«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»

 

 

 

 

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг

в работе с детьми дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

Подготовила:

Богачева С.Н.

Должность:

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

г.о. Красногорск, 2023 г.

 

                           Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе.

Утренний круг для дошкольников – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

Рекомендовано организовать «Утренний круг» перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Методы и приемы сбора детей:

 - Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент).

 - Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т. о. постепенно собираются все дети.

 - Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на утренний сбор и т. д.

 - Дидактическая игра из серии «Пазлы», «Собери целое из частей». Приходя утром в детский сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины, перед утренним сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.

- Подвижная игра «Паровозик» или «Поезд», колонна машин и т. д. Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и «привозят» на место утреннего сбора.

 - Любимая детьми игра (например, «Ручеек», затеянная на месте утреннего сбора.

 - Ребенок - дежурный по сбору детей на утренний круг.

Методы и приемы организации детей на утреннем сборе:

- Предупреждение нежелательного поведения: рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались; около ребенка, требующего особенного внимания, садится воспитатель; по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течение нескольких минут - приготовьте для этого ребенка какое-нибудь спокойное занятие или поручение.

- Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом (подушечки, карточки - символы, карточки для выбора, веревочка, обруч).

 - Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца. Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка: - уйти и выбрать себе занятие в центрах активности; - успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе.

-Невербальные приемы организации: - специальные предметы - сигналы «Тишина», «Внимание», «Говори»; жесты рукой;

- Предмет, определяющий порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово;

- Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь и т. д.

 - Игра – считалка.

 - Воспитатель понижает голос.

 

 

                                 Организация «Утреннего круга»

 Основными задачами «Утреннего круга» являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день;

2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)

Проводится в форме диалога.

 

Структура «Утреннего круга»:

1 Приветствие или «Минутка вхождения в день»

2 «Новости дня»: обмен информацией.

3 Дыхательная и пальчиковая гимнастика, словесные игры, игры-фантазии, игры-цепочки.

4 Игра по теме периода.

5 Планирование или календарь дел.

 

Пример проведения «Утреннего круга»

 

1.Приветствие. Минутка вхождения в день

Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя на стульях или стоя).

Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему.

Рассмотрим несколько примеров проведения «Утреннего круга».

«Круг радости».

-Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена. Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?

Встань скорее,

Раз, два, три!

Свое имя назови!

(участники называют свои имена и становятся в круг, все здороваются и повторяют имя).

У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.

А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?

Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами… Замечательно!

-Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!

-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)

-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.

-А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни

 (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

 

«Круг с волшебным цветком»

Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок.

Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).

 

«Клубочек».  Материал: клубок красивых, не очень тонких ниток.

 «Давным-давно жили-были ткачи. Они владели искусством ткачества – ткали великолепные ковры из нитей. Это были добрые люди. Всякий раз, когда нужно было сплести ковер заказчику, они задумывали пожелания. И если у ткача были чистые мысли и добрые помыслы, ковер выходил особенно красивым». Я хочу вместе с вами сплести сейчас ковер дружбы  (знакомства). В руках у меня волшебный клубочек. Я предлагаю обмотать нитью палец, назвать свое имя и рассказать о себе – сколько вам лет, чем любите заниматься. После передать клубочек кому-нибудь из участников группы. Тот, кто получит клубочек, обматывает свой палец ниткой и тоже рассказывает о себе, передает клубок дальше. Важно, чтобы плели ковер все участники группы. После того, как ковер сплетен, можно встать со своих мест, немного вместе пройтись по кругу, поднимая и опуская ковер, любуясь им. ведущий может обратить внимание на то, что сейчас группа представляет собой единое целое, что каждый важен и значим в кругу, что только при участии всех членов группы мог получится такой красивый узор. Затем ковер можно сматывать, начиная с высказываний последнего участника.

