Организация работы с детьми третьего года жизни (из опыта работы воспитателя)
статья

Петрова Наталья Борисовна

В статье автор делится своим опытом организации работы с  с детьми третьего года жизни. 

В статье на основании возрастных особенностей третьего года жизни прописаны методы работы с детьми и родителями в период адаптации. Представлена информвция об организации развивающей предметной среды. Рассмотрены требования ФОП ДО.  Автор приводит примеры эмоционального общения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_organizatsiya_raboty_iz_opyta_raboty.docx14.38 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми третьего года жизни  (из опыта работы воспитателя)

Петрова Наталья Борисовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №55 Калининского района Санкт — Петербурга

На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой, и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

В этом возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.

Обозначенные возрастные ориентиры имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.

В ФОП ДО прописаны планируемые результаты в раннем возрасте ( к 3 годам):

- у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;

- ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);

- ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;

- ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;

- ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого;

- ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;

- ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;

- ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;

- ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;

- ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;

- ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия;

- ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);

- ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;

- ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;

- ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;

- ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;

- ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;

- ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»). Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении образовательной программы ДОУ и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу.

Главный период это период адаптации. В этот период одной из главных задач является работа с родителями.

Ребенок приходит впервые в детский сад, главная задача  – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Проблемы, связанные с поступлением ребёнка в группу раннего возраста, начинаем с организации и повышения педагогической компетентности родителей. Для этого в нашем детском саду проводятся для родителей  консультации «Наш малыш».

Основными функциями этих консультаций являются:

-облегчение адаптационного периода детей раннего возраста;

-обеспечение малышу комфортных условий пребывания в ДОУ;

-забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка;

-сохранение и укрепление здоровья;

-содействие личностному развитию детей раннего возраста;

-оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;

-взаимодействие с семьёй для полноценного развития ребёнка.

 Планирование консультаций осуществляется с учетом запросов и пожеланий родителей. Это знакомство с организацией жизни малышей в детском саду, режимом дня, консультации по вопросам питания, организации гигиенических процедур, игровой деятельности детей, развития речи. На родительских собраниях знакомим родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста, с особенностями адаптационного периода. Проводится анкетирование родителей. Проводим предварительное анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в дошкольное учреждение Результаты анкетирования обрабатываются, и на заседании психолого – медико-педагогического совещания даётся прогнозирование течения адаптации.

 Лучше всего предварительно прийти с ребенком и познакомиться с воспитателями, групповыми помещениями, выбрать себе шкафчик с понравившейся картинкой. Тогда ребенок будет чувствовать себя комфортнее при следующей встречи. 

Опыт показывает, что лучше принимать не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели могли уделить им максимум внимания. Время пребывания в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания ребенка к условиям детского сада. В период адаптации учитываются все индивидуальные привычки ребёнка и сохраняются привычные для ребёнка воспитательные приёмы. Со дня поступления ребёнка в детский сад воспитателями ведётся лист наблюдений за ребёнком, где отмечаются: аппетит, сон, настроение, активность в игровой деятельности и взаимодействие со взрослыми и детьми. На основании наблюдений за детьми, выявляются проблемы, которые решаются при активной работе с родителями, через консультирование, рекомендации, посещение родительских собраний, общение при помощи папок-передвижек для родителей «Полезная информация». Далее происходит обработка результатов и анализ адаптационных листов и, если возникают вопросы, родителям ребёнка рекомендуем обратиться к психологу детского сада.

  Организация развития предметно — пространственной средыявляется одним из определяющих факторов воспитания малыша. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребёнка, в котором уютно и радостно

Для комфортного пребывания детей в детском саду созданы все необходимые условия: имеются групповые и спальные комнаты, стены которых покрашены в нежные цвета, комнаты для гигиенических процедур, имеется разнообразная детская мебель, диваны. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В группах есть необходимое количество игр, направленных на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.

 Все виды деятельность крайне важны не столько для овладения умениями, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем во всех видах деятельности. Поэтому очень важно не упустить ранний возраст, наиболее благоприятный для этого. Педагоги создают условия для всех видов деятельности, оформляя в группе уголки для разностороннего развития детей. Наша цель на данном этапе закрепить интерес малыша к занятиям, поддержать его познавательные действия.

Главная роль в становлении личности ребёнка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. Для успешной реализации задач по воспитанию детей необходим высокий профессиональный уровень педагогов и младшего обслуживающего персонала групп раннего возраста. Поэтому постоянно совершенствуем свои знания и умения.

По моему мнению основными задачами воспитателя  являются:

-научиться самим и обслуживающему персоналу находить подход к каждому ребёнку, уважать ребёнка как личность, быть внимательным, отзывчивым;

-научиться наблюдать и анализировать поведение детей, уровень их развития; 

-осуществлять грамотный контроль за нервно-психическим развитием детей;

-профессионально консультировать родителей по вопросам педагогики и психологии раннего детства.

По  результатам наблюдений адаптация у детей показывает, что большая часть группы детей со средней степенью адаптации. Малыши быстро привыкают к посещению детского сада, лучше идут на контакты со взрослыми и сверстниками. Это позволяет нам судить о правильной организации работы всего педагогического процесса, связанного с адаптацией детей. Развивающая и, постоянно обновляющаяся предметная среда, позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья ребёнка. Родители детей, поступающих в детский сад, повышают свой уровень в вопросах воспитания детей раннего возраста, повышается количество родителей, доверяющих воспитателю, активность родителей в подготовке детей к детскому саду.

Таким образом, чёткая, профессиональная слаженная работа педагогов, психолога, медицинского работника, логопеда, участие родителей, заинтересованность педагогов, является залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду и даёт положительные результаты в воспитании и обучении детей раннего возраста.

Литература:

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М:ТЦ Сфера. 2023. — 7с., 180с.

2. Громова О.Е. Зайка идет в детский сад. Проблемы адаптации детей 2-4 лет. -  М:ТЦ Сфера. 2023. - С. 5-11.

3. Шипунова В. А. Адаптация в детском саду. - М:ТЦ Сфера. 2019- 5с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на родительском собрании «Задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми третьего года жизни».

В данном сообщении раскрываются задачи воспитания и обучения детей третьего года жизни....

Конспект организации и проведения игровой деятельности с детьми третьего года жизни.

Расширять знания о назначении предметов, действий с ними....

Особенности организации и проведения подвижных игр на прогулке с детьми третьего года жизни.

Сообщение из опыта работы воспитателя первой младшей группы "Особенности организации и проведения подвижных игр на прогулке с детьми третьего года жизни"....