Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта "Будь вежлив!" .
проект (старшая группа)

Казарян Кишмиш Самвеловна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления»

Кафедра дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования

Аттестационная работа

                          по дополнительной профессиональной программе

             профессиональной  переподготовки

«Педагогика и психология развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ»

Тема  Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта “Будь вежлив!”

Аттестационная работа выполнена обучающимся

__Казарян Кишмиш Самвеловна___ (фио)


________________ _________________ (подпись)        (дата)

Руководитель аттестационной работы

_Соломенникова О.А., к.п.н., доцент 

        (фио, ученая степень, ученое звание)


________________ _______________ (подпись)        (дата)

Заведующий кафедрой

__Гладкова Юлия Андреевна_____________ (фио)


________________ _______________ (подпись)        (дата)

Декан факультета профессиональной переподготовки

__Рытова Ирина Викторовна_____________ (фио)

                                                                             2024 год


_________________ _______________ (подпись)        (дата)

Оглавление

 

Введение---------------------------------------------------------------------------------------3

 Глава 1. Структура проекта “Будь вежлив!” и условия его реализации

1.1 Описание условий реализации проекта: характеристика образовательной организации, дошкольной группы.-----------------------------------------------------6

1.2 Характеристика контингента участников реализации проекта “Будь вежлив!”.------------------------------------------------------------------------------------------10

1.3 Цель, задачи и основные этапы реализации проекта “Будь вежлив” (план проведения проекта). --------------------------------------------------------------------------13

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре поведения, вежливости в процессе реализации проекта “Будь вежлив!”

2.1 Исследование особенностей представления детей старшего дошкольного возраста о культуре поведения  (констатирующий этап экспериментальной работы).-------------------------------------------------------------------------------------21

2.2 Экспериментальное внедрение проекта “Будь вежлив” как средство развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре поведения в целом (формирующий этап экспериментальной работы).------29

2.3 Результаты экспериментального внедрения проекта “Будь вежлив” как средства развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре поведения, вежливости у людей (контрольный этап экспериментальной работы).----------------------------------------------------------43

Заключение--------------------------------------------------------------------------------49

Список используемых источников---------------------------------------------------51

Приложение 1: Анкета для родителей ---------------------------------------------52

Приложение 2:  Анкета для родителей---------------------------------------------54

Введение

     В наши дни стало сильно необходимо воспитывать детей таким образом, чтобы понятие “культура поведения” не искривило, или вообще не исчезло из человечества. Наблюдая за детьми  долгое время, сегодняшняя картина показало, что поведения наших дошколят, неумение правильно себя вести в саду, в обществе, дома и в различных местах, создает определенное препятствие, которое, соответственно, усложняет, мешает его отношениям со сверстниками, со взрослимы, с другими людьми.  Они всё чаще нарушают  установленные нормы в обществе, очень грубой, жестокой форме общаются с людьми, которое в принципе, не допустимо, а тем более в этом возрасте.

     Парой дети, не умея побороть свою жестокость, враждебность, ведут себя чересчур неадекватно. Исходя из этих проблем, которые уж очень важны, нужно разработать разные методы, механизмы, программы внедрения и формирования наилучшим образом культуры поведения, вежливости, чтобы сегодняшняя картина изменилась в лучшую сторону. И это надо делать, систематически, с пристальным наблюдением в дошкольном возрасте.

     С детского сада нужно формировать культуру поведения детей, нормы и правила вежливости, воспитанности. Поэтому и данная тема является актуальной и следует её исследовать.  

     С.В.Петерина  культуру поведения дошкольника рассматривает как "совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности".

     Именно культура поведения помогает ребёнку в общении с другими людьми, с окружающими. Ребёнок первые и элементарные представления о культуре поведения, нормы поведения получает именно в семье, и, соответственно, в детском саду. Стоит отметить, что и в этом возрасте у ребёнка накапливается первый опыт нравственного поведения, у него формируются первые навыки правильного, вежливого поведения. Также в дошкольном возрасте у детей формируются навыки положительных, правильных взаимоотношений со сверстниками, взрослимы, и так далее. Ребёнок начинает учиться быть самостоятельным и поддерживать порядок и чистоту в его месте нахождения.

     В содержании культуры поведения дошкольников С.В. Петерина условно выделяет следующие компоненты:

  • культура деятельности,
  • культура общения,
  • культурно-гигиенические навыки и привычки.

В работе мы вернемся к этим компонентам и рассмотрим их.

      Проблема: При каких условиях проект «Будь вежлив» будет являться эффективным средством воспитания культуры поведения и вежливости у детей 5-6 лет?

Данная проблема позволила нам сформулировать цель итоговой работы: Эмпирическим путем подтвердить эффективность проектной деятельности в воспитании культуры поведения детей 5-6 лет.

Цель:

     С  помощью различных педагогических  процессов, средств,  вовлечением разных специалистов, детей и родителей реализовать столь важный и необходимый проект по формированию культурного поведения,  вежливого отношения и общения у детей.

На основе поставленной цели нами были сформулированы задачи работы:

Задачи:

  • Изучить данную проблему у детей 5-6 лет.
  • Дать детям представление о многообразии культуры поведения и вежливости в целом.
  • Расширить знания детей 5-6 лет о культуре поведения с различными способами.
  • Вовлечь родителей вместе с детьми в исследовательский процесс.
  • Изучить все имеющие материалы, методики по данной проблеме, и, соответственно, внедрять, применять их в работе с детьми 5-6 лет.
  • Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов.
  • Воспитывать уважение, и уважительное отношение ко всем людям, и к тому, что делают.
  • Научить выполнять правила культуры поведения с помощью показов презентации, поучительных ситуации, походов в театр, нахождение в иллюстрационных сказках.
  • Оценить результаты внедрения проекта «Будь вежлив», как средство воспитания культуры поведения и вежливости у детей 4-5 лет.

     База реализации проекта. МБОУ “ОЦ Вершина”, д. Путилково, Московская области.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложении.

Глава 1

Структура проекта “Будь вежлив” и условия его реализации

  1. Описание условий реализации проекта: характеристика образовательной организации, дошкольной группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ‘‘ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ‘‘ВЕРШИНА’’ МБОУ ‘‘ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ‘‘ВЕРШИНА’’ (далее – Организация) функционирует с 2020 года.

Организация расположена в микрорайоне городской округ Красногорск,  ближайшими географическими объектами являются Алешкинский археологический комплекс (Алешкинский лес); социально-культурные объекты вблизи с Организацией: социальные службы и фонды, Центр Инноваций Социальной сферы. Вблизи ещё находится Храм Архангел Михаила и так далее.  

 Управление        образовательной         организацией        осуществляется        в соответствии  с  законодательством Российской        Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Управление образовательной     организацией         осуществляется     на     основе     сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ст. 26 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В настоящее время в учреждении функционирует 17 групп.

Образовательная деятельность в Организации осуществляется в следующих видах групп: общеразвивающей направленности - 12 групп; компенсирующей направленности - 0 групп; комбинированной направленности - 5 групп.  

Режим работы ДОУ: с 7.00 до 19.00 (12 часовое пребывание). Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом

и видом дошкольного образовательного учреждения.

Социальный      статус      и      образовательный      уровень      родителей воспитанников определяет возрастающий социальный заказ на качественные образовательные услуги.

Большое внимание в ДОУ уделяется изучению контингента родителей.

     Порядок комплектования Учреждения детьми согласовывается с Учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Количество воспитанников ДОО  регулируется нормами СанПиН и СП и ежегодно может изменяться  в рамках предельной наполняемости групп  в возрасте от 1,5  до 7-8 лет, в соответствии с  комплектованием.

     Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Взаимоотношения между Организацией и родителями (законными представителями) регулируются договором.

     Воспитательно-образовательный процесс осуществляется с учетом особенностей контингента воспитанников: возрастных, полоролевых особенностей, их состояния здоровья, типа темперамента, национальной принадлежности.