 

«Дождь в джунглях». Это игра, которая предполагает умение взаимодействовать в команде и слушать другого. Предложим детям сесть плотно друг к другу. «Я хочу пригласить вас побывать в джунглях. Для этого сейчас мне понадобится ваша помощь. Мы будем вместе с вами слушать и одновременно издавать звуки джунглей. Предлагаю слушать внимательно и озвучивать движениями слова. Которые я буду говорить. Важно начинать по порядку и каждому включаться постепенно. Ребенок, сидящий рядом, по правую руку от ведущего, начинает движение, а тот, кто сидит по левую руку его заканчивает. Итак, словосочетание «легкий ветерок» мы изображаем трением ладошек друг о друга. «Закапали первые редкие капли дождя» мы щелкаем пальчиками. «Пошел сильный дождь» - хлопки в ладоши. «Ударил сильный гром» - топаем ногами. Давайте попробуем, что у нас получится». В джунглях подул легкий ветерок (дети шуршат ладонями). В джунглях упали редкие первые капли дождя (дети щелкают пальцами рук). И пошел сильный дождь (дети хлопают в ладоши), а сейчас ударил сильный гром (дети топают ногами). Сильный дождь перестал, лишь слышны редкие капли дождя (дети щелкают пальцами рук), да легкое дуновение ветерка (дети шуршат ладонями). А затем в джунглях стало совсем тихо.

 

2. «Новости дня» Обмен информацией.

Представьте, что я корреспондент детского журнала «Добрые детки» (можно использовать микрофон). По очереди обращайтесь к каждому, задавайте вопросы.

 

3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните из себя свежесть и красоту голубого неба. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте злобу, выдохните из себя тепло солнечных лучей. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Словесные игры: «Найди рифму», «Закончи предложение», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Какой? Какая? Какое?», «Составь предложение с данным словом».

 

Игра-фантазия «Оживление предметов».

Цель игры:
Учить детей сочинять истории, рассказывая сказки или рассказы о тех предметах, которыми они учатся манипулировать.

I вариант:
Рассмотрим на примере кормления детей.
Воспитатель рассказывает и показывает: «Жила- была ложка. Она была маленькая, не знала куда и как нести еду и все время попадала не туда, куда нужно. Вот пошла она за кашей для Тани (черпает кашу из Ваниной тарелки). Правильно ложка берет кашу? (дети исправляют). А у вас ложки умные? Как они достают кашу? Из ваших тарелок? Ой, у Пети ложка пошла гулять и не попала в рот, заблудилась? Пусть ваши ложки покажут Петиной, куда надо нести кашу».
Аналогично можно сочинить сказку про пуговицу, которая не знала, как попасть в свой домик, лезла в карман, под воротник.
С более старшими детьми можно оживлять любой предмет и предложить придумать сказку, рассказ.
II вариант:
Можно назвать «Путешествие по собственному дому (группе)».
Как уложить малышей спать? Расскажите им сказку про кровать: «Жила была кровать, которая не давала мальчику спать, скакала под потолок, выбегала на площадку и падала с лестницы. Бывают кровати с моторами, они ездят в дальние края охотиться за крокодилами.  Бывает говорящая кровать, которая рассказывает разные истории…»
Ребенок плохо сидит на стуле постоянно раскачивается. Расскажите ему рассказ про стул, который перебирая 4 ножками, бегал за трамваем. Он опаздывал и очень спешил. Вдруг одна ножка отвалилась и стул потерял равновесие. К счастью, один прохожий вовремя подхватил отвалившуюся ножку и приставил её. «Кто же тебе сломал ножку?» - спросил он. «Хозяин» - опустив спинку, ответил стул. 

«Создание лимерика».

Цель игры:
Развитие творческого мышления, воображения посредством создания лимерика (английский вариант организованной нелепицы).

Ход игры:
Детям объясняем технику создания стихотворения, но говорим, что оно должно быть немного сказочным, загадочным, можно использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строчка: выбор героя.
Вторая строчка: характеристика героя или его действие.
Третья строчка: реализация действий (как герой это сделал).
Четвертая строчка: выбор конечного эпитета или свое отношение к герою

 

Лимерики, сочиненные детьми группы «Солнышко»:

Жила-была бабушка,

И всегда пекла нам оладушки.

Любила бабушка шарфики вязать

И с дедушкой в шашки играть

Вот какая активная бабушка.

 

Жил-был детский сад «Сказка»

И был он в мире самый ласковый.

Любил детский сад ребят развлекать

И сюрпризами их удивлять.

