доклад на тему :"Взаимодействие музыкального руководителя и воспиатетля в ДОУ".
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Багунц Ульяна Анатольевна

Доклад на тему о взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя в образовательном процессе в ДОУ. Обзор и описание некоторы форм совместного взаимодейтсвия воспитателя и музыкального руководителя, применяемых в образовательном процессе в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeytsvie_muz.rukovoditelya_i_vospitatelya_v_dou.docx22.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ.

Подготовил: Багунц У.А.

Музыкальный руководитель МКДОУ

д/с N7 «Буратино» с. Богучаны

Воспитатель и музыкальный руководитель представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в содержании профессионально-педагогической деятельности каждого из педагогов.

Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений.

Воспитатель же  в свою очередь не владеет специальными исполнительскими умениями и навыками  и практически не знаком со спецификой музыкального репертуара.

Цель и задача взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя - взаимное обогащение опытом друг с другом.

 Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей, в подготовке которой участвует и музыкальный руководитель и воспитатель.

Часто воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. Но это не так. Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.

Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. В настоящее время очень мало используется  музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству. Музыкальные занятия, которые проводятся с музыкальным руководителям два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут полноценно удовлетворить потребность детей в музыке, в их музыкальном развитии. В связи  с этим в детском саду должно быть постоянное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем.  И активность  воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ очень важна и  проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности.

Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, разучивать движения танцев  и хороводов, организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, помогая и дополняя труд друг другу создают необходимую среду для полноценного развития детей.

Формы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя могут быть совершенно разными. И чем разнообразнее, тем интереснее детям будет воспринимать и изучать новый материал.

Это могу быть:

- музыкальные гостиные, концерты с живой  музыкой, организованные в ДОУ;

- совместная разработка музыкально-образовательных проектов в ДОУ;

- Взаимные консультации по использованию музыкального материала в

образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;

- Учет индивидуальных особенностей детей, для проектирования планов совместной работы по художественно-эстетическому развитию детей (учет их певческих способностей, двигательной активности, освоению музыкально-дидактических игр).

- совместная подготовка к фестивалям, конкурсам, соревнованиям на районном уровне;

-  организация  праздников, музыкальных развлечений, театрализованных представлений в ДОУ, в отдельной группе;

- совместное взаимодействие с родителями, консультирование  родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей, привлечения родителей и детей к участию в творческой деятельности, формированию музыкальных зон.

- совместная организация музыкально-развивающей среды в

ДОУ, в отдельно взятой группе;

Проект   «Музыкальные инструменты»

Разработку и подготовку данного проекта вели воспитатель и музыкальный руководитель. Проект направлен на изучение детьми различных музыкальных инструментов, разновидностей оркестров, профессий, которые относятся к музыкальному искусству. Проект  состоит из нескольких разделов:

- классификация музыкальных инструментов по способу извлечения звуков (струнные, клавишные, духовые, ударные);

- разделение инструментов по группам (народные, классические, духовые, ударные);

- профессии (музыкант, дирижер, композитор, певец).

Музыкальным руководителем была подготовлена вся техническая часть. Весь аудио и видео материал по теме. Фотографии музыкальных инструментов, изображения на экране. Краткое описание каждого инструмента, его особенности, принадлежность к тому или иному классу, группе. Исполнительская часть как музыканта на музыкальном  инструменте. Подготовка музыкальных игр:

- пантомима (изобрази тот музыкальный инструмент, звук которого ты услышал);

- музыкальная угадайка (викторина по  угадыванию на слух инструментов);

- собери свой оркестр (среди множества карточек  с изображением различных музыкальных инструментов, которые лежали на столе, детям надо было выбрать свой инструмент и собраться в команды по принадлежности инструментов к тому или иному оркестру ( народный, духовой, классический);

- подвижные игры с использованием музыкальных инструментов «Лесной оркестр», «кто веред займет стульчик с инструментом»;

Так же был подготовлен музыкальный материал и игры для итоговой встречи с родителями.  Где родители вместе с детьми участвовали в музыкальных викторинах, играх, шумовых оркестрах.

Воспитателем была проведена подготовительная работа с детьми по теме в группе:

- Чтение сказок и историй о музыкальных инструментах;

-  просмотр тематических мультфильмов;

- подготовка и проведению  дидактических игры  (пазлы  с музыкальными инструментами, загадки,  рисование и лепка  музыкальных инструментов;

- совместная поделка родителей и детей на тему «Музыкальный инструмент»  

На итоговом занятии проекта «Музыкальные инструменты» была подготовлена познавательно-развлекательная программа для совместного участия и соревнования детей с родителями (загадки, вопросы, шутки, игры). Воспитатель выступал в качестве ведущего встречи, музыкальный руководитель отвечал за музыкальное сопровождение к играм, викторинам, организовывал совместные шумовые оркестры.

Данный проект показал, что музыкальное развитие детей может быть ярким, насыщенным, с участием родителей.  

Проект «музыкальная среда»

Данный проект направлен на знакомство детей с классической музыкой.