Возрастной состав обучающихся Организации

Возрастная категория

Возрастная группа

Количество групп

1,5-2 года

Группа раннего возраста

нет

2-3 года

I младшая группа

2 группы

3-4 года

II младшая группа

2 группы

4-5 лет

Средняя группа

2 групп

5-6 лет

Старшая группа

3 групп

6-7 лет

Подготовительная группа

2 группа

     Образовательный процесс в Организации осуществляется в соответствии с Образовательной программой, утвержденной Приказом от 30.08.2023 г. №212/2-ОД.

“Об утверждении основной Образовательной программы дошкольного отделения МБОУ “ОЦ “Вершина”” (ДО)”

     В  ДО созданы безопасные условия пребывания детей и сотрудников,

соответствующие противопожарным требованиям, требованиям охраны

труда, антитеррористической         безопасности,        санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Основными направлениями деятельности ДОУ по обеспечению        безопасности        участников        образовательных         отношений являются: охрана труда; охрана жизни и здоровья воспитанников; пожарная безопасность; антитеррористическая защищенность; санитарно-гигиенический режим.

     Для обеспечения безопасности образовательного процесса ДОУ оборудовано системой: кнопкой «Тревожной сигнализации» (экстренный вызов службы охраны);         автоматической пожарной сигнализацией; первич-ными средствами пожаротушения, вывод сигнала в Пожарную часть «Стрелецмониторинг».

     Разработан         Паспорт        безопасности        объекта. Осуществляется круглосуточный контроль за помещениями и территорией ДОУ.

В ДО разработан Паспорт дорожной безопасности и Паспорт антитеррористической        безопасности, в        котором        определена система безопасности всех участников образовательного процесса и системы передачи сигналов для быстрого реагирования служб безопасности. С целью выполнения        инструкций  по        охране     труда        сотрудников проводятся мероприятия: выдается специальная одежда, моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования; всем персоналом изучаются должностные инструкции, инструкции по техники безопасности, электробезопасности, правил пожарной безопасности. С работниками ДО ведётся профилактическая работа: инструктажи по охране труда, охране жизни и здоровья воспитанников, пожарной безопасности, противодействию терроризму (по утвержденному графику); тренировки по эвакуации воспитанников и персонала из здания ДОУ на случай возникновения чрезвычайной ситуации (1 раз в 3 месяца) оформлены информационные стенды по охране труда, безопасности образовательного  процесса,     пожарной        безопасности,        правила     дорожного     движения. Ответственным за пожарную безопасность в ДОУ поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения: огнетушители, пожарный щит. Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов.

     Педагоги ДО проводят с детьми мероприятия по ОБЖ.  

  1. Характеристика контингента участников реализации проекта “Будь вежлив”

Педагогическое исследование осуществлялось на базе старшей группы  Организации.

1. Возрастная группа - №6 старшая группа

2. Название группы - “Всезнайки”

3. Состав группы: 21

Мальчики – 10 человек

Девочки – 11 человек

4. Характеристика обучающихся группы

4.1. Обучающиеся с ОВЗ (если есть):

Категории детей с ОВЗ (установленные)

Количество обучающихся, отнесенных к категории

Их них

Примечание

мальчики

девочки

  1. Дети с нарушениями слуха

       нет

  1. Дети с нарушениями зрения

1

1

  1. Дети с тяжелыми нарушениями речи

3

2

1

  1. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

нет

  1. Дети с задержкой психического развития

3

1

2

  1. Дети с расстройствами аутистического спектра

           нет

  1. Дети с умственной отсталостью

1

1

  1. Дети с тяжелыми множественными нарушениями

         Нет

4.2. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями (если есть)

Категории детей с особыми образовательными потребностями

Количество обучающихся, отнесенных к категории

Их них

Примечание

мальчики

девочки

I.   Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития.

          18

        9

         9

II. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:

- обучающиеся по специальному учебному плану;

      Нет

- обучающиеся с трудностями в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;

       3

1

2

- одаренные обучающиеся.

      Нет

III.     Дети (семьи), находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в установленном порядке

       Нет

IV.        Дети (семьи), находящиеся в социально опасном положении, признанные таковыми в установленном порядке

        Нет

V.        Обучающиеся «группы риска».

        Нет

5. Характеристика контингента родителей (законных представителей) обучающихся дошкольной группы

Контингент родителей группы №6 “Всезнайки” представлен следующими характеристиками:

Семей с 1 ребенком –5

Семей с 2 детьми –9

Многодетных семей – 7

Полных семей – 20

Неполных семей – 1

                       Другие характеристики

Характеристики

Количество

Неработающих матерей

6

Работающих матерей

15

Матерей со средним, средним спец. образованием

13

Матерей с высшим образованием

8

Отцов со средним, средним спец. образованием

11

Отцов с высшим образованием

10

Семей, проживающих отдельно

1

Семей, проживающих с родителями жены или мужа

2

  1. Цель, задачи и основные этапы реализации проекта “Будь вежлив!” (план проведения проекта)

Тема (название)проекта: Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта “Будь вежлив!”

Тип проекта: краткосрочный, коллективный, информационно-творческий

Цели проекта:

     С  помощью различных педагогических  процессов, средств,  вовлечением разных специалистов, детей и родителей реализовать столь важный и необходимый проект по формированию культурного поведения,  вежливого отношения и общения у детей.

     На основе поставленной цели нами были сформулированы задачи работы:

Задачи:

  • Изучить данную проблему у детей 5-6 лет.
  • Дать детям представление о многообразии культуры поведения и вежливости в целом.
  • Расширить знания детей 5-6 лет о культуре поведения с различными способами.
  • Вовлечь родителей вместе с детьми в исследовательский процесс.
  • Изучить все имеющие материалы, методики по данной проблеме, и, соответственно, внедрять, применять их в работе с детьми 5-6 лет.
  • Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов.
  • Воспитывать уважение, и уважительное отношение ко всем людям, и к тому, что делают.
  • Научить выполнять правила культуры поведения с помощью показов презентации, поучительных ситуации, походов в театр, нахождение в иллюстрационных сказках.
  • Оценить результаты внедрения проекта «Будь вежлив», как средство воспитания культуры поведения и вежливости у детей 5-6 лет.

                                                  Этапы проекта

                        План работы подготовительного этапа

  1. Подготовительный этап:

                                          Содержание деятельности

               Детей

         Педагогов

           Родителей

Выяснение и выявление у детей по данной теме знаний и проблему (опрос);

Разговоры и беседы детей. Начальная диагностика.

Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов;

Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;

Подбор загадок, пословиц, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта;

Прибавление методического материала, предметно-пространственной среды, направленной на развитие интереса детей к этой теме;

Обогащение профессиональной компетентности педагогов

Изучение необходимого материала по данной теме.

Планирование занятий по этой теме.

Подбор необходимого инструментария.

Выбор иллюстрации, сказок, театров, места для экскурсии(внутри сада)

Подбор различных материалов, дидактических игр, досугов.

Пополнение группы игрушками, картинками, плакатами книгами по теме. На стене лестницы детского сада создание общего уголка по теме.

Анкетирование родителей по воспитанию культуры поведения и вежливости

Вовлечение родителей в образовательный процесс и выявление, определение  у них заинтересованности по данной теме.

Беседы с родителями о культуре поведения.

Разработка информации о проекте для родителей. Определение всей работы и материалов по взаимодействию с родителями.

Совместная встреча педагогов, родителей и детей. Обсуждение предстоящего проекта

2. Основной этап

План работы основного этапа.

                                              Содержание деятельности

                 Детей

Педагогов

Родителей

            Беседы, “Кто такой “культурный, цивилизованный” человек”,  “Планета вежливости” “Образцовый ребенок”.

         Вопросы и ответы, как правильно себя ввести в театре, в общественных местах, в детском саду, дома?

 С помощью волшебных слов мир перевернём и создадим нашу необыкновенную планету, планету “Вежливости”.

          Правила общения с людьми, с воспитателями, с друзьями, с родителями, и со всеми.

