сортировки; выкладка [30].

Исходя из концепции дошкольного образования, необходимо соблюдать некоторые правила в работе по развитию мелкой моторики [12]:

- задания необходимо подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;

- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности;

- работу проводить регулярно, систематически;

- соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

- в процессе обучения и развития формировать у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;

- работу по развитию тонкой моторики проводить в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям, а главное - начиная с раннего возраста ребенка, с первых дней посещения детского сада.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную (массаж рук выполняется взрослым в медленном темпе, фиксируя руку малыша одной рукой, другой рукой взрослый выполняет массаж: поглаживание, постукивание) и активную. В качестве предварительного этапа детям с низким уровнем развития мелкой моторики рекомендуется пассивная гимнастика перед активной гимнастикой. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения выполняются в игровой форме. Их сложность должна быть выбрана в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук  ребенка [10].

Этапы проведения пальчиковой гимнастики.

1) Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений -- сжать пальцы в кулак, разжать.

2) Затем детям предлагаются сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки.

3) Упражнения, которые требуют высокой умственной активности детей, используются последними это пальчиковые кинезиологические упражнения -- из серии «гимнастики мозга» [14, С. 33-35].

Упражнения для пальцев могут быть включены в режим дня. Например, это можно делать утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально во время утренней гимнастики. А также перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и т. д.) дети могут "поиграть с предметом", например, передать мяч из рук в руки. Если детям предлагается комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка "Замок". Пальцевая гимнастика на занятиях физкультурой (три - четыре упражнения) очень эффективна.

Перед ужином, когда дети ждут приглашения к столу. Детям очень нравится показывать «театр в руках»: "Есть домик на солнечной поляне. В нем живет кошка. Она любит сидеть в своем кресле за столом. Но вдруг появилась мышь. Кот побежал за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кот забрался в лодку. Они пришли в густой лес, где растут зеленые, пушистые ели... (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев)».

Во время прогулки при плюсовой температуре, в процессе наблюдения за живыми и неживыми предметами, детей можно попросить изобразить пальцами: домик, скворечник, кошку, собаку, цепь, дерево и т. д. Пальчиковые упражнения желательно использовать в конце прогулки или во время отдыха. На развлечениях, во время которых активизируется мелкая моторика рук ("Смена предмета", "Передача мяча", "Посадка картофеля") [19, с. 28].

Пальчиковые игры необходимы детям с раннего возраста. Они становятся как мощным стимулом для формирования и развития речи, так и одним из вариантов радостного, теплого, телесно-эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Все начинается с детских стишков, во время которых ребенок пассивен, воспитатель или сама мама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальцы, щекоча ладонь. Затем роль ребенка постепенно становится активной: родители или педагог только произносят слова детского стишка, а пальцы ребенка двигаются самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем, создателем своей игры, а слова и движения-все ему подвластно.

Таким образом, выполняя разные упражнения с пальцами, ребенок добивается хорошего формирования мелкой моторики рук, что благотворно сказывается, содействует развитию речи, а также подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эта гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и способствует развитию речи, творческой активности. Поэтому пальчиковая гимнастика представляет собой важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребенка.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

2.1.        Описание системы работы по развитию речи детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр

Речь является основным средством человеческого общения. Без речи невозможно получать и передавать большие объемы информации. По тому значению, которое она имеет для жизни человека, речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регулирования собственного поведения [13].

Усвоение ребенком речи начинается с выделения речевых сигналов из всего комплекса, набора звуковых стимулов. Затем эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их основе формируется и развивается осмысленная, связная внешняя речь. В дошкольном возрасте ребенок на практике овладевает речью. Но, к сожалению, есть много причин, когда речь ребенка не формируется должным образом к концу дошкольного детства, и одна из них: недостаточно развитая мелкая моторика рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то развитие речи также задерживается. большое стимулирующее значение функций руки отмечают ученые. Практика показывает, что чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем большее положительное влияние она оказывает на формирование речи

Поэтому я поставила перед собой цель: создать условия для развития речи дошкольников раннего возраста с помощью пальчиковых игр. Проанализировав свою работу с дошкольниками, я столкнулась с недостаточным (по возрастным возможностям) формированием речи у детей раннего возраста: недостаточным словарным запасом; бедной диалогической речью. Я поняла, что окружение ребенка (семья, родственники), по большей части, недостаточно или мало общается с ребенком, не знает возрастных особенностей маленьких детей.

