Семинар - практикум "Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников"
презентация

Лазарева Анастасия Олеговна

Семинар - практикум "Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников»

Слайд 2

Цель : Систематизация знаний педагогов ДОУ в воспитании дошкольников в труде. обеспечение интегрированного подхода в организации педагогического процесса Задачи: - Показать особенности трудовой деятельности дошкольников, - раскрыть большие её возможности для формирования у детей качеств, которые необходимы для жизни в обществе. -Рассмотреть методику организации разнообразной трудовой деятельности ребёнка- дошкольника . -изучить специфику содержания и форм трудового воспитания дошкольников в условия ДОУ.

Слайд 3

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни К . Д. Ушинский В ФОП и ФГОС ДО предусмотрены позитивные установки к различным видам труда и творчества. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде. Труд должен радовать ребёнка, и наша с вами главная задача - развить это чувство. Мы с вами должны уделять особое внимание развитию трудолюбия, ведь потом приучить ребенка к труду будет намного сложнее . Практика показывает, что трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач : - формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества; - воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; - развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Слайд 4

В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание Продолжается формирование у детей желания к посильному труду. Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания. Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Сформированные навыки и умения совершенствуются .

Слайд 5

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов: - принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности ; - принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений ; - принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка ; - принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности ; - принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий , требований, методов возрасту и особенностям развития ); - принципа развивающего образования (системности и последовательности ); -принципа новизны (использование новейших информационных технологий ); - принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий);

Слайд 6

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя 5 компоненты: мотив, цель, трудовые действия , планирование, результат . Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности . В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение ; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). • Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу. Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка. Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может убрать посуду со стола, помыть игрушки , вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без показа , а по словесному объяснению. Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Слайд 7

Трудовое воспитание в детском саду осуществляется через следующие виды труда : Самообслуживание , Хозяйственно-бытовой труд , Труд в природе , Ручной труд Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно- гигиенические процедуры . Формирование навыков самообслуживания осуществляется в двух формах: − индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); − групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания). Существует ряд проблем и трудностей, связанных с приучением ребенка к самообслуживанию. Но как достичь успеха в формировании навыков самообслуживании? - Предлагаю вашему вниманию шесть уровней помощи взрослого при обучении навыкам самообслуживания: 1 уровень: совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий ; 2 уровень : частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам ); 3 уровень: взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого ; 4 уровень: ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию взрослого ; 5 уровень: ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одном предмету одежды в нужном порядке ); 6 уровень: ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Слайд 8

Следующий вид труда – это хозяйственно-бытовой труд - направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно- бытового труда. Младший возраст Средний возраст Старший дошкольный возраст Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

Слайд 9

Следующий вид труда – это труд в природе - уход за растениями, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка, теплице. Компоненты, которыми овладевают дошкольники в процессе труда в природе Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе

Слайд 10

Еще один вид труда - ручной труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей. Ручной труд требует умения владеть ножницами. После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда. Старшая группа Подготовительная группа В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).

Слайд 11

В педагогической науке разработаны и вошли в практику такие формы организации труда детей дошкольного возраста как Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. К слову, поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В.Г.Нечевой , А.Д.Шатовой ). Поручения в нашем детском саду широко используются во всех возрастных группах. Дежурство - труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Уже давно стали традиционным дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

Слайд 12

Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так , для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы - лейки. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда (лопаты, совки, ведра, лейки, тачки, носилки и др .) должны быть удобны для детей и изготовлены из легкого, но достаточно прочного и безопасного для здоровья детей материала. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала (семян, шишек, желудей), нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие. Целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы; в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки, а для дежурных по столовой – фартуки, косынки, колпаки или пилотки.

Слайд 13

Еще один важный аспект: обязательно привлекать родителей к решению данной проблемы. Формы и методы работы с родителями: Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на подоконнике и др.). Оформление групповых комнат к праздникам. Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей). Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини- музеев ) Встречи с интересными людьми (из числа родителей). Итак, какой же вывод мы можем сделать : чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач, развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу. Что это значит? Предусмотреть, как будет организован труд детей. Определить эффективные формы трудовой деятельности. По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий. Подготовить необходимое оборудование . Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности. Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности, чтобы вызвать чувство удовлетворения, гордости за свой труд.

Слайд 14

Регулярная и правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты или целевые ориентиры: • повышен интерес к труду; • сформированы навыки совместной деятельности; • расширены представления детей об окружающем; • создана благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления; • раскрыты склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка; • укреплены товарищеские связи; установлены тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, сотрудничество и поддержка станут нормой поведения; • Сформировано чувство общественного долга. В соответствии с ФГОС и ФОП, трудовое воспитание в детском саду - это целостная система. Участие ребенка в общественно полезном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»

Выступление воспитателя МБДОУ № 43 А.Л. Петровой на мероприятии муниципального уровня: В выступлении раскрывается влияние трудового воспитания на всестороннее развитие личности старшего дошкольника. Д...

«Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следу...

Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

laquo; Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».( А.С. Макаренко)Труд и способность к труду не дается...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...

Презентация к семинару "Современные подходы к трудовому воспитанию в свете ФГОС ДО"

Данны презентация может быть полезна старшим воспитателям и воспитателям при подготовке к методическому мероприятию, направленному на обсуждение вопросов трудового воспитания дошкольников...

Семинар "Современные подходы к трудовому воспитанию в свете ФГОС ДО"

Материал может быть полезен методистам, старшим воспитателям, воспитателям при подготовке к методическим мероприятиям, посвященным обсуждению вопросов трудового воспитания дошкольников...