Вот такой волшебный детский сад!

 

Игра «Что было потом»
Цель: Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания продолжения сказки.
 

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

  • сформировать у детей умение слышать первый и последний звук в слове.
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материалы:

  • карточки с предметами;
  • предметы, которые начинаются с гласного звука.

Содержание работы с дидактической игрой.

Воспитатель предлагает несколько картинок с предметами.

Воспитатель:  - Назови предмет на картинке.

                          - Назови первый звук в слове Собака.

                          - Пропой последний звук в этом слове.

                          - Отложи эту картинку вправо.

                          - Назови оставшиеся предметы на картинках.

                          - Выбери предмет, у которого название начиналось с последнего звука предыдущего предмета, т.е. А-А-А.

 

4. Игра по теме периода или проекта.

Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Игра по правилам периода.

В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

 - о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);

- о каком-то особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников;

- о плане деятельности на текущий день - выбор детьми центров активности. Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня. Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения. Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также заставляет требовать выполнение правил другими детьми.

5.Планирование или календарь дел.

(Совместное планирование деятельности на текущий день)

Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, занятие и работу в центрах активности.

Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

 

                               Организация «Вечернего круга»

 

Задачи:

• Рефлексия.

• Обсуждение проблем.

• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

«Вечерний круг» рекомендовано организовать во второй половине дня в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Обсуждая проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, можно подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел.

Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:

• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

• Какая часть суток сейчас?

• Что вы делаете в это время в детском саду?

• Что делают в это время ваши близкие?

• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

• Как выполнили свою работу?

• Какие новые слова узнали?

• Составление рассказов по опорным словам.

Пример проведения «Вечернего круга» на практике.

Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.

Моделирование. Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг

в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила:

Богачева С.Н.

Должность:

Воспитатель

г.о. Красногорск, 2023 г.

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе.

Утренний круг для дошкольников – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

Рекомендовано организовать «Утренний круг» перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Методы и приемы сбора детей:

- Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент).

- Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т. о. постепенно собираются все дети.

- Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на утренний сбор и т. д.

- Дидактическая игра из серии «Пазлы», «Собери целое из частей». Приходя утром в детский сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины, перед утренним сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.

- Подвижная игра «Паровозик» или «Поезд», колонна машин и т. д. Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и «привозят» на место утреннего сбора.

- Любимая детьми игра (например, «Ручеек», затеянная на месте утреннего сбора.

- Ребенок - дежурный по сбору детей на утренний круг.

Методы и приемы организации детей на утреннем сборе:

- Предупреждение нежелательного поведения: рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались; около ребенка, требующего особенного внимания, садится воспитатель; по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течение нескольких минут - приготовьте для этого ребенка какое-нибудь спокойное занятие или поручение.

- Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом (подушечки, карточки - символы, карточки для выбора, веревочка, обруч).

- Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца. Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка: - уйти и выбрать себе занятие в центрах активности; - успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе.

-Невербальные приемы организации: - специальные предметы - сигналы «Тишина», «Внимание», «Говори»; жесты рукой;

- Предмет, определяющий порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово;

- Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь и т. д.

- Игра – считалка.

- Воспитатель понижает голос.

Организация «Утреннего круга»

Основными задачами «Утреннего круга» являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день;

#1059;становление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)

Проводится в форме диалога.

Структура «Утреннего круга»:

1 Приветствие или «Минутка вхождения в день»

2 «Новости дня»: обмен информацией.

3 Дыхательная и пальчиковая гимнастика, словесные игры, игры-фантазии, игры-цепочки.

4 Игра по теме периода.

5 Планирование или календарь дел.

Пример проведения «Утреннего круга»

#1055;риветствие. Минутка вхождения в день

Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя на стульях или стоя).

Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему.

Рассмотрим несколько примеров проведения «Утреннего круга».

«Круг радости».

-Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена. Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?

Встань скорее,

Раз, два, три!

Свое имя назови!

(участники называют свои имена и становятся в круг, все здороваются и повторяют имя).

У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.

А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?

Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами… Замечательно!

-Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!

-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)

-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.

-А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни

(руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

«Круг с волшебным цветком»

Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок.

Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).

