Инновационно-образовательный проект Тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
проект

Савельева Елена Владимировна

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего мира.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mbdou_no11_beryozka.docx59.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 « Берёзка»

Инновационно-образовательный проект

 Тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Разработали:

воспитатель первой категории Савельева Елена Владимировна

воспитатель Мункуева Октябрина Валерьяновна

г Гусиноозерск

2023-2024г


                                                                                                   

Паспорт проекта.

1

Организация:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Берёзка»

2

Адрес:

Республика Бурятия, Селенгинский район г Гусиноозёрск 6микрорайон дом 6

3

Телефон:

8 (301)454-41-08

4

Название проекта:

«Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников»

5

Тема проекта:

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

6

Авторы проекта:

Воспитатель первой квалификационной категории Савельева Елена Владимировна, воспитатель Мункуева Октябрина Валерьяновна

7

Участники проекта:

Педагоги ДОУ, родители воспитанников, дети

8

Тип проекта:

Информационно – практико - ориентированный

9

Продолжительность проекта:

Долгосрочный

Октябрь 2023г. – май 2024г.

Актуальность.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего мира.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание  – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».  Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы  у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Реализация проекта «Создание развивающей предметно-пространственной среды по  нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников»  задействовать различные виды и формы методической работы, детской деятельности, способствовать развитию творческого потенциала педагогов, активности родителей.

Проблема.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно – нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение  целостного педагогического процесса в ДОУ.

Анализ литературы и практики позволил установить противоречие между стремлением взрослых приобщить дошкольников к духовно – нравственной культуре и недостаточной их компетентности в данном вопросе.

Компетентность педагогов в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую значимость, прежде всего, потому что этот возраст признан сензитивным для духовно – нравственного воспитания: для формирования нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведении (А.С.Алексеева, Л.В.Суворова, В.М.Холмогорова).

Также очевидно противоречие между стремлением педагогических работников к результативности процесса нравственно – патриотического воспитания дошкольников и традиционным подходом к решению его задач, отсутствием системы в работе, таким образом,  мы выявили проблемы:

  • Недостаточное оснащение предметно – развивающей среды.
  • Отсутствие системы педагогического взаимодействия, направленного на патриотическое воспитание детей.
  • Низкий уровень педагогического мастерства и педагогической компетенции воспитателя по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Учитывая воспитательное значение и образовательные возможности национально – регионального компонента, мы поставили перед собой задачи:

  • Создать условия, необходимые для организации предметно – развивающей среды.
  • Разработать систему педагогического взаимодействия, направленного на патриотическое воспитание детей.
  • Разработать перспективный план по ознакомлению детей с родным краем.

Цель проекта: Создание развивающей предметно-пространственной среды,  системы методической работы по нравственно – патриотическому воспитанию в ДОУ.

Задачи проекта:

  • Совершенствовать воспитательно – образовательный процесс усилением его патриотической направленности.
  • Всесторонне повышать  квалификацию, профессиональное мастерство и творческий потенциал  педагога.
  • Достичь оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме.
  • Приобщить родителей воспитанников к деятельности ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию.

Ожидаемые результаты проекта.

  • Введение в практику ДОУ системы методической работы, направленной на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников.
  • Повышение уровня компетенции педагогов по данному вопросу.
  • Наличие достаточных условий в ДОУ обеспечивающих нравственно – патриотическое воспитание дошкольников, через формирование представлений о малой Родине.
  • Разработка и внедрение в практику перспективного плана работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Стремление педагогов к повышению своей квалификации через участие в конкурсах.
  • Понимание воспитательной значимости данной проблемы.

Новизна проекта:

-использование проектного метода как инновационной формы работы по патриотическому воспитанию в рамках ДОУ;

-комплексное взаимодействие всех участников образовательного процесса для создания развивающей среды ДОУ.

Гипотеза:

Если в ходе реализации проекта будет создана система работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников, то повысится уровень компетентности и информированности , профессиональное мастерство и творческий потенциал каждого педагога.