Прежде всего, я начала свою работу с изучения педагогических условий для проведения, использования пальчиковых игр как средства формирования и развития речи детей раннего возраста и методической литературы, отобрала информацию, которая необходима для дальнейшей систематической работы с детьми.

Для решения поставленных задач разработала систему педагогической деятельности по развитию речи детей раннего возраста «Пальчиками играем – речь развиваем». Данная система предполагает работу в нескольких направлениях:

  1. Непосредственная работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр; обеспечение положительного эмоционального фона жизнедеятельности детей.
  2. Разработка программно – методического обеспечения;
  3. Включение в педагогический процесс всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей.

Игры с пальчиками малышей подбираются с учетом их возрастных возможностей и постепенно усложняются, от ребенка не требуется соответствовать его психомоторному и физическому развитию.

Пальчиковые упражнения условно делятся на две группы:

упражнения для кистей рук,

упражнения для пальцев рук.

Упражнения для кистей рук делятся в свою очередь на подражательные и упражнения для напряжения и расслабления мышц рук, закрепляющие положение пальцев в определенном положении на непродолжительное время.

Упражнения для пальцев рук делятся на статические и динамические.

Статические упражнения для пальцев совершенствуют полученные навыки, закрепляют, улучшают точность. Динамические упражнения улучшают координацию движений, развивают точность, быстроту, подвижность пальцев. Рисунок 1:

В своей работе использую следующие методы:

-разучивание потешек, стихов;

- использование атрибутов к пальчиковым играм;

- изобразительное творчество;

- применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.

Указанные методы реализую через приемы:

- разминание. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как "вверх-вниз", "вперед-назад". Иногда я устраиваю пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали друг другу руки.

- массажные движения ускоряя передачу нервного возбуждения от одного элемента к другому создают благоприятные условия для мышечной деятельности. В зависимости от темпа массажа он может быть быстрым, средним или медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, наоборот, уменьшается. Если техники выполняются в среднем темпе, то обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает усталость, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость;

- поглаживание. Поглаживания могут быть прямыми, спиральными, зигзагообразными, попеременными, продольными, круговыми и комбинированными. Поглаживание следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью;

- растирание. Осуществляется подушечками пальцев или ладонью, а также может быть зигзагообразным, спиральным и прямым. В отличие от поглаживания, к поверхности прикладывается определенное, конкретное  давление, и рука не скользит по ней, а скорее слегка двигает кожу, образуя складку спереди.

- вибрация. Включает в себя похлопывание, рубку, колотье, встряхивание, встряхивание и т. д. Оказывает сильное влияние, воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная уменьшает, снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

- пальчиковый массаж. В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. В этой работе используется несколько видов растирания: круговое с подушечками пальцев, круговое с ребром ладони, спиральное с основанием ладони, зигзагообразное и прямолинейное. В дополнение ко всем этим массажным приемам во время игр активно, динамично используются встряхивание и поглаживание пальцев.

Помимо непосредственно игры пальцами, я использую в своей работе игры с пластилином, камнями и горохом, игры с пуговицами и шнуровкой. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с говорением (произнесение небольшого стихотворения, детского стишка) или с пением. Наиболее эффективно и результативно проводить занятия и радовать детей позволяет синтез движения, речи и музыки. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим мастером своих рук и десяти пальцев, выполнять сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Свою работу выстраиваю на основе принципов проведения пальчиковых игр:

- выполнять упражнение вместе с ребенком, демонстрируя при этом собственную страсть к игре;

- при повторной игре дети часто начинают частично произносить текст (особенно начало и конец фраз). Постепенно текст заучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- после выбора двух-трех упражнений они постепенно заменяются новыми;

- вы можете оставить свои любимые игры в своей картотеке и вернуться к ним по желанию ребенка;

- не стоит ставить перед ребенком сразу несколько сложных заданий (например, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, а невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;

- не нужно заставилять ребенка играть, но нужно понять причины отказа, по возможности устранить их (например, изменив задание) или изменить игру.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Я демонстрирую свою заинтересованность в игре, выполняю все упражнения совместно с детьми. При выполнении упражнений я задействую, по возможности, все пальцы руки. Я слежу за правильным, точным и удобным положением руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Я слежу за тем, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц рук, чтобы они приносили удовольствие и радость. Во время пальчиковых игр мое положение относительно ребенка зависит от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре участвует только одна ручка, то я сажусь сбоку от ребенка, если обе, то, напротив.

