Декоративное рисование в детском саду, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
статья по рисованию

Ягунова Светлана Викторовна

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле, рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самими научиться создавать прекрасное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декоративное рисование в детском саду, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Знакомить  детей с русскими  народными  традициями, воспитать  их  на  материале  истории  нашего  народа в настоящее время, на мой взгляд, является самой актуальной задачей. А для  этого  нет  лучшего  пути, чем  знакомство с народными  промыслами  России, мастерством  народных  умельцев и русским  фольклором.  

         Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.  

Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Среди других видов искусства, декоративное искусство является уникальным в решении задач как художественного, так и личностного развития, общественного и духовного становления подрастающего поколения. Это обусловлено не только природой восприятия искусства, но и тем, что уже в дошкольном возрасте декоративная деятельность составляет одну из самых доступных и эмоционально захватывающих форм творчества, а с предметами декоративного искусства ребенок встречается с самого раннего возраста в своем ближайшем бытовом окружении.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи детского творчества А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, Ю.В. Максимов, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова. В результате выполненных исследований было установлено, что народное искусство доступно восприятию детей дошкольного возраста; были определены требования к отбору народного декоративно-прикладного искусства, обоснованы методы и приемы ознакомления детей с произведениями народных мастеров.

   Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле, рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекраснее.  

     В процессе изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

        Главными  задачами  своей   работы  я  считаю следующее:

  • Формирование  у  детей эмоциональной отзывчивости  и интереса к предметам народного искусства; понимания  его особенностей; различать  стили  наиболее известных  видов декоративной  живописи (Дымковской, Городецкой, Хохломской и др.)
  • Формирование  у детей  желания  заниматься подобной  деятельностью  по  предложению  взрослых  и в самостоятельной деятельности.
  •     Формирование  обобщенных  знаний  и  соответствующих  изобразительных  умений:

- освоение  детьми  характерных  элементов, колорита, композиции, узоров  той  или  иной  росписи;

- умения  создавать  выразительные  узоры на  бумаге  разного  формата;

- воспитание  чувства  ритма, формы, симметрии.

Воспитание  активности, самостоятельности, инициативы и творчества при  создании  выразительных  узоров.

     Данные  общие  задачи  конкретизируются  по  возрастным  группам.  Первые две задачи  предусматривают  ознакомление  детей  с  определенными видами  народного  декоративно – прикладными  искусства, его  характерными  признаками – материалом, из  которого  изготавливаются  изделия, особенностями  росписи, историей  промысла. С этой  целью  устраиваются  выставки, проводятся  занятия.

Последующие задачи предусматривают  обучения  детей  приемам  декоративного  рисования. При  этом  точное  повторение  всех  элементов  росписи  не  главное.

        Цикл  занятий  по  обучению  дошкольников  декоративному  рисованию  состоит  из  трех  этапов:

  1. знакомство  с  историей  народного  промысла  и  выделение  прос

тейших  элементов  узора; углубление  знаний  о  промысле,

  1. выделение  более  сложных  элементов  узора  и  знакомство  с  особенностями  декоративной  композиции;  
  2. творческое использование полученных знаний, умений и навыков

        Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством можно

проводить практически через все виды деятельности детей.

Для  развития  речи  изделия  народных  мастеров  дают  богатый материал:

можно  составлять  описательные  рассказы  по  игрушкам (дымковские

игрушки, матрешки), придумывать  сказки.  

      Изделия  народных  мастеров  помогают  воспитывать  у  детей  вниматель

ное  и  бережное  отношение  к  окружающей  среде, так  как декоративно –

прикладное искусство  по  своим  мотивам  близко к природе.

     Изделия  народных  промыслов  помогают  понять и почувствовать, что  человек – часть  природы, а именно это и является  основой  гармоничного  развития  ребенка.

              Обдумав   весь изученный материал, я решила начать свою работу   с диагностики. Используя диагностические карты, провела диагностику детей 4-5 лет по выявлению знаний, умений, навыков, которая выявила пробелы в декоративном рисовании детей.

          На  основе данных мною было составлено перспективное планирование по развитию художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности, через знакомство детей с народной декоративной росписью.

      Затем мною была начата  работа по ознакомлению дошкольников с декоративным рисованием. Знакомство детей с народно - прикладным искусством я начала с дымковской игрушки. На первом этапе знакомства, сообщались краткие сведения об истории народного промысла. Дети с интересом рассматривали  репродукции, открытки, иллюстрации, готовые изделия народных умельцев. На следующем этапе дети зарисовывали контур народных игрушек, используя орнаменты: круги, точки. При рассматривании игрушек дошкольники  учились выделять узор, выделяли основной цвет при рисовании, и, наконец, учились рисовать один из элементов узора. Затем задания усложнялись - дети рисовали уже круг с точкой посередине, и точки вокруг.

     Учились расписывать силуэт, используя точки, круги, и внося новые элементы- прямые линии и дуги. Учились рисовать узор тычками. Дети с удовольствием расписывали силуэты игрушек, радуясь результатам своего труда. В новом учебном году мы, вместе с детьми, продолжили знакомство с народными промыслами. Теперь уже при знакомстве с   глиняной игрушкой учили выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы, композицию узора на изделиях. Для этого в группе были созданы такие условия, что полученные знания о предмете декоративно - прикладного искусства, дети используют в самостоятельной деятельности. Это дает возможность решать задачи выделения цветового и композиционного решения народных узоров, их  характеристик, мотивов.

        В своей работе особое место в плане художественного развития детей отвожу дидактической игре. В ходе специально созданных игр происходит « развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия» подлинно художественными произведениями народного искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного». Представления о некоторых видах русского декоративно - прикладного искусства могут, сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музей, но и в процессе дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и      форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и   средство развития личности ребенка. Все дидактические игры проводятся в течение всего года во всех видах деятельности (самостоятельной и совместной с воспитателем).

       В своей работе я использую наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки, готовые изделия. Это   элементы дидактических игр и пособие для занятий. В группе имеется   уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, где постоянно выставляются разнообразные репродукции, иллюстрации, книги, картинки для свободного рассматривания.

          В нравственном воспитании детей важную роль играет и приобщение их к отечественной культуре через знакомство с русской литературой, живописью, музыкой. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи является произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

           Последним этапом работы является проведение итоговой диагностики, сравнение результатов работы, выявление уровня развития детей. По   итогам диагностики я планирую свою работу на следующий год, вношу необходимые изменения, дополнения к видам работы, пробелы в которой были выявлены диагностикой.

           Проводя данную работу систематически, мои воспитанники приобрели определенные знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к различному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел: декоративное украшение предметов, лепка атрибутов для игры.

         Результаты   итоговой диагностики  показали  что,  дети приобрели не только определенные знания, но и научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ. Работа стала доставлять детям много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, создавать свои собственные изделия.

Литература:

  1. В мире искусства. Словарь основных терминов. Под ред. Мелик-Пашаева, А.А. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://alleng.org/d/art/art191.htm 
  2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 1999.
  4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2006.
  5. Комарова Т. С  Обучение дошкольников технике рисования. — М., 2005.
  6. Кошелева, Л.Ю., Гаврюк, О. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018.
  7. Соломенникова О.А.Радость творчества.Ознакомление детей с народ-ным искусством. — М., 2005.
  8. Ческидова И.Б.Ознакомление детей шестисеми лет с цветом на занятих по изобразительной деятельности. // Детский сад от А до Я. — 2011. — № 1

 

 https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/12/wp_20151111_028_0.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/12/wp_20151111_036.jpg        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Ребенок не любит рисовать?  Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....

Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""

laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...

Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;Детское экспериментирование как средство развития  творческих способностей детей дошкольного возраста ».Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Вусловиях быстро ...

Техника рисования на воде «Эбру» как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Эбру (от тур. ebri — воздушные облака) — техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу (дерево, ткань, к...

Курсовая работа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В РИСОВАНИИ ГРАФИЧЕСКИМИ ЖИВОПИСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Актуальность Изобразительная деятельность дошкольников является  неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация. В данной работе будет р...