         К делу подключаются наши помощники, правые руки “волшебные” сказки, стихи А. Барто “Вежливые поступки” В. Осеева “Волшебные слова”, В. Кудлачева “Важные слова”, С. Маршака “Как себя вести”.

          Во время утреннего круга и приветствия в саду применяются игры связанные с вежливостью.    

         Игра “Кто хороший, а кто не хороший”, “Какой поступок правильный, хороший, а какой нет”.  

          Беседы о дружбе с детьми, со зверюшками и книжками.

         Чтение стих и сказок о дружбе, о хороших поступках.

         Просмотр презентации “Ты мой друг, и я твой друг”, “Мир хороший, где живут только добрые, культурные, доброжелательные люди”, “Дядя Миша огорчился, потому что, дети разбросали игрушки”, “Мы украшаем    стены нашего детского сада поучительными картинками, наклейками”,

         Коллективная аппликация на тему “Будь вежлив”, рисование “Книги наши друзья”, лепка знака “Нельзя” в рамках досуга “Будь вежлив”.  

         Просмотр сказки “Репка”.

         Мы  с детьми посетили театр. Беседа о культуре поведения детей в театре. Беседа: “Какая я сейчас, и каким я хочу быть”.

         Театрализованные игры. Театрализованные постановки с детьми.  

         Театрализованное представление детей “Волшебное путешествие в страну вежливости”.

         Чтение “Мойдодыр”, К. Чуковского, “Королевство столовых приборов” Н. Литвинова.

         Игры “Правильная сервировка стола”, “Мы кормим детей, малышей”, “Учись умыться до и после еды”.    

          Презентация “Правила поведения за столом во время еды”            

Беседы;

Театрализованная деятельность по теме;

Чтение художественной литературы по теме;

Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

     Донести до родителей посыл происходящего и помочь своим детям в процессе усваивания всех правил касаемо нашей темы.

         Различные беседы вокруг стола и дома между родителями и ребёнком о том, как надо себя вести в обществе, в саду, на прогулках, различных местах.  

         Прибавить к уже имеющихся представлениям о культуре поведения, о вежливости, ведь ребёнок в первую очередь копирует своих родителей.  

         Совместные праздники и досуги с родителями “День дошкольного работника”, “Золотая Осень” .

         Круглый стол, форма общения с родителями, где будет обмен информации по теме культура поведения, “как быть вежливым”, “как правильно строить отношения с детьми на этом фоне”.

      Объяснить родителям о некоторых важных моментах, допустим, идти в детский театр, и это делать по возможности часто, смотреть обучающие сказки, мультики, Читать стихи и сказки по данной теме и таким образом закреплять вновь приобретённые и уже имеющие знания о культуре поведения

      Сбор материалов для уголка “Планета вежливости”        

         Сбор материалов для стены детского сада (картинки с вежливыми словами)

 

3.Заключительный этап

План работы заключительного этапа

                                            Содержание деятельности

Детей

Педагогов

             Родителей

Беседы детей;

Уточнение знаний после проведения ряда мероприятии;

Продуктивная деятельность;

Собрание и обобщение всех материалов по этой теме;

Определение содержания итогового продукта;

С учётом приобретённых материалов и результатов определение направлений последующей работы, новой темы проекта;

Участие в подготовке выставок, творческих работ детей по данной теме

Совместная работа по подготовке результатов проекта

               

                        Завершение проекта – итоговое мероприятие

Форма проведения – Создание уголка в группе “Планета вежливости”

Создание “Планеты  вежливых слов” на стене детского сада

Проведение родительского собрания на тему “Мы воспитываем будущих вежливых, достойных, интеллигентных граждан нашей страны”.

                                         

                       

                                      Глава 2

Экспериментальная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре поведения, вежливости в процессе реализации проекта “Будь вежлив”

2.1 Исследование особенностей представления детей старшего дошкольного возраста о культуре поведения  (констатирующий этап экспериментальной работы)

     Диагностика проводилась в рамках педагогического исследования на тему “Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет”.

     Цель констатирующего этапа- исследование показателей сформированности культуры поведения и вежливости у детей 5-6 лет”.

     Для достижения указанной цели был использован диагностический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников ( И.Н. Астахова, Н.Н. Карпович).

В исследовании принимали участие педагоги, дети и родители старшей группы №6, “Всезнайки” МБОУ “ОЦ Вершина”, Просторная 14/1, д. Путилково, г.о. Красногорск.

Диагностический материал включает в себя:

  • анкету для педагогов;
  • анкету для родителей;
  • материалы для диагностических бесед с детьми и педагогических наблюдений.

                                  Анкетирование педагогов

     Цель анкетирования - выяснения желания заниматься темой “формирование и воспитание культуры поведения детей”, а также владения вопросами методики приобщения детей к культуре поведения в целом взято.

Анкета для педагогов “ Готовность к работе  по формированию и воспитанию культуры поведения”.

  1. Какой смысл Вы видите  и вкладываете в понятие “культура поведения”, “культура общения”, “культура вежливости” ?
  2. Как Вы считаете, нужно ли в дошкольном возрасте начать формировать культуры поведения у детей? И почему?
  3. А Ваши знания в данной сфере достаточно богаты, для того чтобы начат формировать у детей культуры поведения?
  4. Ваши компетенции по данной теме повышаете ли Вы? И какими способами?
  5. Как Вы думаете, с какого возраста можно и нужно детей учить  и развивать интерес уважать взрослых, вежливо относится к ним и к сверстникам?
  6. Знаете ли Вы когда и каким образом донести до детей разностороннее проявление понятия “культуры поведения, вежливости”?
  7. Есть ли литература по данной теме, с помощью которой Вы хотите ознакомить детей с “планетой” культуры поведения? Назовите источники?
  8. Какая методическая работа/работы Вам нужна для выполнения ряда задач по данной теме в старшей группе?
  9. А во время работы возникают ли проблемы с выбором методов, форм работы, которые стимулируют развитие компетентности по данной теме дошкольников?  
  10.  А какую помощь Вы бы хотели со стороны других специалистов, а именно у каких специалистов в реализации проекта “будь вежлив”.

В анкетировании приняли участие педагоги всех возрастных групп дошкольного        отделения.        Заполненные анкеты проанализировани по следющим позициям:

  • Анализ и систематизация данных по понятиям “поведение”, “общение и взгляды, “культура поведения”, “планета вежливости”;
  • Анализ ответов педагогов на поставленные вопросы о наличии знаний и представлений о культурном поведении, о культуре вежливости.
  • анализ ответов педагогов на поставленные вопросы о методической работе в реализации задач культурного  воспитания;
  • анализ ответов педагогов на поставленные вопросы о помощи и поддержки других специалистов по воспитанию культуры поведения.

     Обработка анкет педагогов представляла собой количественный анализ и развернутый качественный анализ ответов педагогических работников на поставленные вопросы. По итогам данного анализа сделали вывод о необходимости методического сопровождения педагогов по вопросам формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.

2.Анкетирование родителей “Воспитание культуры поведения”

     Цель анкетирования- выявление представлении родителей о воспитании культуры поведения детей дошкольного возраста. Очень важно знать какие представления есть у них, или вообще интересуются родители этим. Для них всё это какое значение имеет?  

Анкета для родителей “Формирование и воспитание культуры поведения”

  1. Я считаю, что культура поведения это-….
  2. Считаете ли Вы себя культурным и цивилизованным человеком?
  3. Что значит для Вас понятие “вежливость”, “вежливое поведение”?
  4. Эти качества насколько близки Вам? Вы видите себя в этом контексте?
  5. Как Вы считаете, нужно ли в дошкольном возрасте внедрять, прививать такие качества, как культурное поведение, общение?
  6. Вы одобряете употребление вежливых слов во время общения у Вашего ребёнка?
  7. Вы сами этому способствуете? И какими способами?
  8. Как Вы считаете, кто должен заниматься вопросами  формирования и воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста?
  9. Какие качества в этом направлении Вы воспитываете в своём ребёнке?
  10.  А какие методы, приёмы Вы используете для этого в своей семье?
  11.  А у Вас есть полезные советы воспитателям в помощь формирования культуры поведения детей дошкольного возраста?
  12.  Какие занятия, мероприятия на Ваш взгляд способствуют формированию и воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста?
  13.  А в вопросах формирования, воспитания и развитии культуры поведения детей дошкольного возраста Вы готовы сотрудничать и помогать воспитателям Вашей группы?

