Семинар-практикум для педагогов « Детское экспериментирование, как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»
опыты и эксперименты

Михальчук Ольга Николаевна
Повысить уровень профессиональной компетенции участников  через поисково-исследовательскую деятельность.Представить педагогам одну из форм проведения опытно экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.Сформировать у участников мотивацию на использование в воспитательно -образовательном процессе опытно экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников. Развивать творческие способности участников; активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар практикум для педагогов768.9 КБ

Предварительный просмотр:

МНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА «ЯСЛИ-САД №6 «ВЕСЁЛЫЕ ЗАЙЧАТА» ГОРОДА СНЕЖНОЕ»

Конспект семинара-практикума

с педагогами на тему:

« Детское экспериментирование, как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»

Подготовила воспитатель: Михальчук О.Н.

Мартыненко М.А.

;t=3&plc=API&viewToken=qOm7-qchRWDlBKV_cKdJMw&tkn=*tijhwCrGOz938SnrupYGseWQsZM

Тема: «Детское экспериментирование, как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов - участников семинара в процессе педагогического общения.

Задачи: повысить уровень профессиональной компетенции участников через поисково-исследовательскую деятельность.

Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Сформировать у участников мотивацию на использование в воспитательно -образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

Развивать творческие способности участников; активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Ход:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть на своём семинаре-практикуме, который будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.

Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому опыты на занятиях проводить просто необходимо, это вызовет у них любопытство и интерес к учебной деятельности.

Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике о необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент.

Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

– опыты с растениями;

– опыты с животными;

– опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

;t=3&plc=API&viewToken=5u9WGDbVnQrm2Hy1HYJb0A&tkn=*UdwzJ1hmilyu0INsTu5_-d8ofGM– в групповой комнате;

– на участке;

– в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей:

– индивидуальные (1-4 ребёнка);

– групповые (5-10 детей);

– коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

– случайные;

– запланированные.

5. По продолжительности:

– кратковременные (от 5 до 15 минут);

– длительные (свыше 15 минут).

6. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

– однократные;

– многократные, или циклические.

А также некоторые опыты проводятся педагогом, в целях безопасного поведения детей, о дети являются наблюдателями.

Можно сказать, что на протяжении дошкольного возраста, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентностей.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.

#1054;сновная часть (практическая)

Отгадайте загадку:

-Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

А звали красавицу (Золушка.)

Восп: Правильно, «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовила для нее задания, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь? Вы согласны со мной?

Опыт №1 «Завтрак от Золушки»

- Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушки нужны сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцам, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?

- У вас на столах лежат яйца. Необходимо определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое.

Как это можно выяснить, что нужно сделать?

- Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод?

Вывод: В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

Опыт №2 «Отдели соль от перца»

Нам нужен надутый шарик. На стол высыпать по чайной ложке соли и молотого перца. Хорошенько перемешать. Теперь представим себя Золушками и попробуем перец отделить от соли. Не получается… Теперь потрём наш шарик о что-нибудь шерстяное и поднесём к столу: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике. Наслаждаемся чудом, а юным физикам более старшего возраста шепнём, что шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки, вернее, электроны перца, приобретают положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли электроны перемещаются плохо, поэтому она остаётся нейтральной, не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему.

Опыт №3 «Фильтрация»

Мачеха приказала Золушки очистить воду из-под крана. Как это сделать? Проведение: как очистить грязную, непригодную для питья воду, с помощью фильтра из подручных материалов, чтобы можно было использовать её для приготовления пищи. Объяснение: фильтр (воронка, вата, марля, бумажная салфетка, чистый стакан) очищает грязную воду, превращая её в чистую. Попавшие в воду грязные частички, мусор, при фильтрации задерживаются в слоях фильтра. Чем больше слоев в фильтре, тем чище станет вода.

Опыт №4 «Испытание в мастерской»

Пока готовился торт, и кипятилась вода в чайнике, Золушка принялась за шитьё. Взяла нитки, ножницы, иголку и вдруг нечаянно уронила иглу на пол. Проведение: как найти иглу? Для этого используем магнит. Объяснить: магнит притягивает железные предметы. Золушка справилась с этой работой.

;t=3&plc=API&viewToken=Pjx3Jbj4td5s7l4IvWltkw&tkn=*VuOGfMD6p742mizOK2fzgfSolxQ

Опыт № 5 «Волшебная звезда»

Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Золушка увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

;t=3&plc=API&viewToken=bNEBTbst395_TeMyn_hG3Q&tkn=*paJKGYeIfFFMz8WVN99r9rHg2ho -Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Золушка от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Золушка решила идти дальше. Тут она увидела радугу

Опыт № 6 «Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л. ;t=3&plc=API&viewToken=CYfOF4xYgXYmJI-XD-TQJg&tkn=*3N7297MAMFUPaaxowLpDyq7p2Bg

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

#1058;еперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Воспитатель: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Опыт №7 «Потуши свечку»

-Золушка выполнила все задания мачехи, осталось собраться на бал и тихо потушить свечку. Как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её?

- Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Почему свеча погасла?

-Вывод: для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.

- А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?

;t=3&plc=API&viewToken=yAh-q163AVmMrgMLT7TvdQ&tkn=*q_bLGrU9NVne4cgRj8H33fl8mg4Дорогие педагоги! Мне хотелось, чтобы вы нарисовали самый яркий сюжет из сказки на песке.

3. Заключительная часть (рефлексия)

- Уважаемые коллеги! В заключение хотелось бы сказать: «Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Сейчас мы предлагаем с помощью смайликов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.

Нам было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.

;t=3&plc=API&viewToken=fz40xG961TOyn3ECJLMRdw&tkn=*Rx554PQolS0DaZ8EWlmRPfNPZ08


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Задачи семинара:-Теоретическая часть: поделиться опытом работы с педагогами ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности, проводимой с дошкольниками;-Практическая часть: продемонстриро...

Детское экспериментирование - основной метод познавательно-исследовательской деятельности.

 Выступление к методическому объединению для воспитателей дошкольных учреждений. Автор акцентирует внимание на то, что в системе дошкольного образования познавательно – исследователь...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...