Теоретическая значимость:

Создание и организация методической работы по использованию проектного метода в работе по нравственно – патриотическому воспитанию в ДОУ.

Практическая значимость:

-разработка  методических материалов;

-создание  предметно – развивающей среды.

-пополнение дидактического материала;

-обобщение и распространение педагогического опыта работы;

Ресурсное обеспечение реализации проекта.

Для реализации проекта в ДОУ созданы определённые материально – технические условия, позволяющие решать задачи, поставленные перед образовательным учреждением.

На реализацию данного проекта  частично используются средства детского сада:

-мультимедийный проектор;

-компьютер;

- интернет;

- мини – музеи народного творчества, быта;

- центр по нравственно – патриотическому воспитанию;

- методическая литература;

 Победители внутрисадовских смотров - конкурсов были награждены грамотами .

Сроки реализации проекта:

Ӏ этап – диагностический (октябрь – декабрь);

ӀӀ этап – организационный (январь – апрель);

ӀӀӀ этап – заключительный (апрель – май).

Механизм реализации проекта:

Ӏ этап.

Цель: выявление проблемы; создание условий, обеспечивающих организацию проекта.

Содержание:

- изучение эффективного опыта в рамках проблемы проекта;

- изучение научно – методической литературы по теме;

- выявление факторов препятствующих и стимулирующих инновационную деятельность педагогов;

- разработка плана консультаций, семинаров, семинаров – практикумов по теме;

- проведение анкетирования родителей и педагогов с целью выяснения их отношения к патриотическому воспитанию в ДОУ (Приложение №1);

В результате решения поставленных задач предполагается: изучить имеющиеся теоретические разработки и практический опыт по данной проблеме, разработать систему мониторинга, позволяющего объективно выявить исходный уровень изучаемых показателей, познакомить педагогов с основными направлениями работы по теме.

ӀӀ этап.

Цель: осуществление методической работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Содержание:

- создание материально – технических условий, необходимых для реализации проекта (обновление программно – методического обеспечения, создание предметно – развивающей среды);

- обновление мини – музеев народного творчества, быта;

- проведение конкурсов для педагогов на лучший  уголок по нравственно – патриотическому воспитанию;

- организация совместных мероприятий с родителями;

- организация работы с социальными партнёрами (школа, библиотека, музей);

- оформление информационных стендов для родителей и педагогов.

ӀӀӀ этап.

Цель: подведение итогов по реализации проекта. Выявление проблем и определение перспектив в данном направлении.

Содержание:

- проведение и анализ мониторинга;

- обобщение результатов работы, формулировка выводов.

Важным условием успешной реализации проекта является взаимодействие детского сада и родителей в решении проблем развития личности ребёнка.

План реализации проекта.

Мероприятия

Сроки

1

Выбор темы проекта, составление плана работы над проектом

Октябрь

2

Анкетирование педагогов и родителей:

- «Патриотическое воспитание ребёнка в ДОУ»;

Октябрь

3

Подготовка презентации «Развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ» к педагогическому совету

Ноябрь

4

Консультации для педагогов:

- «Роль семьи в нравственно – патриотическом воспитании»;

Декабрь

 

5

Смотры – конкурсы для педагогов:

- «Лучший центр по нравственно – патриотическому воспитанию»;

- «Мини – музей в детском саду»

Ноябрь

Апрель

6

Экскурсии в школу, библиотеку, музей, местную администрацию

В теч. года

7

Родительские собрания в нетрадиционной форме

По годовому плану

8

Выставка детских работ  «Моя мама лучше всех»

Ноябрь

9

Выставка совместных с родителями работ «Край любимый и родной – нет тебя красивей»

Февраль

10

Выставка групповых газет «Наши отважные папы»

Февраль

11

Выставка детских работ «Загляните в мамины глаза»

Март

12

Выставка рисунков ко Дню Победы

Май

13

Конкурс чтецов, посвящённый 9 мая

Май

Данный проект разработан и реализовывается в рамках МБДОУ детского сада №11 «Берёзка» в 2023-2024 учебном году с педагогами, родителями и воспитанниками ДОУ.

