Опыт работы по теме «Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством музыкально-театрализованной деятельности»
статья

Алексеева Екатерина Викторовна

Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование проходит в различных видах деятельности, мы остановимся на музыкальном творчестве в театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx24.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                      Утверждаю

                                                                                    Заведующий МБДОУ №31

_________Волохова Е.В.

                                 

Опыт работы по теме:

«Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством музыкально-театрализованной деятельности»

                                                                         Музыкальный руководитель:

Алексеева Е.В.

                                      г. Михайловск

Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование проходит в различных видах деятельности, мы остановимся на музыкальном творчестве в театральной деятельности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Если к этим впечатлениям добавить музыкальные характеристики персонажей, то у детей появится возможность выразить свои эмоции в творчестве: в сочинённой песенке, в самостоятельно придуманных движениях, в импровизации на детских музыкальных инструментах и т.д.

               Занятия творческой музыкально-театральной  деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка; способствуют: общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости, эмоций при проигрывании ролей; инициативности при выборе средств для передачи образа; естественности, непринуждённости, развитию творческой активности в песенной, танцевальной, образно-игровой, речевой деятельности. Впоследствии у ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия музыкально-театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

                 Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка, со временем подготавливая его к более активной певческой деятельности.  Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, что позволяет детям использовать свой маленький опыт при импровизации в танцах. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными, они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

                 Давайте обратимся к мнению специалистов в данной области.

               Э.Г.Чурилова (автор развивающей программы «Арт-фантазия»): «По данным психолога Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазию, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним».

          Н.Ф.Сорокина (автор программы «Театр – творчество – дети»): «Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Мы хотим, чтобы маленькие актёры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации».

            «Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребёнка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детское понимание пьесы, сочинённое самими детьми или сочиняемое и импровизируемое ими в процессе творчества. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающиеся в том, что они возникают в процессе детского творчества» - Н.Бартрам «От игрушки к творчеству».

           Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

          Опираясь на высказывания специалистов, можно выделить следующие цели: совершенствовать развитие творческих музыкальных способностей детей средствами театрального искусства; развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа; знакомить со средствами музыкальной выразительности (тембр, регистр, темп, динамика, характер и т.д.); совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей; воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; развивать эстетические способности; учить владеть навыками общения и коллективного творчества.

           Знакомство с театром начинается в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с куклами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. В этом возрасте дети - активные зрители. Они очень эмоционально реагируют на появление нового героя, хлопают, улыбаются, если герой танцует, то они зачастую встают с места и выполняют движения вместе с ним, а если он загрустил или с ним случилась беда, то они искренне переживают за него и с нетерпением ждут, что же будет дальше. Именно так начинается путь к творчеству.

             Начиная со второй младшей группы и до выпуска, мы знакомим ребят с различными видами театров. Для этого используем этюды, обучающие способам управления куклами различных систем. Параллельно в каждой группе обучаем детей основам актёрского мастерства. Для этой цели используем этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления и восприятия. Развиваем навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Привлекаем детей к коллективному сочинению коротких сказок и песенок на заданный текст, воспитываем эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение, поощряем стремление детей использовать детские музыкальные инструменты при создании образа.

          В средней группе и далее стремимся объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Дети сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или инсценировка) в соответствии со своим психологическим состоянием. Не уверенные в себе ребятишки чаще предпочитают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребёнок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями). Дети, преодолевшие себя или не имеющие психологических проблем, обычно хотят участвовать в спектакле в качестве актёров драматического театра. В средней группе продолжается работа над развитием музыкальных творческих способностей детей. Мы побуждаем детей коллективно сочинять истории, развиваем умение сопоставлять различные образы , используя интонацию, мимику, жесты; предлагаем детям сочинять песни в жанре марша и вальса на заданный текст; подводим детей к сочинению танцевальных импровизаций героев спектакля в соответствующих жанрах; учим сопровождать танцевальные импровизации в спектакле игрой на детских музыкальных инструментах.

           Именно с детьми средней группы «Почемучки» была начата наша работа по этой теме. Многие ребята (Влад С., Дима Ч., Матвей Ш., Настя Г., Влад Ф.) были очень неуверенны в себе, своих возможностях: рассказывали стихи, не поднимая глаз, в движениях была заметна скованность, угловатость, в играх часто смущались быть водящими,   при исполнении песен  старались быть незаметными. А некоторые дети (Ксюша О., Кирилл Б., Полина Ц., Вадим В., Ярослав Я.) активно принимали участие в любом виде деятельности и чувствовали себя всегда «в своей тарелке», даже если что-то не получалось, они сильно не расстраивались.