В работе использую следующие виды пальчиковых игр:

Название

Содержание

Цель

«Рамки-вкладыши»

Предназначены для детей от 1 года. Складывать разные предметы в контейнер, сравнивать размеры коробок, попробовать совместить чашки.

сравнение формы и размера.

«Действия с предметами»

Начиная с полутора лет.

- Сортировка овощей и фруктов по размеру:

- Перебирать крупы, горох, фасоль.

- Игры с песком и водой.

- Расположить пуговицы по размеру, цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Надевать и снимать варежки и перчатки.

- Нанизать бусины, катушки и т. д. на толстую нить, проволоку, тонкую веревку.

развитие тонких движений пальцев и кистей рук:

«Мозаика»

Крупная, мелкая, напольная мозаика.

-выкладывание «по замыслу»;

-выкладывание «дорожек» разного цвета;

-выкладывание узора по образцу.

развитие творческих способностей, воображения, координации движений рук.   Ориентировка на плоскости, закрепление знаний цветов.  

«Игры-шнуровки»

шнуровка-это увеличенная копия привычного предмета: пуговицы, обувь, предметы одежды.

развитие мелко моторных навыков

Потешки и стишки, сопровождаемые движениями пальцев.

Я использую его на занятиях и в различных видах детской деятельности.

Развитие речи, памяти, мышления, слухового восприятия; обогащение словарного запаса детей.

«Игры – манипуляции»

Ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.

("Сорока-белобока", "Этот пальчик хочет спать", "Ладушки-ладушки")

Развитие речи, памяти, мышления, слухового восприятия; обогащение словарного запаса детей.

Сюжетные пальчиковые упражнения

Изображения мебели и транспортных средств, птиц, домашних и диких животных, деревьев, насекомых и т. д.

"Пальчики здороваются", "Грабли", "Цветы", "Ежик".

Развитие речи, памяти, мышления, слухового восприятия; обогащение словарного запаса детей.

Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)

"Колечко" — поочередно касайтесь пальцами рук, соединяя их в кольцо.

"Кулак-ребро-ладонь" - последовательно меняют три положения: ладонь, сжатая в кулак, ладонь с ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола .

"Ухо-нос" - держите кончик носа левой рукой, а противоположное ухо правой, затем одновременно опустите руки и измените их положение.

Компенсация работы левого полушария;

Развитие внимания, сосредоточенности.

Игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук

Используются традиционные массажные движения - растирание, разминание, щипание, надавливание. "Капуста", "Ежик".

развитие мелко моторных навыков

«Театр в руке»

Разыгрывание небольшого сюжета под стихотворное сопровождение. «У оленя дом большой», «Закаляка».

Эти игры развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.

Адаптационные пальчиковые игры

Любые игры со стихотворным сопровождением, понятным детям.

Позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;

Помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;

Дарят малышам минуты радости, вызывают у них положительное отношение к детскому саду.

Составила перспективный календарно – тематический план работы (Приложение 1, 2), разработала цикл занятий по развитию речи на основе пальчиковых игр (Приложение 3), реализовала проекты по лексическим темам по развитию речевых навыков у детей младшего возраста "Наши пальчики-друзья" (Приложение 4),

F:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\пальчики\IMG_3359.JPGF:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\пальчики\13.JPG

F:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\пальчики\IMG_3363.JPG

"Пальчиковая страна" (приложение 5),

F:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\театр\IMG_3373.JPGF:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\театр\IMG_3279.JPGF:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\рисование на манке\IMG_3320.JPG

«Тактильная книга» (Приложение 6) F:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\тактильная книга.jpg

для качественной и систематической работы по развитию речи на основе пальчиковых игр.