В результате осуществления проекта, в ДОУ будут оформлены центры по нравственно – патриотическому воспитанию, приобретена методическая и детская литература, созданы альбомы, макеты, коллекции, фотоальбомы. Приобретены дидактические пособия по данной теме.

В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные мероприятия объединяют педагогов, родителей и детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствующими формированию коллективных взаимоотношений.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет начинающим педагогам в работе по патриотическому воспитанию детей. Поможет детям испытывать привязанность к родному дому, семье, малой Родине, испытывать гордость и уважение за свою многонациональную культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно к ней относиться.

Приложение №1

                                         Ӏ этап – диагностический.

Результаты анкетирования педагогов.

Анализ результатов анкетирования педагогов показал: воспитатели считают себя патриотами, но недостаточно компетентны и информированы в данной области, слабо ориентируются в программно – методическом обеспечении по проблеме патриотического воспитания, нет взаимодействия между педагогами, родителями, социумом по данному вопросу, не имеют достаточных знаний по организации проектной деятельности.

Результаты анкетирования родителей.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что все родители считают данную тему актуальной, но при этом сами не знают историю родного края, не прививают чувство любви к природе родного края через поэзию, не привлекают детей к трудовой деятельности. Только 10 % родителей совместно с детьми были в музеях, но отрадно, что у 100% родителей есть стремление повысить уровень своих знаний по данной теме и согласие участвовать в мероприятиях ДОУ.

                         Приложение №2

Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению воспитанников с малой Родиной.

Тема

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1

Я и моя семья

Понятие «семья». Члены семьи. Место ребёнка в семье (сын, дочь, брат, сестра и т.д.) Семейные обязанности.

Понятия «семья», «родной дом».

Семья – группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Мой дом – моя крепость», «Дома и стены помогают».

Различные уклады семейного быта. Семейные традиции. Понятие «предки». Несколько поколений составляющих «род». Родословная. Генеалогическое древо.

2

Родной город Гусиноозерск, Селенгинский район

Город в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находиться детский сад. Некоторые достопримечательности города.

Понятия «Россия», «Малая родина». Путешествие в прошлое родной области. Исторические места и памятники г. Гусиноозерска. Символика района, области.

Особенности городской и сельской местности. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий. Города, районы, реки .

3

Природа родного края

Растения сада, огорода, цветника, характерные для Сибири. Домашние и дикие животные, среда их обитания.

Растительный и животный мир Республики Бурятия. Зелёная аптека (лекарственные растения). Особенности ландшафта Республики Бурятия.

4

Улан-Удэ – столица Республики Бурятия

Памятники, театры, музеи, фабрики, заводы и др.

5

Быт, традиции

Знакомство с русской , бурятской избой, юртой и домашней утварью. Загадки о предметах быта. Знакомство с традиционными народными праздниками.

Функциональное предназначение предметов для быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма жизни нашего многонационального народа. Традиционные народные праздники.

Народный календарь. Традиционные обрядовые праздники, особенности их празднования.

6

Народный костюм

Знакомство с народными костюмами народов которые проживают в Республике Бурятия.

Знакомство с историей костюма. Одежда наших предков.

Особенности народного костюма. Мужской и женский костюм.

7

Народные игры

Знакомство с  народными играми.

Знакомство с разными видами народных игр. Разучивание считалок, слов к играм.

Знакомство с современными и старинными играми.

8

Земляки, воевавшие в Великой Отечественной войне

Понятие «земляки». Земляки – воевавшие в годы Великой Отечественной  войны. Герои Республики Бурятия и г Гусиноозёрска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей и педагогов "Мир дошкольника" (особенности создания развивающей предметно-пространственной среды)

Конспект деловой игры включает в себя задания для нескольких туров, ответы к ним.Цель мероприятия - обощить знания педагогов по организации и использованию развивающей предметно-пространственной среды...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Статья "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В данной статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Представлен опыт работы по созданию РППС с целью повышения познавательного ин...

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Создание развивающей предметно – пространственной среды для успешной работы по патриотическому воспитанию дошкольников

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» С. Михалков...