Обработка анкетирования включила в себя следующие положения

  • анализ и систематизация данных по понятиям  “культура поведения”,  “вежливость”, “вежливое поведение”;
  • анализ ответов родителей на поставленные вопросы о качествах и разновидностях культуры поведения, вежливости в целом взято;
  • анализ ответов родителей на поставленные вопросы о методах и приёмах работы по культурному воспитанию детей дошкольного возраста;
  • анализ ответов родителей на поставленные вопросы об отношениях и подходах  семьи к вопросам формировании и воспитании культуры  поведения у детей дошкольного возраста;
  • анализ ответов родителей на поставленные вопросы о готовности помочь воспитателям, педагогам образовательной организации в осуществлении формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.

     В анкетировании приняли участие родители детей  старшей группы МБОУ “ОЦ Вершина” Просторная 14/1. Результаты анкетирования позволили сделать вывод о необходимости сотрудничества педагогов и семей в вопросах воспитания культуры поведения, проявление вежливости во время общения  в семье и дошкольной организации, а также о необходимости активного включения семей в проектную деятельность.

2.Исследование показателей сформированности цивилизованных, культурных чувств

Исследование включило беседы с детьми и педагогическое наблюдение.

Примерные вопросы для беседы с детьми:

  1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.
  2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?
  3. С тобой в семье живут дедушки и бабушки?
  4. Ты как к ним относишься?
  5. Какими словами общаешься со взрослимы?
  6. Ты знаешь, какие правила поведения есть за столом, в общественных местах, в театре, при общении с окружающими людьми, со сверстниками во время разных игр?
  7. Что нельзя делать во время еды? После и перед приёмам пищи что следует всегда и в обязательном порядке делать?
  8. Ты соблюдаешь эти правила поведения везде и во всех обстановках?
  9. А в твоей семье приняты такие правила поведения?
  10. Хочешь быть похожим на родителей?
  11.  Что такое семья?
  12.   Продолжай предложение “Я люблю свой детский сад, потому что в саду меня учат….”?

     Результаты бесед с детьми дополнили данными педагогического

наблюдения, проведенного воспитателями в повседневной деятельности. Результаты оформили в таблице по критериям, предложенным А.К.  Марковой (таблица 1).

Показатели

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Запас знаний и представлений об отношений к сфере культуры поведения

5 чел.

7 чел.

6 чел.

2 чел.

1 чел.

Запас знаний и представлений об отношений к себе и другому человеку

7  чел.

5 чел.

5 чел.

2 чел.

2 чел.

Представление о культуре поведения, вежливости.Понимает и умеет рассуждать

6 чел.

4 чел.

2 чел.

7чел.

2 чел.

Представления о проявлениях норм культуры поведения в семье; Понимает и умеет рассуждать.

3 чел.

4 чел.

 2 чел.

12 чел.

Перечисленные знания гибко применяет при анализе необходимых ситуации и отражает в продуктивной деятельности.

6 чел.

6 чел.

8 чел.

1 чел.

Использует знания о культуре поведения для своих личных ориентаций.

7 чел.

7 чел.

7 чел.

Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы других людей

7 чел.

 5 чел.

6 чел.

3 чел.

Имеет свою точку зрения. Отстаивает свою позицию и убеждения касающихся вопросов  вежливости, культуры поведения

8 чел.

6 чел.

2 чел.

5 чел.

Умеет проявить уважение к другим людям

5 чел.

8 чел.

3 чел.

5 чел.

Умеет проявить инициативу в вопросах норм гигиены, правилах поведения в общественных местах

6 чел.

5 чел.

10 чел.

Стремится осознать способы своего личностного развития

2 чел.

10 чел.

7 чел.

2 чел.

В новых условиях проявляет ориентировку

6 чел.

8 чел.

 7 чел.

Готов к принятию помощи другого человека в развитии своей личности

9 чел.

 4 чел.

3 чел.

3 чел.

2 чел.

     Обработка результатов включала в себя следующие положения;

  • Начальные проявления культуры поведения, вежливости, правил и норм гигиенических навыков
  • Начальные проявления осознания своих возможностей в данной сфере и проявлении инициативы
  • Начальные проявления принятия помощи другого человека, этические чувства

    Результаты констатирующего этапа позволили сделать вывод о необходимости целенаправленной совместной работы всех участников образовательного процесса по вопросам сформирования культуры поведения детей дошкольного возраста.

2.2 Экспериментальное внедрение проекта “Будь вежлив”, как средство развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре поведения в целом (формирующий этап экспериментальной работы)

     Реализация проекта “Будь вежлив” проводилась в рамках педагогического исследования на тему “Формирования культуры поведения у детей 5-6 лет”.

     В реализации проекта участвовали дети, педагоги, родители старшей группы №6 “Всезнайки” МБОУ “ОЦ Вершина” Просторная 14/1, д. Путилково, г. о. Красногорск.  

     Актуальность проекта: Воспитание чувств вежливости, цивилизованности у детей с младшего возраста  является  важной педагогической задачей. Каким ребёнок станет во взрослой жизни (умным, культурным, вежливым, воспитанным) полностью зависит от взрослых; родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Всё это зависит от того, какие знания он получит, какими способами получит, какие впечатления оставят следы в его чувствах.        По совокупности все эти факторы влияют на становлении личности ребёнка.       Поэтому насколько внимательно, мудро подойдут к этому вопросу все ответственные лица, настолько и качественно будет “продукт” в данном случае становление личности ребёнка.  

     Очень важно привлечь внимание детей разными способами, вызвать у них интерес, как бы тяжело это не было, а не просто навязать знания, мнения и позиции других людей путём заставления того или иного действия.

Ведь дело культуры, вежливости очень тонкое и важное понятие для “маленьких”, но очень важных  людей - ДЕТЕЙ.

     Очень важным и особым приоритетным направлением стало посещение детей в театр, где дети растворяются с героями во время спектакля. Они чувствуют себя отважными. Каждое слово, действие актёров очень впечатляет  наших маленьких зрителей. Они улавливают каждую мимику, манеру,  взгляды актёров. Пристально следят за их жестикуляцией, темпом, голосом, актёрской игрой.  Поскольку игра является ведущим видом деятельности, а тем более театрализованная игра ещё больше привлекает внимание детей на актёров, на происходящее на сцене, поэтому и дети более часто бывают в театрах, сами дают представления и стараются быть естественными и интересными для их зрителей. В дошкольном возрасте необходимо правильно и в нужном направлении воспитывать ребёнка, чтобы  во взрослой жизни он был интеллигентным и культурным человеком.

     Исходя из всего этого, было решено разработать и реализовать проект «Будь вежлив».

Вид проекта: творческий, познавательный

По количеству учащихся: групповой

По срокам реализации: краткосрочный

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители

Предмет исследования: познавательное развитие

Цель проекта:

     Привить детям понимание культуры поведения начиная с гигиенических процедур, правила поведения за столом, правила общения со взрослыми, детьми, заканчивая правилами поведения в театре, в общественных местах и повсюду.

     Воспитывать чувства культуры поведения, вежливости, цивилизованности.

     Повысить качество семейного воспитания в вопросах культуры поведения в целом взято, повысить ответственность родителей в этих вопросах о воспитании своих детей.