В процессе работы над развитием речи у детей раннего возраста обогатила развивающую предметно-пространственную среду, используя разнообразные материалы:

F:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\вкладыши\SAVE_20210212_241533.jpgF:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\прищепки\SAVE_20210217_074415.jpgF:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\рисование на манке\IMG_3317.JPG

F:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\крупа\IMG_3350.JPG

-пальчиковые бассейны с различными наполнителями;

- мозаика (мелкая и крупная);

- бусы и пуговицы разной величины;

- контейнеры с разнообразным материалом;

- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;

- дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания» шнуром;

 - различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;

 - наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;

 - наборы пластмассовых и деревянных палочек;

 - разнообразные мелкие игрушки;

- массажные мячи;

- наборы ткани разной фактуры и плотности;

- текстильные игрушки;

- резиновые игрушки разной плотности;

- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок);

- мелкий конструктор;

- бизиборд;

- тактильная книга.

Подобрала иллюстративный, познавательный и раздаточный материал:

- создала картотеки пальчиковых, речевых игр и упражнений;

- обновила настольно – печатные игры и создала пособия для формирования сенсорных ощущений («Тактильная книга»);

- центр художественно- эстетического развития обогатила различными видами театра (пальчиковый, би-би-бо, варежковый, настольный и др.), дополнила костюмами и масками; F:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\театр 1\IMG_20210223_140527.jpg

- подобрала аудио и видеотека сказок, потешек, мелодий, детских песен.

Для повышения компетентности родителей в развитии речи детей раннего возраста проводились открытые просмотры совместных образовательных мероприятий, индивидуальные беседы, консультации (Приложение 8) ("Пальчиковые игры для детей младшего возраста", "Развитие эмоций через пальчиковую игру"). Регулярно проводила "Школу для родителей", в которой знакомила родителей с пальчиковыми играми, давала рекомендации по развитию речи в домашних условиях (Приложение 9).

F:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\родители\DSC_0176.JPG

Родители являются активными помощниками в организации учебного процесса. Я старалась максимально вовлекать родителей в активное участие. Проведены консультации: "Значение пальчиковых игр в развитии речи у детей дошкольного возраста", "Пальцы помогают говорить!". Я информирую родителей о состоянии речи их детей, широко использую информацию в родительских уголках, в папках, на сайте детского сада: "Речь ребенка в три года: нормы и отклонения", "Пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста", "Показатели речевого развития детей третьего года жизни". Разработала рекомендации и памятки, в которых прописала необходимость давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, расстегивать молнии, пуговицы), так как эти действия являются базовыми, они формируют ручной навык. Например: "Ум ребенка находится у него под рукой. Пальчиковые игры", "Развитие речи ребенка через пальчиковые игры" и др.

Организуя взаимодействие с воспитателями дошкольного учреждения, проводила консультации и мастер-классы по развитию речи маленьких детей: "Пальцы помогают говорить", "Наши пальцы-друзья" и др.

F:\НатаЛео\Дополнительно\аттестация пальчиковые игры\От клиента\фото\коллеги\IMG_3542.JPG

Таким образом, развитию мелкой моторики рук способствовало использование полного спектра пальчиковых игр, а также увеличивало умственную активность ребенка, психические процессы (внимание, память), развивало у детей речевые способности, общительность. Вывод, к которому я пришла: многообразие пособий пробудило у детей интерес к пальчиковым играм, а также повысило творческие способности. Для многих родителей уже не секрет, что психическое развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависят от развития мелкой моторики.

  1. Динамика и результаты работы по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Мониторинг проводился в виде пошагового изучения результатов формирования мелкой моторики кисти у детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр. Когда я начала работать в группе детей, то заметила, что не у всех детей достаточно хорошо развиты такие важные навыки, как координация, сенсорное восприятие, ловкость. Движения детей характеризовались неловкостью, плохой координацией движений, чрезмерной медлительностью или, наоборот, импульсивностью. Большинство детей с трудом овладевали навыками самообслуживания. Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, мануальной деятельности, речевом развитии.

Мною было проведена педагогическая диагностика по методикам:

- «Перебор пальцев» Е.И. Рогов:

- тестовая диагностика Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 2-4 лет»;

 - «Одновременное и поочередное сжимание кистей»  Е.И. Рогов.

Критерии определялись по следующим показаниям:

- развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук;

- смены движений кистей рук по образцу и без;

- точность движений с ускорением при повторениях.