Одним из первых мероприятий, на котором дети стали себя проявлять, был праздник мам и бабушек. О нём мы расскажем подробнее. Нами был выбран сценарий по возрасту «Козлёнок Ру-ду-ду поздравляет маму», в котором был понятный детям сюжет. Мама-Коза отправляет Козлёнка Ру-ду-ду  поздравить  Бабушку-Козу  с 8 марта, и даёт ему свежеиспечённый торт, он бежит по лесу, встречает друзей (Лошадок, Котят, Поросят, Лягушат) и делится со всеми тортом, когда он доходит до бабушки, то торта уже нет в его корзиночке, тогда он скачет на лужайку и собирает два букета для бабушки и для мамы и поздравляет их с праздником.

Подготовка к празднику проходила поэтапно. Выбирались герои на главную роль (Козлёнок – Кирилл Б.) и второстепенные роли, (Лошадки – Вадим В., Ярослав Я.; Котята – Настя Г., Полина Ц., Даша К.; Поросята – Рома Х., Матвей Ш., Егор У.; Лягушата – Ксюша О., Милена О.) используя индивидуальный подход. Проводилась индивидуальная работа над образами героев: речь, интонация, выражение, артикуляция, мимика, соответствующие движения: жесты, пластика. В индивидуальной работе были трудности: с координацией движений, ориентировкой в пространстве, скованностью движений, зажатостью, неуверенностью.

Для того чтобы справиться с этими трудностями нами были использованы различные методы: игры со словами («Радуга», «Из-за леса, из-за гор»), подвижные игры («Найди своё место»), игры и упражнения на выразительность жестов, раскрепощение, расслабление мышц («Лёгкие и тяжёлые руки», «Глиняный человечек»), этюды на выражение эмоций («Тили-бом», «Девочки и мальчики»), этюды на воспроизведение черт характера определённых персонажей («Цок-цок», «Коза-хлопота»). Благодаря проведённой работе, на празднике дети чувствовали себя более уверенно и комфортно, но, конечно, не все дети справились со своей ролью: засмущался «Поросёнок» - Матвей Ш., «Кошечка» - Настя Г. Остальные дети показали ярких персонажей, используя мимику, жесты, интонацию, движения, соответствующие их возрастным особенностям и  индивидуальным способностям.

          В старшей группе в основном все дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается, но увеличивается потребность в творческой индивидуальности. С детьми этого возраста мы создаём образы различных персонажей, сочиняем мелодии на стихотворный текст, подбираем выразительные движения для передачи характерных особенностей героев сказок, на музыкальных инструментах подбираем, знакомые попевки и используем их в представлениях.

          Ярким примером нашей работы в старшей группе является  новогодний праздник «Умка спешит на ёлку», в котором Умка убегает от мамы-Медведицы, чтобы посмотреть на ёлку, по пути он встречает красивое Северное сияние, весёлых Пингвинов, Снежинок, Госпожу Метелицу, Снеговиков, которые помогают ему найти дорогу к ёлке, где его встречает Дед Мороз с внучкой Снегурочкой, а тем временем Медведица бежит вслед за Умкой, и находит его на празднике. Нами была проведена большая предварительная работа.

Выбраны герои на главные роли: Умка – Саша С., Снегурочка – Полина Ц.; на второстепенные роли: Пингвины – Рома Х., Матвей Ш., Кирилл Б., Владик Ф., Вадим В., Лёня В.; Снеговики – Ярослав Я., Дима Ч., Егор У.; Северное сияние – София Л., Даша М.; Снежинки – Милена О., Даша К., Настя Г.

В первую очередь мы работали над образами главных героев – Умки и Снегурочки, их задача была самая сложная, так как они участвовали во многих диалогах: с Медведицей, Пингвинами, Снежинками, Снеговиками, Госпожой Метелицей, Дедом Морозом, детьми. Со всеми героями нужно было добиться взаимодействия, непринуждённого общения. Для этого мы разыгрывали отдельные сценки из данного сценария с каждым персонажем. Также велась работа над походкой, мимикой, жестами, выразительностью речи, ориентировкой в пространстве, определёнными движениями, действиями,  предусмотренными в постановке.