Задачи проекта:

  • Освоение детьми нравственных представлений (нормы и правила поведения в обществе, ценные моральные качества человека, явления общественной жизни, труд людей)
  • Воспитание культуры общения (соблюдение этических норм речевого этикета, использование в речи соответственных этикетных формул)
  • Воспитание культуры деятельности (формирование бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам, учебным пособиям, природе и так далее)
  • Воспитание организованного поведения (формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добываться поставленной цели)
  • Воспитание самостоятельности дошкольников (развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля произвольного, волевого поведения детей в различных видах деятельности)
  • Воспитание потребности в соблюдении правил личной гигиены .
  • Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.
  • Приобщения к культуре поведения в целом.

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта: Основные принципы реализации проекта:

      Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);

     Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

     Актуальность        дидактического        материала        (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает      детям        воспринимать        задания      как        игру,      чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Словесные.

Беседы; “Кто такой “культурный, цивилизованный” человек”,  “Планета вежливости” “Образцовый ребенок”.

Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;

Загадывание и отгадывание загадок;

Стихи, сказки: К делу подключаются наши помощники, правые руки “волшебные” сказки, стихи А. Барто “Вежливые поступки” В. Осеева “Волшебные слова”, В. Кудлачева “Важные слова”, С. Маршака “Как себя вести”.

Чтение “Мойдодыр”, К. Чуковского, “Королевство столовых приборов” Н. Литвинова.

Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий;

Показ образца; Просмотр презентации “Ты мой друг, и я твой друг”, “Мир хороший, где живут только добрые, культурные, доброжелательные люди”, “Дядя Миша огорчился, потому что, дети разбросали игрушки”, “Мы украшаем    стены нашего детского сада поучительными картинками, наклейками”,

Просмотр сказки “Репка”.

Презентация “Правила поведения за столом во время еды”

Рассматривание иллюстраций; открыток.

 Практические

Игровые действия; “Кто хороший, а кто не хороший”, “Какой поступок правильный, хороший, а какой нет”.  

Внезапное появление объектов;

Художественное творчество;

Коллективная аппликация на тему “Будь вежлив”, рисование “Книги наши друзья”, лепка знака “Нельзя” в рамках досуга “Будь вежлив”.  

Создание игровой ситуации,

Игры “ Правильная сервировка стола”, “ Мы кормим детей, малышей”, “Учись умыться до и после еды”.    

Мы  с детьми посетили в театр. Беседа о культуре поведения детей в театре. Беседа: “Какая я сейчас, и каким я хочу быть”.

Театрализованные игры. Театрализованные постановки с детьми.  

Театрализованное представление детей “Волшебное путешествие в страну вежливости”.

      упражнение, моделирование.

     Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

    Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

     Элемент новизны (внесение новых атрибутов, возможность проявления творчества).

  1. Этап (информационный) подготовительный включает в себя:
  • Провести опрос с детьми, выявить проблему;
  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
  • Анкетирование родителей по культурному воспитанию;
  • Подбор методической и художественной литературы, открыток, энциклопедий стихотворений, наглядных пособий, игр.
  • Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
  1. Этап (практический) включает в себя:
  • Привлечение родителей к оказанию помощи;
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Рисование рисунков;
  • Проведение с детьми бесед;
  • Проведение с детьми игр.
  1. Этап (Заключительный) Предполагаемый результат:

Дети:

Дети имеют представление о культуре поведения в семье, в обществе.

Они знают как надо себя вести в театре.

Дети знают правила поведения за столом.

Закрепление культурно-гигиенических правил.

Они правильно пользуются столовыми приборами, и подобаемым образом себя ведут за столом.

Дети знают какие вежливые слова нужно использовать во время общения .

У детей проявляется интерес ко всему происходящему.

Они уже знают много литературных материалов, сказок, стих, поучительные мультики.

Сами замечают и делают замечания другим, когда замечают не культурное поведение и грубое обращение их сверстников.  

Оформление уголка в группе “Правила поведения для воспитанных детей”.

Оформление стены детского сада на втором этаже картинками: “Наши волшебные друзья-вежливые слова”.

Постановка спектакля “Репа” как досуг.

Родители:

Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничество с ребёнком в семье.

Повышение родительской компетентности по теме “культура поведения, культура вежливости”

Активизация участия в жизни группы и образовательной деятельности.

Педагоги:

Повышение эффективности работы по теме.

Повышение личностно-профессионального уровня.

Интеграция всех специалистов ДОУ в реализации проекта.

План реализации проекта

Формы совместной работы с детьми, взаимодействие с родителями

  • Беседы, “Кто такой “культурный, цивилизованний” человек”,  “Планета вежливости” “Образцовый ребенок”.
  • Вопросы и ответы, как правильно себя ввести в театре, в общественных местах, в детском саду, дома?
  • С помощью волшебных слов мир перевернём и создадим нашу необыкновенную планету, планету “Вежливости”
  •  Правила общения с людьми, с воспитателями, с друзьями, с родителями, и со всеми.
  • К делу подключаются наши помощники, правые руки “волшебные” сказки, стихи А. Барто “Вежливые поступки” В. Осеева “Волшебные слова”, В. Кудлачева “Важные слова”, С. Маршака “Как себя вести”.
  •  Во время утреннего круга и приветствия в саду применяются игры связанные с вежливостью.    
  • Игра “Кто хороший, а кто не хороший”, “Какой поступок правильный, хороший, а какой нет”.  
  •  Беседы о дружбе с детьми, со зверюшками и книжками.
  • Чтение стихов и сказок о дружбе, о хороших поступках.
  • Просмотр презентации “Ты мой друг, и я твой друг”, “Мир хороший, где живут только добрые, культурные, доброжелательные люди”, “Дядя Миша огорчился, потому что, дети разбросали игрушки”, “Мы украшаем    стены нашего детского сада поучительными картинками, наклейками”,
  • Коллективная аппликация на тему “Будь вежлив”, рисование “Книги наши друзья”, лепка знака “Нельзя” в рамках досуга “Будь вежлив”.  
  • Просмотр сказки “Репка”.
  • Мы  с детьми посетили  театр. Беседа о культуре поведения детей в театре. Беседа:  “Какая я сейчас, и каким я хочу быть”.
  • Театрализованные игры. Театрализованные постановки с детьми.  
  • Театрализованное представление детей “Волшебное путешествие в страну вежливости”.
  • Чтение “Мойдодыр”, К. Чуковского, “Королевство столовых приборов” Н. Литвинова.
  • Игры “ Правильная сервировка стола”, “ Мы кормим детей, малышей”, “Учись умыться до и после еды”.    
  •  Презентация “Правила поведения за столом во время еды”

В этом разделе запланированы и  проводятся ряд мероприятии, с помощью которых в возрасте 5-6 лет дети должны легко вылавливать и переваривать ту информацию, и тот посыл, который в целом лежит в основе  нашего краткосрочного проекта.

Поскольку очень важно в любом проекте вовлечение родителей, взаимосвязь, взаимодействие с родителями, поэтому и для них тоже предусматриваются разные беседы и в начале, и в процессе и в конце проекта.  

  • Донести до родителей посыл происходящего и помочь их детям в процессе усваивания всех правил касаемо нашей темы.
  • Различные беседы вокруг стола дома между родителями и ребёнком о том, как надо себя вести в обществе, в саду, на прогулках, различных местах.  
  • Прибавить к уже имеющимся представлениям о культуре поведения, о вежливости, ведь ребенок в первую очередь копирует своих родителей.  
  • Совместные праздники и досуги с родителями “День дошкольного работника”, “Золотая Осень” .
  • Круглый стол, форма общения с родителями, где будет обмен информации по теме “культура поведения”, “как быть вежливым”, “как правильно строить отношения с детьми на этом фоне”.
  • Объяснить родителям о некоторых важных моментах, допустим, идти в детский театр, и это делать по возможности часто, смотреть обучающие сказки, мультики, Читать стихи и сказки по данной теме и таким образом закреплять вновь приобретённые и уже имеющие знания о культуре поведения.
  • Консультации “Роль семьи в формировании и воспитании культуры поведения у детей”

Заключение

     В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания культуры поведения        не        считаются        важными, на это время не уделяют, сами плохо обращаются с другими людьми, не осознают свои ошибки и вызывают        лишь недоумение.