Перед началом работы проводилось диагностическое обследование каждого ребенка, выявляющее начальный уровень сформированности мелкой моторики у детей раннего возраста. Я использовала методику "Перебор пальцев": во время игры "Ловкие пальцы" нужно было поочередно касаться большим пальцем 2-го, 3-го, 4-го и 5-го пальцев пять раз подряд (сделать 5 серий движений). Сначала – одновременно обеими руками в медленном темпе (2-3 серии движений). А затем-в максимально быстром темпе (5-7 серий движений). Детям было трудно сгибать и двигать пальцы попеременно навстречу друг другу. Не все дети были способны выполнять движения в нескольких повторениях. Много раз мы ошибались, путали пальцы.

По наблюдениям, низкий уровень оценивался у тех детей, у которых мелкая моторика отстает от возрастной нормы. Движения скованы, ловкость не наблюдается. Нарушена координация рук. Детям сложно имитировать движения, выполнять действия по образцу.

Средний уровень - у детей достаточно хорошо развита общая и мелкая моторика. Но бывает, что дети испытывают сложности с быстрой сменой упражнений пальцами.

Высокий уровень-у детей хорошо сформированы общие и мелкая моторика. Высоко развита четкость и координация движений. Движения пальцев и рук точны, ловки, и они справляются со всеми задачами своевременно, быстро и легко. На первом этапе высокий уровень не был выявлен у детей.

Затем была проведена следующая методика тестовой диагностики Т. В. Кабановой и О. В. Домниной "Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 2-4 лет". Здесь было выявлено развитие координации движений мелкой моторики рук и синхронизации движений мелких мышц обеих рук. Выполнялись простые упражнения: шоу "Рогатый козел", "Заячьи ушки", покажи "Очки", "Игра на пианино".

В ходе выполнения нескольких заданий дети с удовольствием выполняли движения, стараясь запомнить, какие движения следует делать для выполнения определенного задания. В принципе, успех во второй методике есть, но темп выполнения задания все равно средний, потому что наблюдалась общая скованность и медлительность движений, несогласованность движений, замедленность процесса освоения.

По результатам третьей методики выявлено отсутствие таких двигательных качеств, как точность, верность, координация, ловкость, сила, гибкость. Можно отметить общую двигательную неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение мануальной моторики, общую скованность и медлительность в выполнении движений, несогласованность движений, медлительность в процессе освоения новых движений.

Таким образом, было выявлено, что у детей раннего возраста не развивалась мелкая моторика: преобладали низкий и средний уровни мелкой моторики, а высокий уровень не диагностирован.

Диаграмма развития речи и моторики рук в группе раннего возраста

2018 – 2019 учебный год.

В процессе проведения повторной диагностики  прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей: со средним уровнем и с высоким уровнем.

Диаграмма развития речи и моторики рук в группе раннего возраста

2019 – 2020 учебный год.

По результатам диагностики был определен план работы на следующий учебный год с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Мониторинг, проведенный в конце года, показал, что процент детей в группе со слабыми навыками и компетенциями в развитии мелкой моторики снизился, а также выявил положительную тенденцию в речевом развитии детей. Работая над развитием мелкой моторики рук у маленьких детей, я добилась определенных, конкретных результатов. По моим наблюдениям, у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, улучшилась общая координация движений детей. Выполняя различные упражнения с пальцами, дети добиваются хорошего развития мелкой моторики рук, что не только благоприятно сказывается на развитии речи (так как это возбуждает центры речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает, пропадает скованность движений, это еще больше облегчает приобретение навыков письма. Планомерная работа в этом направлении позволила достигнуть положительных результатов.

Сводная диаграмма развития речи и моторики рук  2018 – 2019, 2019 – 2020 уч. год.

                                                   

По результатам мониторинга за два учебных года наблюдается положительная динамика в развитии речи и мелкой моторики рук детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует развитию речи. Во время" пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику своих собственных рук. Это развивает ловкость, способность контролировать свои движения и концентрацию внимания на одном виде деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раннее детство-это особое время в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается фундамент для дальнейшего становления, формирования и развития ребенка как личности. Основными главными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные изменения, которые претерпевает ребенок в первые три года жизни, очень значительны.