Для Северного сияния и Снежинок мы решили использовать танцы-импровизации с дождиком и мишурой в руках. Здесь пришлось потрудиться над плавностью движений рук, лёгкостью бега, осанкой, свободой жестов, ориентировкой в пространстве. Нами были использованы игры на развитие двигательных способностей («Самолёты и бабочки», «Змеи»), музыкально-пластические импровизации («Снежинки», «Бабочки»).

Пингвины представляли себя весёлой песенкой с движениями. Здесь была двойная задача: эмоционально спеть и непринуждённо выполнить движения по ходу песни. С этими детьми велась работа над координацией движений, ориентировкой относительно друг друга, освобождением мышц рук, ног, а также над выразительностью пения, артикуляцией, дыханием, ритмом песни.

Снеговики исполняли свой весёлый танец, где нами были использованы движения соответствующие возрастным особенностям.

Анализируя прошедший праздник, можно сказать, что дети стали менее закомплексованными, более уверенными в себе, умеющими «находиться» в образе своего героя, взаимодействовать с другими персонажами, быть эмоциональными, раскрепощёнными в движениях.

           В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев. В плане музыкального творчества детям предоставляется большая свобода в выборе танцевальных, песенных образов, средств выразительности, музыкальных инструментов и т. д. Здесь уже ребёнок является создателем своего, индивидуального, неповторимого образа.

Работа с детьми подготовительной группы ведётся в этом году, к завершению учебного года мы планируем постановку сказки, сочинённой детьми – это будет итогом нашей работы над индивидуальными творческими способностями средствами театральной деятельности.        

      Музыкально-театрализованная деятельность даёт детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности и в повседневной жизни, что мы видим на различных мероприятиях и праздниках.

        Костюмы и атрибуты, которые готовят заботливые родители и воспитатели, помогают ребятам вжиться в образ и почувствовать атмосферу праздника.

     Главным результатом в проводимой работе является хорошее взаимопонимание и взаимодействие детей, воспитателя, музыкального руководителя и родителей, что позволяет создавать и организовывать праздники на высоком творческом уровне.

      Немаловажна и яркая эмоциональная отзывчивость детей при просмотре спектаклей кукольного театра, с коллективом  которого сотрудничаем, а также заинтересованность детей в развитии сюжета, многоплановости образов.

          Благодаря творческой музыкально-театральной деятельности у  детей развивается память, мышление, воображение, умение согласовывать свои действия с партнёрами, музыкальность, повышается самооценка, они раскрепощены и творчески выражают своё «я» в индивидуальных художественных образах. Дети проявляют желание участвовать в праздниках, досугах, развлечениях, используя при этом импровизационные (песенные, танцевальные, игровые) умения, приобретённые на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности.

           Наша работа будет продолжаться, совершенствоваться, ведь нас ждут новые праздники, идеи, фантазии, возможности реализовать свои творческие замыслы и помочь детям раскрыть свой внутренний мир.

           

           

 

Список, используемой литературы:

  1. Куцакова Л., Мерзлякова С., Воспитание ребёнка-дошкольника. М., 2003.
  2. Маханёва М., Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  3. Петрова Т., Сергеева Е., Петрова Е., Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  4. Сорокина Н., Играем в кукольный театр. М., 2004.
  5. Сорокина Н., Сценарии театральных кукольных занятий. М., 2004.
  6. Чурилова Э., Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2003.
  7. Щеткин А., Театральная деятельность в детском саду. М., 2007.
  8. Дошкольное воспитание. № 8, 2000, с. 106.
  9. Дошкольное воспитание. № 9, 2002, с. 113.
  10. Музыкальный руководитель. № 3, 2005, с. 75.
  11. Музыкальный руководитель. № 5, 2005, с. 94.
  12. Музыкальный руководитель. № 6, 2005, с. 90.
  13. Музыкальный руководитель. № 1, 2006, с. 83.
  14. Музыкальный руководитель. № 1, 2007, с. 73.
  15. Музыкальный руководитель. № 2, 2007, с. 79.
  16. Музыкальный руководитель. № 3, 2007, с. 76.
  17. Музыкальный руководитель. № 4, 2007, с. 77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обу...

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»

Тема::  «Развитие творческих способностей детей  посредствам музыкально театрализованной деятельности»Форма проведения: НОД  «Путешествие по русским сказкам»....

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»

Открытая  НОД, на методическое обьединение.Проводилось мероприятие в конце учебного года, являясь итоговым.Средняя возрастная группа дети 4,5 - 5 лет. В занятии использовались инновационные метод...

Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе

Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....

Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр через разные виды детской деятельности"

Цель опыта: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности....

Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Актуальность выбранной темыФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраст...