НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА.
статья
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме адаптации и профессионального становления молодых специалистов в ДОО. В статье рассказывается о формах и методах работы наставников с молодыми педагогами.
Ключевые слова: профессиональное становление, наставничество в ДОО, наставник, самообразование, молодые специалисты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме адаптации и профессионального становления молодых специалистов в ДОО. В статье рассказывается о формах и методах работы наставников с молодыми педагогами.
Ключевые слова: профессиональное становление, наставничество в ДОО, наставник, самообразование, молодые специалисты.
В современном образовании наставничеству придается большое значение, как методу и способу адаптации и профессионального становления молодого специалиста в ДОО. Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Наставничество в ДОО — это вид индивидуальной образовательной деятельности с впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник в дошкольной образовательной организации – это человек, обладающий определенным опытом и профессиональными знаниями, владеющий высоким уровнем преподавания методик дошкольного образования, имеющий высшую квалификационную категорию, обладающий высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь начинающему педагогу приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.
Наставнику следует обратить особое внимание молодого педагога на:
- требования к организации учебно-воспитательного процесса;
- требования к ведению отчётной документации;
- возможности использования в практической деятельности дидактических и технических средств обучения.
Необходимо обеспечить поддержку молодым специалистам в области:
- практического освоения основ педагогической деятельности (проектирование, подготовка, проведение и самоанализ организованной образовательной деятельности; формы, методы и приемы обучения);
- психологические основы управления деятельностью воспитанников на организованной образовательной деятельности (создание благоприятного психологического климата на организованной образовательной деятельности и др.);
- разработки программы творческого саморазвития;
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- определение направлений повышения квалификации;
- подготовки к предстоящей аттестации на квалификационную категорию.
Выбор формы работы с молодыми специалистами должен начинаться с собеседования, где наставники рассказывают о реализуемой образовательной программе в ДОО, в нашем случаи в подготовительной группе компенсирующей направленности воспитание и обучение проходит по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Далее молодых педагогов познакомили с отчётной документацией ДОО. В процессе работы начинается диалог наставника с молодым специалистом, в ходе которого решаются возникшие затруднения, проблемы. Затем определяется совместная программа работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного педагога или только демонстрирующим свой собственный опыт.
Наставник постоянно ведёт диалог, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: интеллектуальная игра «Игра-ведущий вид деятельности»; деловая игра для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха»; анализ и решение педагогических ситуаций; игры, развивающие деловую коммуникацию: «Карусель общения», «Наши ожидания», «Ассоциации» и др.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами: «Ситуативные беседы по АООП ДО для детей с ТНР», «Организация предметно-пространственной развивающей среды логопедического кабинета»; консультациями: «Документация воспитателя в соответствии с ФГОС ДО», «Планирование коррекционно-образовательного процесса в рамках комплексно - тематического планирования в условиях реализации ФГОС ДО», «Документация учителя-логопеда ДОО», «Современные логопедические технологии»; посещением и обсуждением организованной образовательной деятельности) имеют новые нетрадиционные: творческие лаборатории на темы «Современные формы работы с родителями (законными представителями) в дошкольной образовательной организации», «Организация коррекционно-образовательного процесса с детьми ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи» педагогические конкурсы, круглые столы совместно с родителями (законными представителями): «Эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи», «Психологическая готовность к школьному обучению», выступление на педагогических совещаниях и защита творческих работ. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего педагога в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.
Работа с молодыми специалистами становится более эффективной, если наставники разрабатывают им различные «буклеты-памятки»:
- должностные обязанности воспитателя, учителя-логопеда;
- методика проведения логопедических занятий;
- организация работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения речи;
- анализ и самоанализ ООД и коррекционно-развивающей деятельности;
- организация эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями);
- методические рекомендации по проведению родительского собрания.
В каждой ДОО складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами и используются те формы и методы, которые в конечном итоге содействуют профессиональному становлению молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности через наставничество. В деятельности нашей ДОО широко используются: просмотры ООД у воспитателей и учителя-логопеда, что позволяет молодым педагогам увидеть, как работают опытные коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты; оказание помощи в самообразовании через подборку методической литературы, периодических изданий по интересующим вопросам; стимулирование молодых специалистов через участие в конкурсах.
Таким образом, наставничество является необходимым условием, так как в нем отражена жизненная необходимость начинающего специалиста получить поддержку опытного профессионала, который способен оказать практическую и теоретическую консультацию на рабочем месте. И важно помнить, что в наставничестве выигрывают все стороны взаимодействия, молодые педагоги получают знания и навыки, опыт и уверенность, а дошкольная образовательная организация профессионально подготовленные кадры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
2. Профессиональная педагогика/ Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. –с. 31-50,133-152.
3. Лапина О.А., Магальник Л.А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьн. технологии. 2001. - № 6.-С.39-60.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление «Фестивали педагогических идей – средство профессионального развития педагога»
Представляю материалы своего выступления на круглом столе «Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности», в рамках методической работы дошкольного образован...
«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Всероссийская профессиональная олимпиадаработников дошкольного образования«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Эффективное управление кадровым потенциалом ДОО посредством индивидуальной карты профессионального развития педагога
В статье описана последовательность раскрытия кадрового потенциала ДОО с помощью индивидуальной карты профессионального развития педагога:- диагностика профессиональных приоритетов и профессиона...
Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
Мотивация профессионального развития педагогов...
"Наставничество как значимый аспект профессионального развития молодых педагогов"
Данная статья посвящена наставничеству в образовании, периоду вхождения молодого специалиста в профессию. Рассматриваются требования к наставнику, правила общения наставника с молодым специалистом....
Наставничество как средство профессионального роста педагога ДОУ.
Наставничество как средство профессионального роста педагога ДОУ. Наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, научиться добывать ...
Наставничество как эффективный инструмент в работе педагога» МОДЕЛЬ «ПЕДАГОГ- РОДИТЕЛЬ»
Наставничество, как эффективный инструмент в работе педагога, многократно доказал свою ценность и эффективность в процессе обучения и воспитания детей. Эта модель взаимодействия, известная также как м...