Речь ребенка включена в его практические объективные действия и неотделима от них. Ребенок может говорить лишь о том, что он видит и что он делает здесь и сейчас. Поэтому включение слов в конкретные определенные действия является очень важным принципом формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести определенный, конкретный смысл и основываться на ситуации. Созданию такой речепорождающей ситуации, активизирующей речь детей, способствует пальчиковая гимнастика - эту особую психолого-педагогическую задачу должен решать педагог.

В процессе работы я пришла к выводу, что пальчиковая гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и содействует развитию речи, творческой активности, является очень важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

В рамках педагогического мониторинга выявила новую тему для работы, которая я считаю актуальна и будет интересна и мне и моим воспитанникам «Арт – терапия как средство развития  творческих способностей детей дошкольного возраста».

Данные проблемы стали основанием для выбора этой темы на следующий меж аттестационный период.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. /А.Е.Белая, В.И Мирясова. - М.: Линка-Пресс, 2002. - 392 с.
  2. Бех, И. Д. Категория «отношение» в контексте развития образа «Я» личности [Текст] / И.Д. Бех // М.: ИЦ Академия. - 2013. – 203с.
  3. Божович, Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Т.А. Божович. - М.,1968.- 168с.
  4. Вересов, Д. Воспитание чувств. Кн.1. Ближний берег Нила [Текст] / Д. Вересов. - СПб.: АСТ. - 2011. - 442 c
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд.5, испр.--Издательство "Лабиринт", М. , 1999. -- 352 с.11.
  6. Игра дошкольника [Текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.--М.: Просвещение, 1989.-- 286 с.: ил.
  7. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб, 2011. – 434 с.
  8. Исенина, Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном периоде [Текст] / Е.И. Исенина //Докт. дисс. - М.,1986.
  9. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками [Текст] / С.Н. Карпова. - М., 1967.- 94с.
  10.  Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. - Ростов-на-Дону, 1987.- 158с.
  11. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст] / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 2.- С.-76-78.
  12. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка [Текст] / М.М. Кольцова.М.: Педагогика, 1973.- 144с.
  13. Кольцова, М.М. Движение и развитие сенсорной речи [Текст] / М.М. Кольцова.- М., 2000.-210с.
  14. Кольцова, М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: Питер, 1998.

  1. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.,1986.- 206с.
  2. Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 4. - С. 33-35.
  3. Маркова, Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным. Игры и упражнения для развития координации и точности движений [Текст] / Е. Маркова // Дошкольное воспитание. - 1996.- № 2.- С. 76-79.
  4. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева - Ярославль: Академия развития, 1996. -240 с.
  5. Ночевник, М.Н. Человеческое общение [Текст] / М.Н. Ночевник.-М.: Просвещение, 1986.- 180с.
  6. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже.- М., 1932.- 400с.
  7. Плутаева, ЕРазвитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев, Д. Вавилова. // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 3.- С. 28-35.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Академия, 2005.-264с.
  9. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.,1964.- 468с.
  10. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.
  11. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. - М.:ООО АСТ, 1999.- 220с.
  12. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
  13.  Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова.- М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
  14. Смирнова, Е.О, Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет [Текст] / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова.- МГППУ, 2003.- 128с.
  15. Ушакова, Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. - 1999. - N3.- С.59-69.
  16. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  17. Хрестоматия «Возрастная и педагогическая психология» [Текст] / Д.Б. Эльконин; под ред. И.В. Дубровиной, М.: Академия, 2008 г. – 382 с.
  18. Цвынтарный, Л. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / Л. Цвынтарный, М.С. Воронцова.- М.: Спб, 1999.-164с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования «пальчиковых» игр в развитии детей раннего возраста в детском саду и семье.

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I Психолого-педагогические особенности игровой деятельности ребенка – дошкольника………………..…………….. 1.1 Генетические корни игры…………..……………………………… 1.2 Игра – ведущий вид де...

Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста

•Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...

«Использование пальчиковых игр для развития детей раннего возраста».

Введение. Пальчиковые игры – это простые, веселые игры и упражнения, которые помогаютналаживать прочный эмоциональный контакт взрослого с детьми. Для детей нет ничегоинтереснее игры, а игры с па...