Музыкальный руководитель подбирает классический музыкальный материал  понятный для детского восприятия и направленный на формирование музыкальной культуры детей. Выбираются пьесы из детских альбомов, сюит, композиторов, написанных для детей. Подбирается видео материал к каждой программной пьесе - тематические изображения, видеосюжеты. Музыкальный руководитель сопровождает каждую пьесу тематическим текстом о том, что сейчас прозвучит. Это может быть стихотворение, загадка или небольшая история.  После прослушивания каждой пьесы педагог с детьми обсуждают, что они услышали, какие музыкальные инструменты прозвучали, какой характер музыки, какие приемы использует композитор чтобы изобразить для нас через музыку данный сюжет. Проводится тематическая игра разминка под услышанный и проанализированный музыкальный фрагмент.

На основе данного проекта музыкальный руководитель и воспитатель совместно разрабатывают музыкально -познавательную программу, которая внедряется для плановых занятий в группе. Это способствует дополнительному музыкально - эстетическому воспитанию детей, помогает воспринимать новую тему более целостно, активизируя не только зрительное восприятие, но и слуховое. Способствует формирование мыслительного процесса. Активизирует у детей и образное мышление. Впечатления которые ребенок получает прослушав новую неизвестную  информацию по данной теме, просмотрев тематическое изображение и прослушав подходящее музыкальное сопровождение, преобразовываются в новое целостное сформировавшееся понятие, которое дает ему полноценное восприятие окружающего мира. Ребенок получает разностороннее развитие.

«Рисуем под музыку»

Музыкально- развивающая деятельность для детей, разработанная совместно воспитателем и музыкальным руководителем.

Цели и задачи:

-повысить эмоциональную восприимчивость и отзывчивость детей;

- приобщение к изобразительному и музыкальному искусству;

-формирование новых эстетических впечатлений;

-пробуждение фантазии и воображение;

-научиться изображать свои впечатление на бумаге;

-углубить музыкальные впечатления.

Воспитатель выбирает тему, подготавливает учебный материал по данной теме: рассказ, история, стихотворение, изображения, видео материал. Проводит подготовительную работу с ребятами в группе. После знакомства с  новой темой,  дети  отправляются в музыкальный зал, где их ждут мольберты, бумага и краски. Музыкальный руководитель подбирает подходящие по данной теме  музыкальные фрагменты. Это могут быть программные пьесы классических композиторов, репертуар детских песен. Музыкальный руководитель составляет музыкальное сопровождение так, чтобы на время занятия музыка звучала разнообразно, вызывая эмоциональный отклик у детей, возбуждая воображение и побуждая детей к фантазийности.

На время звучания музыки дети рисуют свои впечатления и эмоции по данной теме. Скрепляя в единое целое всё, что они узнала на занятии с воспитателем, всё что они услышали сейчас и представили себе. По итогу такого музыкально- развивающего занятия получаются «музыкальные картины», которые можно проанализировать совместно с родителями. Выявить способности детей к искусству, разобрать как музыка и рисование влияют на художественно-эстетическое развитие детей.

На уровне ДОУ воспитатель с музыкальных руководителей могут организовывать   конкурсы таких «музыкальных картин» среди воспитанников детского сада. И впоследствии сделать тематическую выставку.

Еще одним из способов взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является то, что воспитатель может применять некоторые игровые приемы, в своей практике в группе с детьми в не музыкальных занятий. Например разучивая с детьми  новое стихотворение или сказку можно предложить детям озвучить это стихотворение или сказку своими голосами, распределив роли (например ветер, вьюга, шелест, волк, собака, капли дождя и т.д.). или предложить озвучить с помощью нескольких музыкальных инструментов.

Так же в процессе разучивания стихотворения или песни воспитатель в группе может предложить детям прохлопать по слогам эту песню, разобрав где длинные слоги, а где короткие. Тем самым активизировать двигательные навивки, координацию движения, синхронизацию слуховых навыков, двигательных и речевых, что способствует развитию необходимых ребенку сенсорных навыков.  

Эти приемы музыкальный руководитель применяет на музыкальных занятиях, где воспитатель вместе с детьми участвует в общем процессе обучения. Музыкальный руководитель делится своим опытом и навыками с воспитателем, помогает понять тот или иной прием, а воспитатель в свою очередь перенимая опыт может брать любой прием в работу в своей практике в группе. Тем самым улучшая разностороннее развитие детей.

Педагогическое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – является важным условием в реализации Художественно-эстетического развития детей. Приобщению к искусству, музыкальной деятельности и к творчеству. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть высоких результатов в проектной деятельности, результативных выступлениях детей на конкурсах и фестивалях.  Основанная цель педагогов: развитие эмоциональной восприимчивости детей, эмоционального отклика на музыкальные произведения; приобщение детей к профессиональному искусству, в том числе и музыкальному; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, формирование музыкальной культуры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: Мастер- класс на тему "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей"

            Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ—одна из важных и  от её решения зависит успеш...

Консультация для воспитателей на тему : « Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему :  « Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»....

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В статье подробно рассматриваются функции воспитателя и музыкального руководителя в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

Доклад на тему «Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

               Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе. ...