«Клубочек». Материал: клубок красивых, не очень тонких ниток.

«Давным-давно жили-были ткачи. Они владели искусством ткачества – ткали великолепные ковры из нитей. Это были добрые люди. Всякий раз, когда нужно было сплести ковер заказчику, они задумывали пожелания. И если у ткача были чистые мысли и добрые помыслы, ковер выходил особенно красивым». Я хочу вместе с вами сплести сейчас ковер дружбы (знакомства). В руках у меня волшебный клубочек. Я предлагаю обмотать нитью палец, назвать свое имя и рассказать о себе – сколько вам лет, чем любите заниматься. После передать клубочек кому-нибудь из участников группы. Тот, кто получит клубочек, обматывает свой палец ниткой и тоже рассказывает о себе, передает клубок дальше. Важно, чтобы плели ковер все участники группы. После того, как ковер сплетен, можно встать со своих мест, немного вместе пройтись по кругу, поднимая и опуская ковер, любуясь им. ведущий может обратить внимание на то, что сейчас группа представляет собой единое целое, что каждый важен и значим в кругу, что только при участии всех членов группы мог получится такой красивый узор. Затем ковер можно сматывать, начиная с высказываний последнего участника.

«Дождь в джунглях». Это игра, которая предполагает умение взаимодействовать в команде и слушать другого. Предложим детям сесть плотно друг к другу. «Я хочу пригласить вас побывать в джунглях. Для этого сейчас мне понадобится ваша помощь. Мы будем вместе с вами слушать и одновременно издавать звуки джунглей. Предлагаю слушать внимательно и озвучивать движениями слова. Которые я буду говорить. Важно начинать по порядку и каждому включаться постепенно. Ребенок, сидящий рядом, по правую руку от ведущего, начинает движение, а тот, кто сидит по левую руку его заканчивает. Итак, словосочетание «легкий ветерок» мы изображаем трением ладошек друг о друга. «Закапали первые редкие капли дождя» мы щелкаем пальчиками. «Пошел сильный дождь» - хлопки в ладоши. «Ударил сильный гром» - топаем ногами. Давайте попробуем, что у нас получится». В джунглях подул легкий ветерок (дети шуршат ладонями). В джунглях упали редкие первые капли дождя (дети щелкают пальцами рук). И пошел сильный дождь (дети хлопают в ладоши), а сейчас ударил сильный гром (дети топают ногами). Сильный дождь перестал, лишь слышны редкие капли дождя (дети щелкают пальцами рук), да легкое дуновение ветерка (дети шуршат ладонями). А затем в джунглях стало совсем тихо.

2. «Новости дня» Обмен информацией.

Представьте, что я корреспондент детского журнала «Добрые детки» (можно использовать микрофон). По очереди обращайтесь к каждому, задавайте вопросы.

3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните из себя свежесть и красоту голубого неба. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте злобу, выдохните из себя тепло солнечных лучей. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Словесные игры: «Найди рифму», «Закончи предложение», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Какой? Какая? Какое?», «Составь предложение с данным словом».

Игра-фантазия «Оживление предметов».

Цель игры:
Учить детей сочинять истории, рассказывая сказки или рассказы о тех предметах, которыми они учатся манипулировать.

I вариант:
Рассмотрим на примере кормления детей.
Воспитатель рассказывает и показывает: «Жила- была ложка. Она была маленькая, не знала куда и как нести еду и все время попадала не туда, куда нужно. Вот пошла она за кашей для Тани (черпает кашу из Ваниной тарелки). Правильно ложка берет кашу? (дети исправляют). А у вас ложки умные? Как они достают кашу? Из ваших тарелок? Ой, у Пети ложка пошла гулять и не попала в рот, заблудилась? Пусть ваши ложки покажут Петиной, куда надо нести кашу».
Аналогично можно сочинить сказку про пуговицу, которая не знала, как попасть в свой домик, лезла в карман, под воротник.
С более старшими детьми можно оживлять любой предмет и предложить придумать сказку, рассказ.
II вариант:
Можно назвать «Путешествие по собственному дому (группе)».
Как уложить малышей спать? Расскажите им сказку про кровать: «Жила была кровать, которая не давала мальчику спать, скакала под потолок, выбегала на площадку и падала с лестницы. Бывают кровати с моторами, они ездят в дальние края охотиться за крокодилами. Бывает говорящая кровать, которая рассказывает разные истории…»
Ребенок плохо сидит на стуле постоянно раскачивается. Расскажите ему рассказ про стул, который перебирая 4 ножками, бегал за трамваем. Он опаздывал и очень спешил. Вдруг одна ножка отвалилась и стул потерял равновесие. К счастью, один прохожий вовремя подхватил отвалившуюся ножку и приставил её. «Кто же тебе сломал ножку?» - спросил он. «Хозяин» - опустив спинку, ответил стул.