     В этом деле очень важно привлечение родителей, семьи в общий процесс, которое требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребёнку. Поэтому сегодня очень важно формировать и воспитывать у дошкольников культуры поведения, правильное и вежливое общение со всеми людьми, будь то сверстники, родители, воспитатели или незнакомыми людьми. Коротко говоря, создание дружелюбного и доброго отношения у дошкольников.

     Во время реализации проекта “Будь вежлив”  в работу активно привлекались родители воспитанников старшей группы №6.

     Для максимального включения семей в работу над проектом, было проведено родительское собрание «Мы воспитываем будущих вежливых, достойных, интеллигентных граждан нашей страны».

Родительское собрание

“Мы воспитываем будущих вежливых, достойных, интеллигентных граждан нашей страны”

Цель:

  • Привлечь родителей к обсуждению вопросов культуры поведения дошкольников, воспитании культурного поколения.
  • Раскрыть важность и актуальность совместной работы родителей и педагогов по формированию и воспитанию культуры поведения у дошкольников, роль семьи в решении данной проблемы.

Предварительная работа:

  • Анкетирование родителей по проблеме культуры поведения у дошкольников (приложение 1, приложение 2)
  • Составление памятки для родителей “Известные люди, и подходы этих людей по вопросам воспитании культуры поведения дошкольников”
  • Подготовка презентации по теме собрания.
  • Подготовка интервью с детьми “ Я вежливо в общении и веду себя интеллигентно”.
  • Оформление фотовыставки “Планета вежливости”.
  • Оформление стены детского сада “поучительные картинки- наши вежливые слова”
  • Консультации для родителей по проблеме воспитание культуры поведения дошкольников.

Ход собрания

  1. Вступительная часть.

      Приглашаю Вас, уважаемые родители, рассматривать нашу фотовыставку, наш уголок “Планета вежливости”, также ознакомится с памятками. Теперь представляю на ваше внимание нашу сегодняшнюю тему, целю этой темы.  Предлагаю Вам присесть, удобно располагаться. Благодарю за полные искренние  ответы на анкеты.

  1. Основная часть.

Беседы “Какого человека мы называем культурным, вежливым”, “Роль семьи в вопросах воспитании культуры поведения дошкольников”, “Театрализованные игры и спектакли, как средство формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста.

Вступительное слово педагога:

     В наши времена быть воспитанным, вежливым, уважаемым человеком , значит сознательно и активно вмешаться в общественную жизнь, значит обладать такими качествами личности, как вежливость, культурность, и конечно же в этом контексте гуманное отношение к людям. Последнее, столь важным считается, поскольку в наши дни гуманность мало проявляется у молодёжи, и соответственно у детей. А ведь все это связанно именно с воспитанием культуры поведения, культуры общения.

Вопросы к родителям

  • Как Вы считаете, нужно ли воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте и в каких пропорциях?
  • Какими способами можно осуществлять это воспитание?

Происходит обсуждение этих вопросов.

Рассказ воспитателя о необходимости формирования и воспитания культуры поведения детей в дошкольном возрасте.

     Человек достигает к успехам тогда, когда имеет прочную основу ряда человеческих качеств. В эти качества входят доброта, дружелюбность, вежливое поведение, уважение к людям, а тем более к старшим людям.  Все это ребенок получает, или должен получать с малых лет. Этому способствуют семья сперва, окружающая среда, детский сад, школа и так далее. Это воспитание должно очень чутко и тактично осуществляться, и заниматься им нужно сообща.

     В детском саду проводятся работы по расширению представлении детей о культуре поведения, о правилах поведения везде и повсюду.

Заключительное слово:

     С малых лет мы показываем детям как надо и правильно нужно себя вести со сверстниками, со взрослимы людьми, с родителями, педагогами детского сада. Мы показываем и рассказываем какие гигиенические навыки нужны.

     Учим детей правильно пользоваться столовыми приборами.

     Также учим и показываем как себя нужно вести на улице, в театре, общественных местах, на площадках, в саду и во многих местах. Благодаря всему этому ребёнок в нужном возрасте получает полезные и необходимые знания и навыки о культуре поведения в целом взято.

     Уважаемые родители, а теперь давайте играть  в игру “Будьте вежливы”.

Игры:  “Накрываем стол”, “Убираем рабочее место”.

  1. Заключительная часть

Заключительное слово воспитателя.

     Знание культуры поведения в целом (принятые у своего народа), умение употреблять все это в повседневной жизни очень важно и ценно в наши дни, и все это может стать основой активной творческой деятельности человека, если это делать в раннем детстве. В этом воспитании ключевое место занимает семья. Именно в семье ребенок получает первоначальные проявления и представления культуры поведения.

     “Все что Вы вкладываете в ваших детях, все что делаете в этом направлении, знаете, что оно приведет к успешному становлению личности ребенка во взрослой жизни, и это поможет ему преодолеть все трудности на этом сложном пути”.

Обобщение родительского собрания:

  • Использовать каждую возможность для обогащения ребенка впечатлениями о культуре поведения;
  • Сходить с детьми в детский театр, на выставки, в музей;
  • Периодически информировать родителей о развитии культурного воспитания детей.
  • Организовывать периодически “круглые столы”, давать необходимые советы, и проводить индивидуальные беседы.  

2.3 Результаты экспериментального внедрения проекта “Будь вежлив” как средства развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре поведения, вежливости у людей (контрольный этап экспериментальной работы) .

     Контрольная диагностика проводилась в рамках педагогического исследования на тему “Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта “Будь вежлив””.

     Цель контрольного этапа - повторное  исследование показателей сформированности культуры поведения, вежливости у детей 5-6 лет.

     Для        достижения        указанной        цели        был        использован        тот же диагностический материал по воспитанию культуры поведения и вежливости у дошкольников, что и на констатирующем этапе (И.Н. Астахова, Н.Н. Карпович).

     В исследовании принимали участие педагоги, родители и дети старшей группы МБОУ “ОЦ Вершина”, Просторная 14/1, д. Путилково, гор. окр. Красногорск.

     Диагностический материал включает в себя:

  • анкету для родителей
  • анкету для педагогов
  • материалы для диагностических бесед с детьми и педагогических наблюдений.

  1. Анкетирование родителей “Воспитание культуры поведения и культуры вежливости”

Цель анкетирования – повторное выявление представлений родителей о культуре поведения и вежливости детей дошкольного возраста.

Анкета для родителей “Воспитание культуры поведения и культуры вежливости” также применялась, что и на констатирующем этапе.

  1. Я считаю, что культура поведения это-….
  2. Считаете ли Вы себя культурным и цивилизованным человеком?
  3. Что значит для Вас понятия “вежливость”, “вежливое поведение”?
  4. Эти качества насколько близки Вам? Вы видите себя в этом контексте?
  5. Как Вы считаете, нужно ли в дошкольном возрасте внедрять, прививать такие качества, как культурное поведение, общение?
  6. Вы одобряете употребление вежливых слов во время общения у Вашего ребёнка?
  7. Вы сами этому способствуйте? И какими способами?
  8. Как Вы считаете, кто должен заниматься вопросами  формирования и воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста?
  9. Какие качества в этом направлении Вы воспитываете в своём ребёнке?
  10.  А какие методы, приёмы Вы используете для этого в своей семье?
  11.  А у Вас есть полезные советы воспитателям в помощь формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста?
  12.  Какие занятия, мероприятия на Ваш взгляд способствуют формированию и воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста?
  13.  А в вопросах формирования, воспитания и развитии культуры поведения детей дошкольного возраста Вы готовы сотрудничать и помогать воспитателям Вашей группы?

Обработка анкетирования включила в себя следующие положения

  • анализ и систематизация данных по понятиям  “культура поведения”,  “вежливость”, “вежливое поведение”;
  • анализ ответов родителей на поставленные вопросы о качествах и разновидностях культуры поведения, вежливости в целом взято;
  • анализ ответов родителей на поставленные вопросы о методах и приёмах работы по культурному воспитанию детей дошкольного возраста;
  • анализ ответов родителей на поставленные вопросы об отношениях и подходах  семьи к вопросам формирования и воспитания культуры  поведения у детей дошкольного возраста;
  • анализ ответов родителей на поставленные вопросы о готовности помочь воспитателям, педагогам образовательной организации в осуществлении формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.

     Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том, что для родителей проблема воспитания культуры поведения и вежливости у детей стала более значимой, важной. Родители более активно подключались в проектную деятельность, также больше внимания начали уделять данному вопросу в домашнем воспитании.  

                         2.  Анкетирование педагогов

     Цель анкетирования- определение результатов работы, повторное выявление желании педагогов заниматься темой воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста, а также владение вопросами методики  приобщения детей к уже имеющимся народным наследиям по данной теме.

     Анкета для педагогов “Готовность к работе  по формированию и воспитанию культуры поведения”:

  1. Какой смысл Вы видите  и вкладываете в понятиея “культура поведения”, “культура общения”, “культура вежливости” ?
  2. Как Вы считаете, нужно ли в дошкольном возрасте начать формировать культуры поведения у детей? И почему?
  3. А Ваши знания в данной сфере достаточно богаты, для того чтобы начать формировать у детей культуры поведения?
  4. Ваши компетенции по данной теме повышаете ли Вы? И какими способами?
  5. Как Вы думаете, с какого возраста можно и нужно детей учить  и развивать интерес уважать взрослых, вежливо относится к ним и к сверстникам?
  6. Знаете ли Вы когда и каким образом донести до детей разностороннее проявление понятия “культуры поведения, вежливости”?
  7. Есть ли литература по данной теме, с помощью которой Вы хотите ознакомить детей “планетой” культуры поведения? Назовите источники?
  8. Какая методическая работа/работы Вам нужна для выполнения ряда задач по данной теме в старшей группе?
  9. А во время работы возникают ли проблемы с выбором методов, форм работы, которые стимулируют развитию компетентности по данной теме дошкольников?  
  10.  А какую помощь Вы бы хотели со стороны других специалистов, а именно у каких специалистов в реализации проекта “будь вежлив”.

В анкетировании приняли участие педагоги всех возрастных групп дошкольного        отделения.        Заполненные        анкеты        проанализировали        по следующим позициям:

  • Анализ и систематизация данных по понятиям “поведение”, “общение и взгляды”, “культура поведения”, “планета вежливости”;
  • Анализ ответов педагогов на поставленные вопросы о наличии знаний и представлений о культурном поведении, о культуре вежливости.
  • анализ ответов педагогов на поставленные вопросы о методической работе в реализации задач культурного  воспитания;
  • анализ ответов педагогов на поставленные вопросы о помощи и поддержки других специалистов по воспитанию культуры поведения.

Результаты обработки анкет показали значительное повышение показателей готовности педагогов к целенаправленной совместной работе по воспитанию культуры поведения, вежливости  у детей дошкольного возраста.

3.Исследование показателей сформированности цивилизованных, культурных чувств

     Исследование включило беседы с детьми и педагогическое наблюдения.

     Результаты бесед с детьми дополнили данными педагогического

наблюдения, проведенного воспитателями в повседневной деятельности.

     Результаты оформили в таблице по критериям, предложенным А.К.  Марковой (таблица 1).

Показатели

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Запас знаний и представлений об отношений к сфере культуры поведения

2

5

14

Запас знаний и представлений об отношений к себе и другому человеку

5 чел.

5 чел.

11 чел.

Представление о культуре поведения, вежливости.Понимает и умеет рассуждать

3 чел.

8 чел.

10 чел.

Представления  о проявлении норм культуры поведения в семье; Понимает и умеет рассуждать.

10 чел.

11 чел.

Перечисленные знания гибко применяет при анализе необходимых ситуации и отражает в продуктивной деятельности.

5 чел.

8 чел.

8 чел.

Использует знания о культуре поведения для своих личных ориентаций.

2 чел.

4 чел.

5 чел.

10 чел.

Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы других людей

 3 чел.

 5 чел.

7 чел.

6 чел.

Имеет свою точку зрения. Отстаивает свою позицию и убеждения касающихся вопросов  вежливости, культуры поведения

4 чел.

5 чел.

12 чел.

Умеет проявить уважение к другим людям

2 чел.

4 чел.

2 чел.

6  чел.

9 чел.

Умеет проявить инициативу в вопросах норм гигиены, правилах поведения в общественных местах

3 чел.

4 чел.

7 чел.

7 чел.

Стремится осознать способы своего личностного развития

3 чел.

5  чел.

6 чел.

2 чел.

5 чел.

В новых условиях проявляет ориентировку

 3 чел.

 7 чел.

5 чел.

 6 чел.

Готов к принятию помощи другого человека в развитии своей личности

2 чел.

 5 чел.

5 чел.

4 чел.

5 чел.

Результаты контрольного этапа позволили сделать вывод о высокой эффективности совместной проектной деятельности в решении задач  формировании культуры поведения  детей 5-6 лет.

                                             

                                          Заключение

     В рамках педагогического исследования на тему “Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта “Будь вежлив!”” была сформулирована проблема - при каких условиях проект “Будь вежлив” будет являться эффективным средством формирования и воспитания культуры поведения у детей 5-6 лет? На основе этой проблемы определили цель итоговой работы: Эмпирическим путем подтвердить эффективность проектной деятельности в воспитании культуры поведения и вежливости у детей 5-6 лет; также сформулировали задачи проекта: исследовать проявление культуры поведения и вежливости у детей 5-6 лет. В ходе исследования был разработан проект  “Будь вежлив” для детей 5-6 лет, и этот проект внедрили в группе детей 5-6 лет №6 “Всезнайки”.

     Педагогическое исследование включила в себя три этапа. На первом (констатирующем) этапе провели диагностику, которая позволила сделать вывод о необходимости углубленной работы по культурному воспитанию у детей 5-6 лет.

     Для решения данной задачи был разработан проект «Будь вежлив». Участниками реализации проекта были педагоги, дети и родители старшей группы МБОУ “ОЦ Вершина” Просторная 14/1, в д. Путилково, №6 “Всезнайки”.

    В ходе реализации проекта решались задачи:

  • В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о культуре поведения, о многообразии планеты “Вежливости”.        
  • Появилось стремление у детей расширять свой кругозор по данной теме.
  • Укрепилось представление о необходимости  быть вежливым, культурным во всех местах и во всех обстановках.
  • На основе углубления и обобщения представлений о планете “Вежливости”, вежливых слов, вежливых поведении в процессе знакомства с рассказами, стихами, театрализованными постановками пословицами, загадками, сказками  о культуре поведения, у детей расширился и активизировался речевой запас.  
  • У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

     Активное участие в проекте принимали родители старшей группы №6 “Всезнайки”. Проект завершился проведением родительского собрания.

     После реализации проекта провели контрольную диагностику, результаты которой позволили подтвердить эффективность проектной деятельности в решении задач формирования и воспитания культуры поведения у детей 5-6 лет.

     Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены в полном объеме.

    Проект достиг своего положительного результата.

                                   

                               Список используемой литературы

  •  Гладкова Ю.А.,  Соломенникова О.А., “Подготовка, проведение, оформление учебных психолого-педагогических исследований
  • Завязкин О. В. , Уроки этикета и вежливости для маленьких гением.
  • Конкевич С. Ю., Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: практическое пособие.
  • “От рождения до школы” Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

     Мы предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые позволят и помогут нам спланировать работу по социально-нравственному воспитанию наших детей.

  • Вы любите театр?
  • А детский театр?
  • Какие детские театры Вы знаете в Москве?
  • Когда последний раз Вы были в театре с ребёнком?
  • Вы помните название театра?
  • Продолжительность по времени театра?
  • Впечатления ребёнка?
  • Что хотели бы  Вы отметить?
  • А Ваш ребёнок использует вежливые слова?
  • Он здоровается и прощается при встрече с людьми?

                                                                                       

                                                                                  Приложения 2

                             

                           Анкета для родителей

  1. Знакомства детей   с “миром культуры поведения”, с “планетой вежливости” как Вы делаете?
  2. Воспитываете ли Вы у своего ребёнка бережное отношение к тому месту, где ребенок трудится, играет или развлекается, и к тем вещам, (игрушки, книжки, тетради, карандаши, одежда) с которыми ребенок не отъемлем  и которые ему дороги?
  3. Совершаете ли Вы походы в театр?
  4. Как Вы прививаете употребление вежливых слов в общении  у Вашего ребёнка?
  5.  Слушаете ли Вы сказки, стихи рассказы о культуре и вежливом поведении в целом?
  6. Вы проводите беседы с Вашим ребёнком о правилах поведения в транспортах, общественных местах, в саду, домах культуры, в семье, и в конце концов на улице ежедневно?
  7. Бываете ли Вы на мероприятиях, праздниках, посвященным к культуре поведения? И как часто?
  8. Нуждаетесь ли Вы во всем в этом помощи педагога, воспитателя?
  9. Овладейте ли Вы достаточной информацией в данной сфере, чтобы воспитывать вежливых, культурных детей?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта “ Будь вежлив !” » Казарян Кишмиш Самвеловна В оспитатель ; МБОУ “ОЦ Вершина ” ; qishmish91-10gh@mail.ru ; 8(909)-634-36-44 НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Соломенникова О. А .; к.п . н.; доцент КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Слайд 2

Цель итоговой работы: С помощью различных педагогических процессов, средств, вовлечением разных специалистов, детей и родителей реализовать столь важный и необходимый проект по формированию культурного поведения, вежливого отношения и общения у детей. Задачи Изучить данную проблему у детей 5-6 лет. Дать детям представление о многообразии культуры поведения и вежливости в целом. Расширить знания детей 5-6 лет о культуре поведения с различными способами. Вовлечь родителей вместе с детьми в исследовательский процесс. Изучить все имеющие материалы, методики по данной проблеме, и, соответственно, внедрять, применять их в работе с детьми 5-6 лет.

Слайд 3

Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов. Воспитывать уважение, и уважительное отношение ко всем людям, и к тому, что делают. Научить выполнять правила культуры поведения с помощью показов презентации, поучительных ситуации, походов в театр, нахождение в иллюстрационных сказках. Оценить результаты внедрения проекта «Будь вежлив», как средство воспитания культуры поведения и вежливости у детей 4-5 лет.

Слайд 4

Актуальность: В наши дни стало сильно необходимо воспитывать детей таким образом, чтобы понятие “культура поведения” не искривило, или вообще не исчезло из человечества. Наблюдая за детьми долгое время, сегодняшняя картина показало, что поведения наших дошколят, неумение правильно себя вести в саду, в обществе, дома и в различных местах, создает определенное препятствие, которое, соответственно, усложняет, мешает его отношениям со сверстниками, со взрослимы, с другими людьми. Они всё чаще нарушают установленные нормы в обществе, очень грубой, жестокой форме общаются с людьми, которое в принципе, не допустимо, а тем более в этом возрасте. Исходя из этих проблем, которые уж очень важны, нужно разработать разные методы, механизмы, программы внедрения и формирования наилучшим образом культуры поведения, вежливости, чтобы сегодняшняя картина изменилась в лучшую сторону.

Слайд 5

База исследования: База р е а лизации пр о ек т а : № 6 «Всезнайки » , МБОУ “ОЦ Вершина”, Просторная 14/1; д . Путилково ; М о сков с кая облас т и . Участники: В реализации проекта участвовали педагоги , дети и родители старшей группы №6 “Всезнайки” МБОУ “ОЦ Вершина ” ; Просторная 14/1 ; д. Путилково ; г. о. Красногорск.

Слайд 6

01 “ Будь вежлив !”

Слайд 7

Цель реализации проекта Привить детям понимание культуры поведения начиная с гигиенических процедур, правила поведения за столом, правила общения со взрослыми, детьми, заканчивая правилами поведения в театре, в общественных местах и повсюду. Задачи проекта Освоение детьми нравственных представлений (нормы и правила поведения в обществе, ценные моральные качества человека, явления общественной жизни, труд людей) Воспитание культуры общения (соблюдение этических норм речевого этикета, использование в речи соответственных этикетных формул) Воспитание культуры деятельности (формирование бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам, учебным пособиям, природе и так далее) Воспитание организованного поведения (формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добываться поставленной цели)

Слайд 8

Воспитание самостоятельности дошкольников (развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля произвольного, волевого поведения детей в различных видах деятельности) Воспитание потребности в соблюдении правил личной гигиены . Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме. Приобщения к культуре поведения в целом .

Слайд 9

Этапы реализации проекта Этап 1. Подготовительный (констатирующий ) Педагогическое исследование включила в себя три этапа. На первом (констатирующем) этапе провели диагностику, которая позволила сделать вывод о необходимости углубленной работы по культурному воспитанию у детей 5-6 лет . Этап 2. Основной (реализация проекта с детьми и родителями ) Для решения нашей задачи был разработан проект «Будь вежлив». Участниками реализации проекта были педагоги, дети и родители старшей группы №6 “Всезнайки ” МБОУ “ОЦ Вершина” Просторная 14/1, д. Путилково . Этап 3. Контрольный После реализации проекта провели контрольную диагностику, результаты которой позволили подтвердить эффективность проектной деятельности в решении задач формирования и воспитания культуры поведения у детей 5-6 лет.

Слайд 10

Этап 1. Подготовительный (констатирующий) Цель констатирующего этапа - исследование показателей сформированности культуры поведения и вежливости у детей 5-6 лет”. Для достижения указанной цели был использован диагностический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников ( И.Н. Астахова, Н.Н. Карпович ).

Слайд 13

Этап 2. Основной (реализация проекта с детьми и родителями) В этом разделе запланированы и проводятся ряд мероприятии, с помощью которых в возрасте 5-6 лет дети должны легко вылавливать и переваривать ту информацию, и тот посыл, который в целом лежит в основе нашего краткосрочного проекта . Сбор материалов для уголка “Планета вежливости” Сбор материалов для стены детского сада (картинки с вежливыми словами) Родительское собрание.

Слайд 17

Этап 3. Контрольный Цель контрольного этапа - повторное исследование показателей сформированности культуры поведения, вежливости у детей 5-6 лет. Для достижения указанной цели был использован тот же диагностический материал по воспитанию культуры поведения и вежливости у дошкольников, что и на констатирующем этапе (И.Н. Астахова, Н.Н. Карпович ).

Слайд 20

Выводы: В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о культуре поведения, о многообразии планеты “Вежливости”. Появилось стремление у детей расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости быть вежливым, культурным во всех местах и во всех обстановках. На основе углубления и обобщения представлений о планете “Вежливости”, вежливых слов, вежливых поведении в процессе знакомства с рассказами, стихами, театрализованными постановками пословицами, загадками, сказками о культуре поведения, у детей расширился и активизировался речевой запас. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. После реализации проекта провели контрольную диагностику, результаты которой позволили подтвердить эффективность проектной деятельности в решении задач формирования и воспитания культуры поведения у детей 5-6 лет.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....

«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...

Формы работы с родителями по теме "формирование культуры поведения у детей за столом"

Предлагаю для воспитателей схему :формы работы с родителями по воспитанию культуры поведения за столом у детей к проекту "Умей в гости звать, умей и угощать"...

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Начиная работать над темой «этикет», у меня возникли вопросы: что такое культура поведения? Что такое этикет? Как соотносятся друг с другом этикет и культура поведения? Что из них важнее и нужнее для ...

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса «Безопасность на улице»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса  &la...

«Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста в процессе организации питания»

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, принося...

Диагностика проекта по формированию культуры поведения в старшей группе: «Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта “Будь вежлив!”»

Диагностика проекта по формированию культуры поведения в  старшей  группе: «Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта “Будь вежлив!”&raq...