«Создание лимерика».

Цель игры:
Развитие творческого мышления, воображения посредством создания лимерика (английский вариант организованной нелепицы).

Ход игры:
Детям объясняем технику создания стихотворения, но говорим, что оно должно быть немного сказочным, загадочным, можно использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строчка: выбор героя.
Вторая строчка: характеристика героя или его действие.
Третья строчка: реализация действий (как герой это сделал).
Четвертая строчка: выбор конечного эпитета или свое отношение к герою

Лимерики, сочиненные детьми группы «Солнышко»:

Жила-была бабушка,

И всегда пекла нам оладушки.

Любила бабушка шарфики вязать

И с дедушкой в шашки играть

Вот какая активная бабушка.

Жил-был детский сад «Сказка»

И был он в мире самый ласковый.

Любил детский сад ребят развлекать

И сюрпризами их удивлять.

Вот такой волшебный детский сад!

Игра «Что было потом»
Цель: Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания продолжения сказки.

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

  • сформировать у детей умение слышать первый и последний звук в слове.
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материалы:

  • карточки с предметами;
  • предметы, которые начинаются с гласного звука.

Содержание работы с дидактической игрой.

Воспитатель предлагает несколько картинок с предметами.

Воспитатель: - Назови предмет на картинке.

- Назови первый звук в слове Собака.

- Пропой последний звук в этом слове.

- Отложи эту картинку вправо.

- Назови оставшиеся предметы на картинках.

- Выбери предмет, у которого название начиналось с последнего звука предыдущего предмета, т.е. А-А-А.

4. Игра по теме периода или проекта.

Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Игра по правилам периода.

В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

- о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);

- о каком-то особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников;

- о плане деятельности на текущий день - выбор детьми центров активности. Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня. Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения. Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также заставляет требовать выполнение правил другими детьми.

#1055;ланирование или календарь дел.

(Совместное планирование деятельности на текущий день)

Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, занятие и работу в центрах активности.

Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Организация «Вечернего круга»

Задачи:

• Рефлексия.

• Обсуждение проблем.

• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

«Вечерний круг» рекомендовано организовать во второй половине дня в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Обсуждая проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, можно подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел.

Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:

• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

• Какая часть суток сейчас?

• Что вы делаете в это время в детском саду?

• Что делают в это время ваши близкие?

• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

• Как выполнили свою работу?

• Какие новые слова узнали?

• Составление рассказов по опорным словам.

Пример проведения «Вечернего круга» на практике.

Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.

Моделирование. Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование «доброжелательной» технологии «Утро радостных встреч» в работе с детьми дошкольного возраста.

С целью благоприятного вхождения ребёнка в группу, формирования положительных межличностных отношений, поддержания интереса детей к сверстникам, создание атмосферы доброжелательности и защищенности...

Консультация: Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

СБОРНИК ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ОТСМ-РТВ-ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Сборник включает методические материалы инновационного опыта педагогов МАДОУ ЦРР№16 «Белочка» на основе общей теории сильного мышления,  методов развития творческого воображения и тео...

Использование здоровьесберегающих технологий (Смирнов Н.К.) в работе с детьми дошкольного возраста

Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении: «Быть здоровым— это здорово!»"Зоровьесберегающие образовательные технологии", по определению Н.К. Смирнова,...

"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"

В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность н...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИГРЫ «ГЕОКЕШИНГ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрывается понятие «Геокешинга» как современной формы коррекционной и развивающей работы логопеда. Описывается важность развития крупной, мелкой и артикуляционной моторики на ло...